kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Односоставные предложения »

Нажмите, чтобы узнать подробности

ема «Односоставные предложения» 
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные предложения» 

Задачи: 
- образовательные: формировать умение создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»; обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся; 

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать коммуникативную культуру учащихся; 

- воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать доброе отношение друг к другу; воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность; 

Технологические этапы урока: 
- «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика; 
- «самоконструкция» - индивидуальное создание решения, текста (задание по определению признаков понятия, проблемы); 
- «социоконструкция» - работа учащихся в группах по созданию классификационных и систематизирующих схем; 
- «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция); 
- «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними; 
- «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому; 
- «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии. 

Ход урока 
1. Индукция 
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах» 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Односоставные предложения »»

















Презентация панорамного урока

на тему:

« Односоставные предложения »





Подготовила:учитель русского языка и литературы

Коксайской неполной средней школы

Скакбаева Рауза Рахметовна














2014 год

ема «Односоставные предложения» 
Цель:
 организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Односоставные предложения» 

Задачи:
 
- образовательные: формировать умение создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»; обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся; 

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать коммуникативную культуру учащихся; 

- воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать доброе отношение друг к другу; воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность; 

Технологические этапы урока: 
- «индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика; 
- «самоконструкция» - индивидуальное создание решения, текста (задание по определению признаков понятия, проблемы); 
- «социоконструкция» - работа учащихся в группах по созданию классификационных и систематизирующих схем; 
- «социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция); 
- «афиширование» - вывешивание схем, таблиц в классе и ознакомление с ними; 
- «разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому; 
- «рефлексия» - самореализация учащегося на учебном занятии. 

Ход урока
 
1. Индукция 
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах» 
Когда ты хочешь молвить слово, 
Мой друг, подумай – не спеши. 
Оно бывает то сурово, 
То рождено теплом души. 
Оно то жаворонком вьется, 
То медью траурной поет. 
Покуда слово сам не взвесишь, 
Не выпускай его в полет. 
Им можно радости прибавить. 
И радость людям отравить. 
Им можно лед зимой расплавить 
И камень в крошку раздолбить. 
Оно одарит иль ограбит, 
Пусть ненароком, пусть шутя. 
Подумай, как бы им не ранить 
Того, кто слушает тебя. 

О чем это стихотворение? Предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке). Какова основная мысль этого тихотворения? 

2. Самоконструкция 
Задание для индивидуальной работы: 
- найти в тексте стихотворения односоставные предложения (отметить карандашом, карточка №1); 
- в тетрадь запишите все, что знаете об односоставных предложениях; 
- сформулируйте цели учебного занятия; 

3. Социоконструкция 
Работа в парах. 
Задание: 
- поменяйтесь тетрадями, посмотрите записи; 
- все ли виды односоставных предложений встретились в стихотворении? 
- могут ли односоставные предложения входить в состав сложных предложений? 
- дополните записи; 

4. Социализация 
Работа в группе (задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами) 
Задание: 
- попробуйте составить схему «Виды односоставных предложений»; 
- 1 учащийся в каждой группе «озвучивает» схему, остальные – оценивают, корректируют выступление; 

5. Афиширование 
Вывешивание схем на доску, ознакомление с ними. Обсуждение полученных результатов. Учитель дает необходимые пояснения. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий (схема №1). 

6. Социоконструкция 
Работа в группе (карточки № 2, №3, № 4) 
Задание: 
- определите вид односоставных предложений; 
- укажите, чем выражен главный член односоставного предложения; 
- попробуйте составить алгоритм для определения вида односоставного предложения 
(задание выполняется на листах ватмана, цветными фломастерами); 

7. Афиширование 
Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения 
(схема №2). 
Учащиеся делают необходимые дополнения, правку. 

8. Разрыв 
Работа в паре (карточка № 5) 
Задание: 
- определите, какие предложения не являются односоставными, аргументируйте ответ; 
- подумайте, как могут называться такие предложения; 
- необходимо ли дополнить алгоритм? 
- укажите виды односоставных предложений текста №1 и № 2 

9. Социоконструкция и социализация 
Задание: 
- составить таблицу «Способы выражения главного члена односоставного предложения» 
(работа с учебником, параграфы №17-22) 
Виды односоставных предложений 
Способы выражения главного члена односоставного предложения 

Виды односоставных предложений Способы выражения главного члена односоставного предложения 

- обсудите в группе полученные результаты; 
- сверьте свою таблицу с таблицей учителя, внесите необходимые исправления) (схема № 3); 

10. Рефлексия 
1. Как Вам сегодня работалось? (учащиеся рисуют на отдельных подписанных листочках смайлики). 

