kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные "

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок  русского  языка во 2 классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные; 
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Тип урока: объяснение нового материала
       Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
           -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
          учения;
       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
          выходы из спорных ситуаций;
       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:
       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
       ситуации неуспеха;
    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
              предметных результатов:
    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
    - определять у имени существительного значение,

Этап урока Деятельность учителя Действия учащихся Формирование УУД
 I.  Орг. момент. Сообщение темы и задач урока. Какую тему мы изучаем  в течение нескольких уроков русского языка?
Что мы узнали об имени существительном. Расскажите, используя буклет.
Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

Запись даты.
Проверка осанки. Мы изучаем имя существительное - как часть речи.

 Познавательные УУД:
 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Какие существительные называются одушевлёнными?
д\з Выпишите из орфографического словарика  одушевлённые существительные на тему «Школа».
Докажи.

 

 

 

1 ученик у доски индивидуальная работа
Прочитай предложения. Выпиши имена существительные.
Врач лечит.  Играют дети. Скачет лягушка. Едет автомобиль. Светится луна. Воет  ветер.

Работа в парах. ВСЕ ученики
Игра «Найди лишнее»
Прочитайте слова всех групп.  Что заметили? Что общего? (это имена сущ-е, отвечают на вопрос кто?, одушевлённые сущ-е)
1.корова
снегирь
коза
заяц
2. медведь
жук
гусь
олень
3. охота
охотиться
 звери
охотник

 Слайд презентации
Дежурный, класс, пенал, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.
Эти существительные обозначают живой предмет. Обозначают людей и животных. (Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот)
Самопроверка.


индивидуальная работа у доски
1. коза – проверяемая безударная гласная (существенный признак)
 снегирь – это птица, остальные – звери
2. олень – нет парного согласного
жук -  на конце твёрдый согласный
3. звери – не однокоренное
или  охотиться – глагол\. Остальные одуш. Сущ-е 

 

 

 

 

 

 

 


Проверка индивидуальной работы. Вывод об одуш. сущ-х.     - находить  имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение,
 -распознавать одушевленные существительные ;

ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации
Регулятивные УУД:
учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
    
III. Объяснение нового материала.
 Создание проблемной ситуации.
-Прочитайте слова.
 врач             автомобиль
 дети             луна
 лягушка      ветер
-Назовите их одним словом. Докажите.
-Что общего у слов каждой группы? По какому признаку сгруппированы слова? Обсудите этот вопрос в парах.
На какой вопрос отвечают? Что обозначают?


Как они могут назваться?
В русском языке принято такие сущ-е называть неодушевлёнными.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

- Какие новые знания мы уже открыли на уроке?
Дайте определение, какие существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными?

 

 


А теперь откроем учебник на странице 50, прочитаем определение, данное в нем.
- Ребята! Какие вы молодцы!
Вы дали полное определение.
 Это имена сущ-е, т.к. эти слова обозначают… и отвечают на вопросы кто? И что?

 

 Обсуждение.
Это сущ-е.
В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают людей и животных, это одуш сущ-е,
во втором - на вопрос: что? Не обозначают людей и животных Они обозначают неживой предмет


Одушевленные и неодушевленные


Что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.
   Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя

Личностные УУД:
 - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.

Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;

знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.
Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

IV.Применение нового знания.
 - Вспомните, какие слова называются синонимами?
-Поберите к этим существительным синонимы, пользуйтесь словарём синонимов с. 140 и запишем их.
-Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто? Что они обозначают?
На какой вопрос второго столбика отвечают существительные? Что они обозначают?
Подписываем название и вопрос группы

Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

1 ученик у доски, пользуясь  словарём синонимов с. 140 и записывает по 2 слова в каждую группу.
Докажи, что ты верно выполнил задание.

1) Создание проблемной ситуации.
Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните.
Одежда, лисица, корова, тарелка,  малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.

Как вы думаете, в какую группу сущ-х мы отнесём растения?
Растения относятся к неодушевлённым сущ-м, т.к. в языке не воспринимаются живыми существами, не способны сами передвигаться.
 Доктор        машина
Ребята          месяц
Квакушка    буря

Взаимопроверка.


Проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 


Что обозначают данные сущ –е? (растения)
Рассуждения детей.  Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить
к общему решению
    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
       ситуации неуспеха;

   
V. Проверка знаний. Коррекция. Интерактивная  игра «Помоги лосям спуститься на землю»
Группировка существительных по признаку одушевлённости.
Оцените работу товарища. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то нарисуйте облачко, а если не получилось, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко.
 Самостоятельная работа.

