ема «Односоставные предложения» Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные предложения»
Задачи:
- образовательные: формировать умение создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»; обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать доброе отношение друг к другу; воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;
Технологические этапы урока:
- «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика;
- «самоконструкция» - индивидуальное создание решения, текста (задание по определению признаков понятия, проблемы);
- «социоконструкция» - работа учащихся в группах по созданию классификационных и систематизирующих схем;
- «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция);
- «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними;
- «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому;
- «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии.
Ход урока
1. Индукция
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Односоставные предложения »»
Презентация панорамного урока
на тему:
« Односоставные предложения »
Подготовила:учитель русского языка и литературы
Коксайской неполной средней школы
Скакбаева Рауза Рахметовна
2014 год
ема«Односоставные предложения» Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные предложения» Задачи: - образовательные: формировать умение создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»; обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать доброе отношение друг к другу; воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;
Технологические этапы урока: - «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика; - «самоконструкция» - индивидуальное создание решения, текста (задание по определению признаков понятия, проблемы); - «социоконструкция» - работа учащихся в группах по созданию классификационных и систематизирующих схем; - «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция); - «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними; - «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому; - «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии. Ход урока 1. Индукция Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах» Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить. И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
О чем это стихотворение? Предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого тихотворения?
2. Самоконструкция Задание для индивидуальной работы: - найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить карандашом, карточка №1); - в тетрадь запишите все, что знаете об односоставных предложениях; - сформулируйте цели учебного занятия;
3. Социоконструкция Работа в парах. Задание: - поменяйтесь тетрадями, посмотрите записи; - все ли виды односоставных предложений встретились в стихотворении? - могут ли односоставные предложения входить в состав сложных предложений? - дополните записи;
4. Социализация Работа в группе (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами) Задание: - попробуйте составить схему «Виды односоставных предложений»; - 1 учащийся в каждой группе «озвучивает» схему, остальные – оценивают, корректируют выступление;
5. Афиширование Вывешивание схем на доску, ознакомление с ними. Обсуждение полученных результатов. Учитель дает необходимые пояснения. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий (схема №1).
6. Социоконструкция Работа в группе (карточки № 2, №3, № 4) Задание: - определите вид односоставных предложений; - укажите, чем выражен главный член односоставного предложения; - попробуйте составить алгоритм для определения вида односоставного предложения (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами);
7. Афиширование Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения (схема №2). Учащиеся делают необходимые дополнения, правку.
8. Разрыв Работа в паре (карточка № 5) Задание: - определите, какие предложения не являются односоставными, аргументируйте ответ; - подумайте, как могут называться такие предложения; - необходимо ли дополнить алгоритм? - укажите виды односоставных предложений текста №1 и № 2
9. Социоконструкция и социализация Задание: - составить таблицу «Способы выражения главного члена односоставного предложения» (работа с учебником, параграфы №17-22) Виды односоставных предложений Способы выражения главного члена односоставного предложения
Виды односоставных предложений Способы выражения главного члена односоставного предложения
- обсудите в группе полученные результаты; - сверьте свою таблицу с таблицей учителя, внесите необходимые исправления) (схема № 3);
10. Рефлексия 1. Как Вам сегодня работалось? (учащиеся рисуют на отдельных подписанных листочках смайлики).
2. Закончите предложения: Сегодня на занятии мне удалось…. Самым интересным для меня было…. Особенно трудным мне показалось….
11. Итоги урока
Тема: Односоставные предложения.
Цель урока: Проверить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями ,способами познавательной деятельности по теме « Односоставные прекдложения»
Задачи:
-повторить материал по теме ,увидеть своеобразие односоставных предложений;
-развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, развивать умения различать типы односоставных предложений, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
Оборудование: слайды,карточки,портрет,картина,таблица,тесты,планы работ групп («Рабочие программы),значки ,(теоретики), П (практики),запись на доске стихотворных текстов.
Ход урока
І.Орг. момент.
1.Психологический настрой.
2.Вводное слово учителя:
-Сегодня я приглашаю вас в зал заседаний,в котором разгорятся прения по вопросу «Односоставные предложения».Перед нами стоит задача –увидеть своеобразие односоставных предложений.В зале заседаний присутствуют представители двух партий. Партия Практиков-ваша функция-практические задания. Партия Теоретиков-ваша функция теоретический материал.
И комиссия-ваша функция критика и оценка.
Председателем комиссии является учитель.(прикрепляются значки принадлежности партии)на партах есть рабочие программы,которые можете использовать при выступлении
ІІ.Формулировка цели и задач урока.
-Какова цель нашего урока?
ІІІ Проверка д/з .
І Ү .Проверка знаний усвоения материала.
Эпиграфом к уроку нам послужит русская пословица: «Не учась, и лаптя не сплетёшь». Оказывается, плетение лаптей было делом нелёгким.
Почему? Вы узнаете на уроке.
Запись предложения и его синтаксический разбор.
Не учась, и лаптя не сплетёшь. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, обобщённо-личное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием)
1.Работа в микрогруппах “Атака мыслей”
Блиц-опрос
-Какие предложения называются двусоставными?
-Какие предложения называются односоставными?
-Назовите виды односоставных предложений по способу выражения главных членов.
-Какие односоставные предложения используются в пословицах?
-Какие предложения чаще употребляются в диалогической речи?
-Как называются предложения где есть главный член предложения – подлежащее?
-Как называются предложения где есть главный член предложения – сказуемое?
-Какое предложение мы называем «назывным»?
- Какие предложения мы называем «полными»?
-Докажите, что записанные предложения, односоставные.
(Презентация слайдов.Заголовки слайдов показываются после ответа ученика.)
А) Повторение и анализ определенно-личных предложений.
Учитель:
-Своеобразие и оригинальность,отличие односоставных предложений,
заключается в том,что односоставные предложения многообразны по своей структуре.
-В чем своеобразие односоставных предложений?
Ученики:
-Своеобразие,то есть оригинальность,отличие односоставных предложений,
заключается в том,что односоставные предложения точны и лаконичны.
Ученики:
-Это высказывание об определенно-личных предложениях.
Учитель:
-Послушаем выступление партии Теоретиков об определенно-личных предложениях.
Ученики:
-Определенно-личные предложения-односоставные предложения сказуемым –глаголом в форме 1 или 2 лица.Подлежащие в таких предложениях не обязательно,так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число.Определенно-личные предложения делают повествование динамичным ,живым,внимание сосредотачивается на действии.Используются в различных стилях речи.Дают возможность избежать повторения личных местоимений.Например: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин.)
Примечания:
• В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица единственного числа и в прошедшем времени: это лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.
• Определённо предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.
Учитель :
-Приведите примеры определенно-личных предложений
Работает партия Практиков.
-Это односоставные предложения,так как сказуемые выражены глаголом в форме 2-го лица.
Слайд 2
Оценка комиссии.
Б) Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.
Игровой момент.
Учитель:
-К нам пришло письмо от учащихся 9-класса.Рассмотрите следующий вопрос:
Внимание сосредоточено на действии,действующее лицо намеренно устранено,намеренно представляется как неизвестное,неопределенное.
-Какой вопрос просят рассмотреть учащиеся 9- класса ?
Слово партии Теоретиков
Ученики:
-Учащиеся 9-класса просят рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.
-Неопределенно-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем вреғмни и в форме множественного числа в прошедшем врмени.В таких предложениях важно само действие , а не лица ,которые его производят.Они мыслятся неоределенно.Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо,или его нельзя назвать,так как оно неизвестно. Например:За рекой косили. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)
Учитель:
-Рассморите предложения на слайде
Слово партии Практиков.
Слайд 3
Оценка комиссии.
В) Повторение и анализ обобщенно-личных предложений.
Учитель:
-Какие предложения называются обобщенно-личными?
Выступления партии Теретиков.
-Обобщенно-личные предложения отличаются от всех типов односоставных предложений.Они имеют обобщенное значение,глагол-сказуемое в таких предложениях называет такое действие, которое относится к широкому обобщенно представленному кругу лиц.Структура обобщенно-личных предложений такова ,что обобщенное лицо отдельным словом выражено быть не может , такого лица в системе русских личных местоимений нет.Обобщенность передается определенными глагольными формами только при отсутствующем подлежащем. Например:Что посеешь, то и пожнёшь.
Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа: По одёжке протягивают ножки (пословица).
Словопартии Практиков.
Анализ предложений.
Слайд 4
Учитель.
Оценка комиссии
Г) Повторение и анализ безличных предложений.
Учитель.
-Какие предложения называются безличными?
Выступление партии Теоретиков.
Ученики:
-Безличное предложение-это односоставное предложениесо сказуемым,при котором нет и не может быть подлежащего.Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым,составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым.Безличные предложения разнообразны по форме и значению.Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы,состоянии человека,о действии стихийных сил.Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия. Например: Знобит с утра.. Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.
В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на -о(-е), Например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
Слово партии Практиков.
Работа со слайдом
Слайд 5
Оценка комиссии.
Д) Повторение и анализ назывных предложений.
Учитель:
-Какие предложения называются назывными?
Выступление Теоретиков.
Ученики:
-Назывные предложения (номинативые)-односоставные предложения,которые имеют один главный член-подлежащее.Они сообщают о том,что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем,то есть назывные предложения утверждают,поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными.
С частицами вот,вон предложения приобретают указательное значение.Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях.
С их помощью лаконично и точно рисуется место,время действия,пейзаж ,обстановка.Например:Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь
(А. Пушкин.)
Слово партии Практиков.
Анализ предложений.
Слайд 6
Оценка комиссии.
Ү.Закрепление
1.Тестирование.
Работа с тренировочной частью программы
Укажите односоставное предложение.
А )В долину тень сползала
В) Вечерний час
С )Стены серы
2. Работа с карточками.
Задание 3
Вы справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.
Слайд 7
Всмотритесь в его автопортрет.
Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.
В.А.Серов Автопортрет, 1880-е годы
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".
(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…
(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…
(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".
(По Е.Г.Киселевой)
1.В каком предложении содержится тема текста?
3
4
8
11
Определите стиль и тип речи.
научный стиль, описание
публицистический стиль, рассуждение
художественный стиль, повествование
научный стиль, рассуждение
Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 5 – 10?
назывное
определенно-личное
обобщенно-личное
неопределенно-лично
Задание 4
-Потренируемся в использовании односоставных предложений в тексте.
-Перед вами репродукция одной из самых известных картин Серова В.А.
"Девочка с персиками".
Слайд 8
Выполните ее описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.