kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Тема урока: Винительный падеж одушевлённых  имен существительных множественного числа

Предмет:  русский язык

Цели: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа;  умения употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся распознавать Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа;   получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Метапредметные:

Познавательные:

овладевать логическими действиями анализа, классификации, построения рассуждений.

Регулятивные:

определять цели и пути ее достижения; различать способ и результат действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести учебный диалог; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Личностные:

расширять познавательные интересы, учебные мотивы; развивать навыки сотрудничества.

Перечень условий,  необходимых для проведения урока:

1 ПК для учителя, мультимедийный проектор.

Этап урока

Д. учителя

Д. учащихся

1.Организационный

Организует класс, задает положительный настрой на урок.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям лицом, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.  Доброму делу – доброе начало.

Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Приветствуют друг друга, учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-.Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы.

• В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это - _________ .

• Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

• У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это - _________ падеж.

Расскажите о винительном падеже. Используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги.

- Как связаны грамматические загадки с темой последних уроков русского языка?

- Что мы уже умеем делать?

-Чему мы учимся в настоящее время?

-Продолжаем работать по этой теме. Сегодня у нас новые лингвистические задачи.

- Для начала поработаем со словами, записанными на доске.

Человек, трава, цветы, медведи, земля, слоны, ромашки, деревья, чашка, снеговик, кошка, повар. Как можно классифицировать эти слова?

-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым? Почему я выбрала  этот признак для классификации?

- Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.

- Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске.

- У вас были затруднения при выполнении работы?

- Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово.

Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным. Как вы думаете, почему?

-Пусть этот вопрос останется открытым. Может быть в течение урока у вас появятся какие-то мысли по этой проблеме.

- Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.

- На доске:

Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны.

- Что записано?

- Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова.

- Есть затруднения?

- Зафиксируем свои затруднения на листе бумаги!

Винительный падеж имеет вопросы кого? что? Употребляется с предлогами через, про, в, на за, под, сквозь.

- Изучаем склонение и падеж имён существительных

-Научились определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе, правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

- Знакомимся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.

- Распределить на группы по родам, по числам, по количеству слогов, одушевлённые и неодушевлённые и т.д.

- Связано с темой урока.

Одуш.:                     неодуш.:

человек                     трава

медведи                    цветы

слоны                       земля

снеговики                  ромашки

кошка                       деревья

повар                        дома

- Куда записать слово снеговик?

- ?????

- Это изменения слова слоны по падежам.

Записывают в тетрадях.

- Мы не смогли определить падеж у слова слонов.

                                    Р.п.?

Слонов

                                    В.п.?

(на доске)

3. Постановка учебной задачи.

- Почему не смогли определить падеж?

- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться?

- Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?

- У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?

-Давайте проведём исследование.

Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома,

2 вариант – белки.

-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.

Р.п. нет кого? слонов

В.п. вижу кого? слонов

-Будем учиться различать формы винительного и родительного  падежей одушевлённых имён существительных множественного числа.

- совпадают…

- не совпадают…

-Проверить.

1 вариант

     дома       

Р.п. (чего?) домов

В.п. (что?) дома

2 вариант

    белки      

Р.п. (кого?) белок

В.п. (кого?) белок

- Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных.

Различать одушевлённые имена существительные  и винительном и родительном падежах

Физминутка  + сюрприз

(звучит спокойная музыка)

-Закрыли глаза, легли на парту, полежим, помечтаем, подумаем!

- О чем думали? Думали, как решить учебную задачу?

- Я тоже думала, как помочь вам. У меня есть волшебная  труба, которая может решить все задачи: и математические, и языковые. Давайте попробуем.

- Как решить УЗ?

4.Построение проекта выхода из затруднения  и его релазация.

-Может быть, нам и не нужно решать учебную задачу: как различать винительный и родительный падежи имён существительных, раз у нас есть такая волшебная труба?

- Что предлагаете делать?

- В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения.

Как мы действовали?

- А ещё каким способом можно воспользоваться?

-Давайте попробуем.

Гордость за учеников  В.п.

Праздник для городских жителей   Р.п.

- Решили проблему?

Молодцы!

- Будем искать!!!

- Попробуем, как и в ед. числе  подставлять имя существительное 1 склонения.

-Задать сразу два вопроса.

1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п.

2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения лиса

Гордость за лису-окончание у имеет в. Падеж.

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- А теперь давайте потренируемся в определении родительного и винительного падежей.

Перевозка пассажиров  Р.п.

Выводят птенцов   В.п.

Охотится на мышей  В.п.

Корм для комнатных животных  Р.п.

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

- Справились ли мы с нашими учебными задачами?

- Чему научились?

  Дети высказывают свое отношение к уроку.

      - Теперь мы легко отличим Р.п. от В.п.                    

10. Домашнее задание

  • Упр.266

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" »

Тема урока: Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа


Класс: 4

Предмет: русский язык


Цели: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; умения употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.


Планируемые результаты:

Предметные:

научатся распознавать Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Метапредметные:

Познавательные:

овладевать логическими действиями анализа, классификации, построения рассуждений.

Регулятивные:

определять цели и пути ее достижения; различать способ и результат действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести учебный диалог; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Личностные:

расширять познавательные интересы, учебные мотивы; развивать навыки сотрудничества.







Перечень условий, необходимых для проведения урока:

1 ПК для учителя, мультимедийный проектор.


Этап урока

Д. учителя

Д. учащихся

Прим.

1.Организационный

Организует класс, задает положительный настрой на урок.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям лицом, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Доброму делу – доброе начало.

Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.


Приветствуют друг друга, учителя.

Проверяют готовность к уроку.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-.Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы.

• В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это - _________ .

• Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

• У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это - _________ падеж.

Расскажите о винительном падеже. Используя наблюдения за словосочетаниями, выделите предлоги.






- Как связаны грамматические загадки с темой последних уроков русского языка?



- Что мы уже умеем делать?







-Чему мы учимся в настоящее время?





-Продолжаем работать по этой теме. Сегодня у нас новые лингвистические задачи.

- Для начала поработаем со словами, записанными на доске.

Человек, трава, цветы, медведи, земля, слоны, ромашки, деревья, чашка, снеговик, кошка, повар. Как можно классифицировать эти слова?




-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым? Почему я выбрала этот признак для классификации?


- Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.





- Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске.

- У вас были затруднения при выполнении работы?

- Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово.

Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным. Как вы думаете, почему?

-Пусть этот вопрос останется открытым. Может быть в течение урока у вас появятся какие-то мысли по этой проблеме.


- Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.


- На доске:

Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны.

- Что записано?



- Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова.

- Есть затруднения?



- Зафиксируем свои затруднения на листе бумаги!














Винительный падеж имеет вопросы кого? что? Употребляется с предлогами через, про, в, на за, под, сквозь.


- Изучаем склонение и падеж имён существительных



-Научились определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе, правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

- Знакомимся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.






- Распределить на группы по родам, по числам, по количеству слогов, одушевлённые и неодушевлённые и т.д.







- Связано с темой урока.


Одуш.: неодуш.:

человек трава

медведи цветы

слоны земля

снеговики ромашки

кошка деревья

повар дома




- Куда записать слово снеговик?


- ?????

















- Это изменения слова слоны по падежам.





Записывают в тетрадях.


- Мы не смогли определить падеж у слова слонов.



Р.п.?

Слонов

В.п.?

(на доске)






































Слайд №2













Слайд № 3



























Слайд №4

3. Постановка учебной задачи.

- Почему не смогли определить падеж?



- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться?







- Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?

- У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?

-Давайте проведём исследование.

Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома,

2 вариант – белки.

-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.






Р.п. нет кого? слонов

В.п. вижу кого? слонов


-Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевлённых имён существительных множественного числа.



- сопвадают…

- не совпадают…





-Проверить.

1 вариант

дома

Р.п. (чего?) домов

В.п. (что?) дома

2 вариант

белки

Р.п. (кого?) белок

В.п. (кого?) белок

- Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных.




Различать одушевлённые имена существительные и винительном и родительном падежах









Слайд №5








Физминутка + сюрприз

(звучит спокойная музыка)

-Закрыли глаза, легли на парту, полежим, помечтаем, подумаем!

- О чем думали? Думали, как решить учебную задачу?


- Я тоже думала, как помочь вам. У меня есть волшебная труба, которая может решить все задачи: и математические, и языковые. Давайте попробуем.





- Как решить УЗ?










Слайд №6






4.Построение проекта выхода из затруднения и его релазация.

-Может быть, нам и не нужно решать учебную задачу: как различать винительный и родительный падежи имён существительных, раз у нас есть такая волшебная труба?

- Что предлагаете делать?

- В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения.

Как мы действовали?

- А ещё каким способом можно воспользоваться?

-Давайте попробуем.

Гордость за учеников В.п.

Праздник для городских жителей Р.п.

- Решили проблему?

Молодцы!

- Будем искать!!!




- Попробуем, как и в ед. числе подставлять имя существительное 1 склонения.

-Задать сразу два вопроса.



1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п.

2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения лиса

Гордость за лису-окончание у имеет в. Падеж.



5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- А теперь давайте потренируемся в определении родительного и винительного падежей.

Перевозка пассажиров Р.п.

Выводят птенцов В.п.

Охотится на мышей В.п.

Корм для комнатных животных Р.п.









Слайд №8






9.Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

- Справились ли мы с нашими учебными задачами?

- Чему научились?

Дети высказывают свое отношение к уроку.

- Теперь мы легко отличим Р.п. от В.п.




Слайд №9

10. Домашнее задание

  • Упр.266







8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кобзева Елена Леонидовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-mnozhiestviennoie-chislo-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446969337"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_odushievliennyie_i_nieodushievliennyie_sushchiestvitiel"
    ["file_id"] => string(6) "452973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517080496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства