Оформление: таблица разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.
ТСО: магнитофон, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…».
Учебник: Русский язык 5 класс/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др./ М.: Просвещение.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
В такой прекрасный зимний день
Первым делом гоним лень.
Будем вместе мы опять
Думать, строить, сочинять.
-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату. А место для темы урока оставьте пока свободным.
За окнами властвует зима, пусть она побудет хозяйкой нашего урока, ведь столько приятных моментов связано с этим временем года. О них говорится в песне, внимательно послушайте.
(Звучит аудиозапись песни «Кабы не было зимы…»)
- Ребята, зима пришла к нам не с пустыми руками, а приготовила задания, и кто правильно выполнит их, получит подарок от зимы – открытку с изображением зимнего этюда. И кто больше всех соберет открыток, тот по достоинству будет отмечен хозяйкой-зимой.
2. Опрос.
Итак, волшебница-зима для первого задания взяла с собой внучку Деда Мороза. Догадались, кто это? («СНЕГУРОЧКА»). А теперь запишите её имя в тетради. Ваша задача составить из него как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.
Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.
- Слов какой части речи вы составили больше? (Существительных)
- Дайте определение имени существительному?
- А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении:
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Существительным зовется,
Всех по имени зовет.
Знает, кто - она, кто - он,
И число покажет,
Кто – живой, кто – неживой
Быстренько нам скажет.
Может измениться вдруг,
Обозначит все вокруг,
Будет в предложении
Главным, без сомнения.
Учащиеся находят признаки имени существительного.
- Распределим составленные нами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой.
Школьникиобозначают над словами род, число
- Остановимся на последнем признаке существительного:
КТО? ЧТО?
(на доске прикреплены карточки с вопросами)
-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.
- Тема сегодняшнего урока – Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (запись темы в тетрадь.)
3.Объяснение нового материала.
- Обратимся к учебнику и зачитаем определение на странице 186.
- Но для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, зима приготовила задание: Распределите словарные слова, которые находятся на карточках, по принципу: одушевленные - к вопросу КТО?, неодушевленные - к вопросу ЧТО?
Кроме этого вставьте пропущенные орфограммы.
( ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам и вставляют маркером орфограммы (слова напечатаны); остальные делают записи в тетради).
Словарная работа
КТО? ЧТО?
Ш…фер ап…льсин
Тр…нер в…кзал
К…смонавт г…рбарий
Г…рой зд…ровье
Оф…цер к…лекция
Ж…кей к…стюм
- Молодцы!
- Но не всегда так просто бывает определить
Одушевленный или неодушевленный это предмет.
- Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное?
(учитель показывает куклу)
- А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?
(Слова записаны на обратной стороне доски)
- Оказывается, это одушевленные имена существительные.
- А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?
- Это неодушевленные существительные.
Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными. Эти существительные имеют форму только единственного числа, но об этом вы узнаете на следующих уроках.
- Но чтобы вы всегда могли правильно определить одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, зима приготовила вам таблицу (на доске и у каждого ученика на парте находится таблица).
Имена существительные
одушевленные
неодушевленные
мн. число
И. ученики ребята
Р. учеников ребят
В. учеников ребят
И. стулья парты
Р. стульев парт
В. стулья парты
В. = Р.
В. = И.
Работа по таблице.
- Давайте проверим: КУКЛА - мн.ч. КУКЛЫ
Р.- нет кукол
В.- вижу кукол Р =В – одушевленное
4. Физминутка.
Хлопья белые летят, (Разводят руки)
Холоднее стало, ( Приседания)
Только, Зимушка, ребят (Наклоны влево-вправо)
Ты не испугала (Прыжки на месте)
Нет! Нет! Ты не испугала.
5.Закрепление изученного материала.
- Итак, мы немного отдохнули. Но зима не позволяет нам расслабляться, она приготовила новое задание. Во время метели одушевленные и неодушевленные существительные перемешались.
Зима приготовила вам игру «Третий лишний», найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.
1. СНЕГУРОЧКА , ЁЛКА, САНКИ
2. ПОДАРКИ, ПРАЗДНИК, СНЕГОВИК
3. СНЕГИРИ, СИНИЦЫ, СНЕЖИНКИ
4. ЗИМА, КУКЛА, БЕЛКА
Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь.
(Снегурочка, снеговик, снежинки, зима)
- Зима предлагает вам творческое задание – испытание. Она рада будет, если кто-то из вас с данными словами составит предложения, довольна, если вы напишите небольшой рассказ, и восхищена, если вы сочините стихотворение.
(Дети зачитывают свои работы)
- Молодцы! Порадовали зиму.
(Во время выполнения творческой работы учитель раздает ребятам 6 вариантов перфокарт).
6. Проверочная работа.
- Но зима не унимается, и приготовила для вас последнее задание, при помощи которого проверит, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Она зашифровала свои любимые сказки Г.Х.Андерсена. Узнайте по словам на карточке, о какой сказке идет речь, при этом выполните задание: укажите одушевленные – буква «О» и неодушевленные существительные – буква «Н».
Карточка 1. Лебедь, яйцо, утка, мороз, курица, вода
Карточка 2. Ливень, калоши, принцесса
Карточка 3. Море, ветер, напиток, боль, принц, корабль
- Итак, вы хорошо потрудились, угадали сказки и выполнили задание, доставили радость зиме. Но на этом сказочные задания зимы не заканчиваются, она предлагает вам дома выполнить упражнение 479, в котором встречаются предложения из сказок.
1. Вы можете его списать и выполнить задание: указать одушевленные и неодушевленные существительные, вставить пропущенные орфограммы и расставить знаки препинания.
2. Дополнительно указать название сказки.
3. Выполнить творческое задание: зашифровать при помощи слов свои любимые сказки.
8. Итог.
- С какой же темой познакомила вас зима?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кто же из вас набрал больше всех открыток, порадовал зиму?
(подведение итогов)
- Спасибо за урок, мне очень было приятно работать с вами.