Конспекта урока
Программа: «Школа России». Предмет: Русский язык. Класс: 3 класс.
Тема: «Имя существительное. Общие сведения об имени существительном».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы имя существительное.
Задачи урока:
- Обучающие: систематизировать знания учащихся о признаках имени существительного как части речи, способствовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся.
- Развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
- Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
а) для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3класса (1 часть); презентация;
б) для учащихся: учебник «Русский язык» (1 часть); рабочая тетрадь.
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Ход урока
№
п/п
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент.
1.1.
Активировать к деятельности на уроке
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.
1.2
Организовать деятельность учащихся по каллиграфически верному написанию заглавной буквы Д и соединительного штриха
Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык.
Каллиграфическая минутка
Обратить внимание на написание соединительного штриха в написании сочетаний. Следить за параллельностью и пропорциональностью букв
Познакомить с лексическим значением нового слова. Доблесть
Слайд 2
Прописывают заглавную букву Д и соединение её с другими буквами.
Индивидуальная работа с толковым словарём
2. Сообщение темы и целей урока.
Активировать к изучению темы, развивать умение наблюдать, обобщать сравнивать, находить, обобщать закономерности и делать выводы
-Посмотрите на слова, которые мы записали, найдите лишнее слово.
-Почему так решили?
Сформулируйте тему урока
Слайд 3
-Дружный
-Это прилагательное, остальные – существительные.
-Имя существительное
Учебник упражнение 1 стр. 66
4. Обобщение и систематизация знаний.
4.1.
Выявление уровня владения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по теме «Имя существительное».
Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самопроверку и самокоррекцию учебной деятельности.
Словарная работа
-Посмотрите на доску, разделите словарные слова на две группы
Объясните по какому признаку делили.
Слайд 4
Проверьте правильность написания словарных слов, исправьте ошибки.
Распределить словарные слова на две группы: одушевлённые, неодушевлённые, используя вопросы Кто? Что?
Самопроверка написания словарных слов.
4.2
Формировать умение выделять имена собственные и нарицательные в устной и письменной речи, работать с деформированным текстом.
Имена собственные и нарицательные
-На какие ещё группы можно разделить имена существительные?
- Какие имена существительные являются именами собственными? Какие правила написания имён собственных мы знаем?
Слайд 5
- Прочитайте текст упражнения 4 стр. 67 Назовите имена собственные. Составьте и запишите из данных слов предложения, подчеркните имена собственные.
Слайд 6
Имена собственные и имена нарицательные.
К собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, деревень. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка.
5. Физкультминутка.
Забота о здоровье учащихся.
Слайд 7
6. Обобщение и систематизация знаний.
6.1
Выявить уровень умения распределять существительные по группам, на основе их лексического значения.
- Ребята, Незнайка просит вас о помощи. Ему нужно распределить слова на карточках на 4 группы. Прочитайте слова, подумайте, что называют эти слова?
Слайд 8
Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране.
Распределить слова на 4 группы:
Предметы
Признаки
Действия
Явления природы
6.2.
Выявить умение определять род имён существительных, используя слова помощники: он мой, она моя, оно моё.
На какие ещё группы можно разбить эти слова?
Определите род каждого имени существительного.
Проверка:
Назовите существительные мужского рода, женского рода, среднего рода.
Слайд 8
Эти слова можно разбить на 3 группы: м.р., ж.р., с.р.
7. Итог урока
Развивать умение формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное.
- Подведём итоги. Что мы знаем об имени существительном?
Используя нашу опорную схему давайте ещё раз расскажем всё, что мы знаем об имени существительном.
Слайд 9
8. Домашнее задание.
Упражнение 6 стр. 68