Тема: Правописание глаголов прошедшего времени
Цель: формирование навыка правописания глаголов в прошедшем времени.
Планируемые результаты (задачи):
предметные: ставить вопросы к глаголам прошедшего времени, различать их в тексте, правильно писать;
личностные: понимание скромности как положительного качества характера;
системно-деятельностные: развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение делать выводы и обобщения.
Ход урока
1 этап: Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Постановка учебной задачи урока: Как изменяются глаголы прошедшего времени? На какие вопросы они отвечают?
Сообщение темы и цели урока.
2 этап: Учебно-познавательная деятельность.
Цель: усвоение содержания темы.
1. Работа в парах: чтение учебного диалога. Стр. 58.
2. Работа по таблице. Упр. 148. Учись наблюдать и сравнивать. Сравнить в таблице глаголы прошедшего времени. Чем они отличаются? Как изменяются?
Единственное число
Множественное число
Мир.
Ж.р.
Ср.р.
Что делал? Что сделал? светил осветил
Что делала? Что сделала? светила осветила
Что делало? Что сделало? светило осветило
Что сделали? осветили
Сравнительный анализ глаголов прошедшего времени в ед. и Мн. числе мужского, женского и среднего рода: Единственное чис ло: он (что делал?) светил, играл, она (что делала?) светила, играла, оно (что делало?) светило, играло. Множественное число: они (что делали?) светили, играли. Поставить вопросы, выделить окончания.
Сделать вывод: Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -Л- и отвечают на вопросы: что (с)делал? что (с)делала? что (с)делало? что (с)делали?
В мужском роде глаголы прошедшего времени имеют нулевое окончание; в женском роде - окончание -а; в среднем роде - окончание -о. Во множественном числе - окончание -и.
Работа по составу слова. Как узнать, какой суффикс надо написать перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени? В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, что и перед -ть в не-определенной форме: слушать - слушал, строить - строил.
Сделать вывод: Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л- и отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
В мужском роде глаголы прошедшего времени имеют нулевое окончание; в женском роде - окончание -а; в среднем роде - окончание -о. Во множественном числе - окончание -и.
3 этап: Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
1. Поисковые задачки.
1) Упр. 149. Глаголы какого времени использованы для описания зимнего дня. Поставить вопросы.
2) Как узнать, какой суффикс надо написать перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени? В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется тот же суффикс, что и перед -ть в неопределенной форме.
2. Тренировочные упражнения.
1) Упр. 150. Составить предложения с глаголами в прошедшем времени. Указать окончания глаголов. Определить переносное значение глаголов.
2) Упр. 151. Дописать окончания глаголов в прошедшем времени. Выделить суффикс.
3. Развитие речи.
1) Упр. 154. Замени в предложении глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени: 1. Пришла весна, зеленела трава, распустились на деревьях почки. 2. В муравейнике муравьи спешили, хлопотали, входы-выходы закрыли. 3. Бабочки трепетали пестрыми крылышками, садились на цветок. 4. Капли дождя падали на зонтики прохожих, на крыши домов, на кроны деревьев.
4. Упр. 155. Работа с текстом «Картофель». Грамматическое задание: Выписать глаголы прошедшего времени вместе с существительными, с которыми они связаны. Доказать, что род и число глаголов зависят от имени существительного.
4 этап: Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Подведение итогов урока:
предметные: определяет глаголы прошедшего времени, правильно согласует их в роде и числе с существительным; выделяет суффикс прошедшего времени;
личностные: понимает скромность как положительное качество личности; системно-деятельностные: умеет вести наблюдение, ставит цель и распознает грамматические признаки глагола, анализирует, обобщает, доказывает.