Тема: Что такое имя существительное?.
Цели: 1 Знакомство с именем существительным, как частью речи и его местом в речи;
2. Развивать умение сравнивать, делать выводы и редактировать текст;
3. Способствовать развитию любознательности, мышления;
4. Воспитывать любовь к родному языку;
Ход урока:
1. Организационный момент
- Урок русского языка для вас трудный или лёгкий? Почему?
- Зачем нужно изучать русский язык? ( Мы живём в России и это наш главный, государственный язык. Изучать его надо, чтобы грамотно писать, чтобы разговаривать друг с другом, понимать других людей)
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен, что преодолеет все трудности, которые встретятся на уроке.
Трудности всегда преодолеваются если человек верит в это и прикладывает все силы на преодоление препятствий.
2. Минутка чистописания.
- Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?
(Чтобы правильно и красиво писать буквы и соединения в словах)
Пальчиковая гимнастика
1. Пальцы переплетаются и протягиваются вперёд
2. Сжимание-разжимание кулаков
Сегодня мы будем писать несколько букв, которые вы должны назвать сами:
а) это согласный звук, парный по твёрдости- мягкости, парный по звонкости-глухости, его глухая пара звук [к]
б) это гласная буква, обозначает звук [у]
в) это согласный звук, парный по твёрдости-мягкости, но может быть только звонким, в алфавите эта буква стоит 13.
г у л
- Придумайте сочетания с этими буквами.
Гул глу угл улг луг лгу
- Что вы заметили? (Получилось 6 сочетаний, из них 3 слова)
3. Работа с толковым словарём.
- Что такое луг? Давайте уточним значение этого слова.
( Луг – участок, покрытый травянистой растительностью)
(Гул- шум, рокот)
(Лгу- вру, обманываю)
4. Звуко-буквенный анализ слова ЛУГ
- какую орфограмму мы должны вспомнить при написании слова луг?
5. Словарная работа.
- Назовите изученные словарные слова на то же правило.
Завод, мороз, город, тетрадь.
Учитель диктует другие слова, показывая картинки и прикрепляя их к доске.
Пенал, заяц, корова, морковь, огурец, ученик, рабочий
6. Работа над новой темой.
- Что вы видите на доске? ( Картинки)
- Что на них изображено? Назовите 1 словом.( Предметы)
- Сегодня на уроке у нас необычная гостья. Это матрёшка. Но матрёшка непростая. Она -
символ части речи. Зовут её «имя существительное».
-Что мы знаем об этой части речи?
Дети отвечают, а учитель отрывает по 1 матрёшке на каждый ответ и выстраивает их в ряд:
А) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явление природы, событие.
Б) Отвечает на вопросы кто? что?
В) Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
Распределение картинок по столбикам.
Кто? Что?
7. Работа по учебнику.
Упражнение 10. ( Учебник «Русского языка (2 класс)» Зелениной Л. М., Хохловой Т. Е.)
Дети распределяют слова на одушевлённые и неодушевлённые и объясняют пропущенные орфограммы.
Чтение правила по учебнику.
Учитель трясёт последнюю матрёшку и говорит, что дети ещё что-то забыли сказать об имени существительном. Показывает картинку с изображением символов подлежащего и сказуемого.
- Составьте предложение по схеме:
? — = ??
— = ???
???= —
Запись 1 предложения под диктовку и подчёркивание главных членов предложения.
Г) Подлежащее всегда выражено именем существительным.
Вывод
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. ( Звучит музыка Д. Листа « Одинокий пастух»)
- Ставим ладошки на уровне глаз, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку скажем своим глазкам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают и помогают нам. Закройте глаза, положите на них «Лодочку» и немного посидите в таком положении. А теперь открываем глаза, встаём и сделаем зарядку.
- А теперь, если вы услышите имя существительное, то хлопните в ладоши, а если слово не является существительным, то нужно присесть.
Окно, большой, берёза, синица, стоять, бежать, снег, домашний, весёлый, дорога,солнце.
8. Тест
Каждому ученику выдаётся тест на листочках.
1. Существительное – часть речи, которая обозначает _________________________, отвечает на вопросы ____________________________________.
2. Среди слов подчеркни только существительные: народ, русский, бежать, синица, велосипед, сонный, красивый, здоровье.
9. Редактирование текста.
А теперь я предлагаю вам меняться местами со мной. Мальчик Серёжа текст с ошибками и подчеркнул существительные Исправьте его ошибки вместо меня.
Зема.
Хлопя снега падают на опавшие листя. Пот елю спрятался маленкий зайчик. Ночью чясто подмараживае.
Тема: Что такое имя существительное?.
Цели: 1 Знакомство с именем существительным, как частью речи и его местом в речи;
2. Развивать умение сравнивать, делать выводы и редактировать текст;
3. Способствовать развитию любознательности, мышления;
4. Воспитывать любовь к родному языку;
Ход урока:
1. Организационный момент
- Урок русского языка для вас трудный или лёгкий? Почему?
- Зачем нужно изучать русский язык? ( Мы живём в России и это наш главный, государственный язык. Изучать его надо, чтобы грамотно писать, чтобы разговаривать друг с другом, понимать других людей)
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен, что преодолеет все трудности, которые встретятся на уроке.
Трудности всегда преодолеваются если человек верит в это и прикладывает все силы на преодоление препятствий.
2. Минутка чистописания.
- Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?
(Чтобы правильно и красиво писать буквы и соединения в словах)
Пальчиковая гимнастика
1. Пальцы переплетаются и протягиваются вперёд
2. Сжимание-разжимание кулаков
Сегодня мы будем писать несколько букв, которые вы должны назвать сами:
а) это согласный звук, парный по твёрдости- мягкости, парный по звонкости-глухости, его глухая пара звук [к]
б) это гласная буква, обозначает звук [у]
в) это согласный звук, парный по твёрдости-мягкости, но может быть только звонким, в алфавите эта буква стоит 13.
г у л
- Придумайте сочетания с этими буквами.
Гул глу угл улг луг лгу
- Что вы заметили? (Получилось 6 сочетаний, из них 3 слова)
3. Работа с толковым словарём.
- Что такое луг? Давайте уточним значение этого слова.
( Луг – участок, покрытый травянистой растительностью)
(Гул- шум, рокот)
(Лгу- вру, обманываю)
4. Звуко-буквенный анализ слова ЛУГ
- какую орфограмму мы должны вспомнить при написании слова луг?
5. Словарная работа.
- Назовите изученные словарные слова на то же правило.
Завод, мороз, город, тетрадь.
Учитель диктует другие слова, показывая картинки и прикрепляя их к доске.
Пенал, заяц, корова, морковь, огурец, ученик, рабочий
6. Работа над новой темой.
- Что вы видите на доске? ( Картинки)
- Что на них изображено? Назовите 1 словом.( Предметы)
- Сегодня на уроке у нас необычная гостья. Это матрёшка. Но матрёшка непростая. Она -
символ части речи. Зовут её «имя существительное».
-Что мы знаем об этой части речи?
Дети отвечают, а учитель отрывает по 1 матрёшке на каждый ответ и выстраивает их в ряд:
А) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явление природы, событие.
Б) Отвечает на вопросы кто? что?
В) Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
Распределение картинок по столбикам.
Кто? Что?
7. Работа по учебнику.
Упражнение 10. ( Учебник «Русского языка (2 класс)» Зелениной Л. М., Хохловой Т. Е.)
Дети распределяют слова на одушевлённые и неодушевлённые и объясняют пропущенные орфограммы.
Чтение правила по учебнику.
Учитель трясёт последнюю матрёшку и говорит, что дети ещё что-то забыли сказать об имени существительном. Показывает картинку с изображением символов подлежащего и сказуемого.
- Составьте предложение по схеме:
? — = ??
— = ???
???= —
Запись 1 предложения под диктовку и подчёркивание главных членов предложения.
Г) Подлежащее всегда выражено именем существительным.
Вывод
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. ( Звучит музыка Д. Листа « Одинокий пастух»)
- Ставим ладошки на уровне глаз, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку скажем своим глазкам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают и помогают нам. Закройте глаза, положите на них «Лодочку» и немного посидите в таком положении. А теперь открываем глаза, встаём и сделаем зарядку.
- А теперь, если вы услышите имя существительное, то хлопните в ладоши, а если слово не является существительным, то нужно присесть.
Окно, большой, берёза, синица, стоять, бежать, снег, домашний, весёлый, дорога,солнце.
8. Тест
Каждому ученику выдаётся тест на листочках.
1. Существительное – часть речи, которая обозначает _________________________, отвечает на вопросы ____________________________________.
2. Среди слов подчеркни только существительные: народ, русский, бежать, синица, велосипед, сонный, красивый, здоровье.
9. Редактирование текста.
А теперь я предлагаю вам меняться местами со мной. Мальчик Серёжа текст с ошибками и подчеркнул существительные Исправьте его ошибки вместо меня.
Зема.
Хлопя снега падают на опавшие листя. Пот елю спрятался маленкий зайчик. Ночью чясто подмараживае.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Что такое имя существительное?".»
Скуратова Г.Б.,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Серпухов, Московская область
Урок русского языка
3 класс
Тема урока: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕЧИ.
Цели урока:
Уточнить представление учащихся о том на основе, каких признаков слова объединяются в части речи.
Сформировать умение, осознано распознавать слова, относящиеся к именам существительным и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные – отработка грамматического понятия «имя существительное».
Способствовать развитию орфографической зоркости внимания, мышления, устной и письменной речи.
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование урока:
а) иллюстрации и карточки слов для картинного диктанта; карточки с ребусами, учебник, таблица «Имя существительное».
б) учебник, тетрадь.
Ход урока:
Организация учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Постановка цели: уточним знания об известных Вам частях речи и более подробно поговорим об одной из них.
Минутка чистописания.
Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сухой - ? (мокрый)
война - ? (мир)
глубокий - ? (мелкий)
старый - ? (молодой)
Если Вы правильно сформулируете и выполните задание (устно) к записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Дети: К словам левого столбика надо подобрать противоположные по смыслу.
Что вы заметили? (Все слова начинаются на букву М, значит, мы будем писать букву М)
М м Мм МмМ мМм
Словарно – орфографическая работа.
Откройте Словарь для справок с. 252 учебника;
Найдите слова с непроверяемыми гласными на букву М;
Назовите слово – отгадку
Старик – шутник стоять не велит, а нос домой тянет. (Мороз)
А как называется небольшой, легкий мороз? (морозец)
Прочитайте предложение, записанное на доске
Легкий морозец к вечеру затягивал лужицы.
Назовите в словах данного предложения все известные вам орфограммы.
Легкий – легок (парные звонки и глухие согласные в корне слова)
Выделите в данном предложении слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО ? если потребуется измените форму некоторых таких слов – будьте внимательны! (ЧТО? – морозец; ЧТО? – вечер; ЧТО? – лужицы)
Что обозначают данные слова и как они называются?
Слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО? Обозначают предметы и называются именами существительными.
Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос, КАКОЙ?
Морозец (какой?) легкий
Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: КАКОЙ?,КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? и как они называются?
Слова, отвечающие на вопросы: КАКОЙ?,КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? обозначают признак предмета и называются именами прилагательными.
Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ?
Морозец (что делал?) затягивал.
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ?, ЧТО СДЕЛАЛ?, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? и как они называются?
Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ?, ЧТО СДЕЛАЛ?, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?... обозначают действие предмета и называются глаголами.
Какое слово в предложении не названо?
К– предлоги служат для связи слов в предложении.
Закончите предложение.
Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это Части речи.
Как же определить, к какой части речи относится то или иное слово?
Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
Таким образом, с давних времен существует страна под названием Речь.Она поделена на части, каждая из которых имеет собственное название, имя.
*Всему название дано – и зверью, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами.
И все что в памяти у нас,-
Означено словами.
Постановка цели.
Догадайтесь о признаках какой части речи, мы будем вспоминать сегодня на уроке:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
--- Это имя существительное
Что же обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
*Имя существительное
Очень удивительное
На вопрос кто? и что?
Отвечать оно должно.
Работа по теме урока.
Картинный словарный диктант
В первый столбик пишем слова, отвечающие на вопрос - кто? во второй – ЧТО?
Города: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой
Хором: Пишут с буквы прописной.
Допишите предложение, включив в них сведения о себе:
Мое имя –
Моя фамилия –
Моя учительница –
Моя страна –
Я живу в городе –
Это …………………….. область
У нас протекает река ……..
Как Вы написали имена собственные? Почему?
Итог урока:
Наш урок подходит к концу.
Что мы называем именем существительным?
Что могут обозначать имена существительные (называют людей, животных, растения – дают название различным предметам и явлениям)
Какие имена существительные называем одушевленными, какие – неодушевленными?
Какие имена существительные называем собственными, какие нарицательными?
Как вы думаете, почему часть таблицы осталась закрытой?
Вы растете и с каждым днем узнаете что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, определенной последовательности, поэтому на последующих уроках нам предстоит узнать еще много нового об имени существительном – самой представительной, самой существенной части речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только имен существительных, а нам все понятно.
Шепот, робкое дыхание,
Трели соловья
Серебро и колыханье,
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Имя существительное – ведущая часть речи (имеет род, число, падеж, склонение)
С этими морфологическими признаками имен существительных нам и предстоит еще познакомиться.
8. Домашнее задание:
Упр. 391, правило с.148.
Самоанализ урока русского языка
в 3 классе учителя Скуратовой Г.Б.
Тема урока:Имя существительное и его роль в речи.
Цель обучения:
Уточнить представление учащихся о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи.
Формирование умения осознанно распознавать слова, относящиеся к именам существительным – отработка «грамматического понятия «Имя существительное»
Цель развития:
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, логического мышления, логического мышления, устной и письменной речи.
Цель воспитания:
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока:
Урок повторения (актуализация прежних знаний). Вводный урок по теме.
Вид урока: Урок-беседа.
Методы и приемы обучения:
Метод диалогического изложения. Проблемные ситуации создаются постановкой проблемных вопросов (самостоятельные задания). Учитель помогает учащимся в обосновании выдвинутого тезиса, обобщать по всей информации.
Структура урока:
Организация учащихся;
Минутка чистописания (проблемная ситуация)
Словарно – орфографическая работа (плавный переход к работе по теме)
Актуализация прежних знаний об имени существительном (т.к. это вводный урок по теме «Имя существительное», он очень важен в структуре изучения данной темы, потому что без знаний данного материала невозможно изучать новый материал)
Использование форм: (монологическая речь учителя, беседа с учащимися)
«Педагогика общения»: поддержка невербальными методами: улыбка, прикосновение.
Методы активизации внимания: использование игрового и занимательного материалов, учебных физминуток, опорных таблиц ---