 

 

Взаимопроверка. Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;

знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.
Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.
Регулятивные УУД:
Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)

Рефлексия Продолжите предложение.
Я узнал ….
Я  научился…
Мне было легко …
Я затруднялся….  Рефлексия:
Личностные УУД:
представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные УУД:
-оценивать совместно
с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить устные высказывания;

Домашнее задание. Упр. 78
Объяснение.  Выберите любые две группы слов и выполните задания.  

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " »

Урок русского языка во 2 классе


Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.



метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение,


Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

I. Орг. момент. Сообщение темы и задач урока.

Какую тему мы изучаем в течение нескольких уроков русского языка?

Что мы узнали об имени существительном. Расскажите, используя буклет.

Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.


Запись даты.

Проверка осанки.

Мы изучаем имя существительное - как часть речи.



Познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;


II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Какие существительные называются одушевлёнными?

д\з Выпишите из орфографического словарика одушевлённые существительные на тему «Школа».

Докажи.







1 ученик у доски индивидуальная работа

Прочитай предложения. Выпиши имена существительные.

Врач лечит. Играют дети. Скачет лягушка. Едет автомобиль. Светится луна. Воет ветер.


Работа в парах. ВСЕ ученики

Игра «Найди лишнее»

Прочитайте слова всех групп. Что заметили? Что общего? (это имена сущ-е, отвечают на вопрос кто?, одушевлённые сущ-е)

1.корова

снегирь

коза

заяц

2. медведь

жук

гусь

олень

3. охота

охотиться

звери

охотник



Слайд презентации

Дежурный, класс, пенал, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница.

Эти существительные обозначают живой предмет. Обозначают людей и животных. (Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот)

Самопроверка.



индивидуальная работа у доски

  1. коза – проверяемая безударная гласная (существенный признак)

снегирь – это птица, остальные – звери

  1. олень – нет парного согласного

жук - на конце твёрдый согласный

  1. звери – не однокоренное

или охотиться – глагол\. Остальные одуш. Сущ-е

















Проверка индивидуальной работы. Вывод об одуш. сущ-х.

- находить имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение,

-распознавать одушевленные существительные ;



ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале




III. Объяснение нового материала.


Создание проблемной ситуации.

-Прочитайте слова.

врач автомобиль

дети луна

лягушка ветер

-Назовите их одним словом. Докажите.

-Что общего у слов каждой группы? По какому признаку сгруппированы слова? Обсудите этот вопрос в парах.

На какой вопрос отвечают? Что обозначают?



Как они могут назваться?

В русском языке принято такие сущ-е называть неодушевлёнными.


- Кто сформулирует тему нашего урока?


- Какие новые знания мы уже открыли на уроке?

Дайте определение, какие существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными?







А теперь откроем учебник на странице 50, прочитаем определение, данное в нем.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.


Это имена сущ-е, т.к. эти слова обозначают… и отвечают на вопросы кто? И что?




Обсуждение.

Это сущ-е.

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают людей и животных, это одуш сущ-е,

во втором - на вопрос: что? Не обозначают людей и животных Они обозначают неживой предмет



Одушевленные и неодушевленные



Что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные.


Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя


Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.


Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;


знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.


IV.Применение нового знания.


- Вспомните, какие слова называются синонимами?

-Поберите к этим существительным синонимы, пользуйтесь словарём синонимов с. 140 и запишем их.

-Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто? Что они обозначают?

На какой вопрос второго столбика отвечают существительные? Что они обозначают?

Подписываем название и вопрос группы


Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.


1 ученик у доски, пользуясь словарём синонимов с. 140 и записывает по 2 слова в каждую группу.

Докажи, что ты верно выполнил задание.


  1. Создание проблемной ситуации.

Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните.

Одежда, лисица, корова, тарелка, малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.


Как вы думаете, в какую группу сущ-х мы отнесём растения?

Растения относятся к неодушевлённым сущ-м, т.к. в языке не воспринимаются живыми существами, не способны сами передвигаться.


Доктор машина

Ребята месяц

Квакушка буря


Взаимопроверка.



Проверка.



















Что обозначают данные сущ –е? (растения)

Рассуждения детей.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить

к общему решению

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;






V. Проверка знаний. Коррекция.

Интерактивная игра «Помоги лосям спуститься на землю»

Группировка существительных по признаку одушевлённости.

Оцените работу товарища. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то нарисуйте облачко, а если не получилось, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко.


Самостоятельная работа.






Взаимопроверка.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;


знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)


Рефлексия

Продолжите предложение.

Я узнал ….

Я научился…

Мне было легко …

Я затруднялся….


Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;


Домашнее задание.

Упр. 78

Объяснение. Выберите любые две группы слов и выполните задания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Коваленко Оксана Петровна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 3 класс"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455556975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417956658"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства