Тема урока: Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа
Предмет: русский язык
Цели: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; умения употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся распознавать Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.
Метапредметные:
Познавательные:
овладевать логическими действиями анализа, классификации, построения рассуждений.
Регулятивные:
определять цели и пути ее достижения; различать способ и результат действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные:
слушать собеседника и вести учебный диалог; формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Личностные:
расширять познавательные интересы, учебные мотивы; развивать навыки сотрудничества.
Перечень условий, необходимых для проведения урока:
1 ПК для учителя, мультимедийный проектор.
Этап урока
Д. учителя
Д. учащихся
1.Организационный
Организует класс, задает положительный настрой на урок.
-Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям лицом, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Доброму делу – доброе начало.
Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
Приветствуют друг друга, учителя.
Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
-.Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы.
• В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это - _________ .
• Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________
• У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это - _________ падеж.
Расскажите о винительном падеже. Используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги.
- Как связаны грамматические загадки с темой последних уроков русского языка?
- Что мы уже умеем делать?
-Чему мы учимся в настоящее время?
-Продолжаем работать по этой теме. Сегодня у нас новые лингвистические задачи.
- Для начала поработаем со словами, записанными на доске.
Человек, трава, цветы, медведи, земля, слоны, ромашки, деревья, чашка, снеговик, кошка, повар. Как можно классифицировать эти слова?
-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым? Почему я выбрала этот признак для классификации?
- Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.
- Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске.
- У вас были затруднения при выполнении работы?
- Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово.
Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным. Как вы думаете, почему?
-Пусть этот вопрос останется открытым. Может быть в течение урока у вас появятся какие-то мысли по этой проблеме.
- Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.
- На доске:
Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны.
- Что записано?
- Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова.
- Есть затруднения?
- Зафиксируем свои затруднения на листе бумаги!
Винительный падеж имеет вопросы кого? что? Употребляется с предлогами через, про, в, на за, под, сквозь.
- Изучаем склонение и падеж имён существительных
-Научились определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе, правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
- Знакомимся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.
- Распределить на группы по родам, по числам, по количеству слогов, одушевлённые и неодушевлённые и т.д.
- Связано с темой урока.
Одуш.: неодуш.:
человек трава
медведи цветы
слоны земля
снеговики ромашки
кошка деревья
повар дома
- Куда записать слово снеговик?
- ?????
- Это изменения слова слоны по падежам.
Записывают в тетрадях.
- Мы не смогли определить падеж у слова слонов.
Р.п.?
Слонов
В.п.?
(на доске)
3. Постановка учебной задачи.
- Почему не смогли определить падеж?
- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться?
- Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?
- У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?
-Давайте проведём исследование.
Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома,
2 вариант – белки.
-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.
Р.п. нет кого? слонов
В.п. вижу кого? слонов
-Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевлённых имён существительных множественного числа.
- совпадают…
- не совпадают…
-Проверить.
1 вариант
дома
Р.п. (чего?) домов
В.п. (что?) дома
2 вариант
белки
Р.п. (кого?) белок
В.п. (кого?) белок
- Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных.
Различать одушевлённые имена существительные и винительном и родительном падежах
Физминутка + сюрприз
(звучит спокойная музыка)
-Закрыли глаза, легли на парту, полежим, помечтаем, подумаем!
- О чем думали? Думали, как решить учебную задачу?
- Я тоже думала, как помочь вам. У меня есть волшебная труба, которая может решить все задачи: и математические, и языковые. Давайте попробуем.
- Как решить УЗ?
4.Построение проекта выхода из затруднения и его релазация.
-Может быть, нам и не нужно решать учебную задачу: как различать винительный и родительный падежи имён существительных, раз у нас есть такая волшебная труба?
- Что предлагаете делать?
- В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения.
Как мы действовали?
- А ещё каким способом можно воспользоваться?
-Давайте попробуем.
Гордость за учеников В.п.
Праздник для городских жителей Р.п.
- Решили проблему?
Молодцы!
- Будем искать!!!
- Попробуем, как и в ед. числе подставлять имя существительное 1 склонения.
-Задать сразу два вопроса.
1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п.
2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения лиса
Гордость за лису-окончание у имеет в. Падеж.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- А теперь давайте потренируемся в определении родительного и винительного падежей.
Перевозка пассажиров Р.п.
Выводят птенцов В.п.
Охотится на мышей В.п.
Корм для комнатных животных Р.п.
9.Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подходит к концу.
- Справились ли мы с нашими учебными задачами?
- Чему научились?
Дети высказывают свое отношение к уроку.
- Теперь мы легко отличим Р.п. от В.п.
10. Домашнее задание
- Упр.266