2. Закончите предложения: 
Сегодня на занятии мне удалось…. 
Самым интересным для меня было…. 
Особенно трудным мне показалось…. 

11. Итоги урока 









Тема: Односоставные предложения.

Цель урока: Проверить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями ,способами познавательной деятельности по теме « Односоставные прекдложения»

Задачи:

-повторить материал по теме ,увидеть своеобразие односоставных предложений;

-развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, развивать умения различать типы односоставных предложений, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;

-приобщать учащихся к культуре;

-формировать умение быстро принимать решения.

Тип урока: Повторение

Методы: частично-поисковый ,проблемный,интерактивный

Оборудование: слайды,карточки,портрет,картина,таблица,тесты,планы работ групп («Рабочие программы),значки ,(теоретики), П (практики),запись на доске стихотворных текстов.


Ход урока

І.Орг. момент.

1.Психологический настрой.

2.Вводное слово учителя:

-Сегодня я приглашаю вас в зал заседаний,в котором разгорятся прения по вопросу «Односоставные предложения».Перед нами стоит задача –увидеть своеобразие односоставных предложений.В зале заседаний присутствуют представители двух партий. Партия Практиков-ваша функция-практические задания. Партия Теоретиков-ваша функция теоретический материал.

И комиссия-ваша функция критика и оценка.

Председателем комиссии является учитель.(прикрепляются значки принадлежности партии)на партах есть рабочие программы,которые можете использовать при выступлении

ІІ.Формулировка цели и задач урока.

-Какова цель нашего урока?

ІІІ Проверка д/з .

І Ү .Проверка знаний усвоения материала.


Эпиграфом к уроку нам послужит русская пословица: «Не учась, и лаптя не сплетёшь». Оказывается, плетение лаптей было делом нелёгким.

Почему? Вы узнаете на уроке.

Запись предложения и его синтаксический разбор.

Не учась, и лаптя не сплетёшь. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, обобщённо-личное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием)

1.Работа в микрогруппах “Атака мыслей”

Блиц-опрос

-Какие предложения называются двусоставными?

-Какие предложения называются односоставными?

-Назовите виды односоставных предложений по способу выражения главных членов.

-Какие односоставные предложения используются в пословицах?

-Какие предложения чаще употребляются в диалогической речи?

-Как называются предложения где есть главный член предложения – подлежащее?

-Как называются предложения где есть главный член предложения – сказуемое?

-Какое предложение мы называем «назывным»?

- Какие предложения мы называем «полными»?

-Докажите, что записанные предложения, односоставные.

(Презентация слайдов.Заголовки слайдов показываются после ответа ученика.)

А) Повторение и анализ определенно-личных предложений.

Учитель:

-Своеобразие и оригинальность,отличие односоставных предложений,

заключается в том,что односоставные предложения многообразны по своей структуре.

-В чем своеобразие односоставных предложений?

Ученики:

-Своеобразие,то есть оригинальность,отличие односоставных предложений,

заключается в том,что односоставные предложения точны и лаконичны.


Ученики:

-Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель:

-Послушаем выступление партии Теоретиков об определенно-личных предложениях.

Ученики:

-Определенно-личные предложения-односоставные предложения сказуемым –глаголом в форме 1 или 2 лица.Подлежащие в таких предложениях не обязательно,так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число.Определенно-личные предложения делают повествование динамичным ,живым,внимание сосредотачивается на действии.Используются в различных стилях речи.Дают возможность избежать повторения личных местоимений. Например: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин.)

Примечания:

• В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица единственного числа и в прошедшем времени: это лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.

• Определённо предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям поэтому они нередко используются для избежания повторения одного и того же слова.

Учитель :

-Приведите примеры определенно-личных предложений

Работает партия Практиков.

-Это односоставные предложения,так как сказуемые выражены глаголом в форме 2-го лица.

Слайд 2


Оценка комиссии.

Б) Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Игровой момент.

Учитель:

-К нам пришло письмо от учащихся 9-класса.Рассмотрите следующий вопрос:

Внимание сосредоточено на действии,действующее лицо намеренно устранено,намеренно представляется как неизвестное,неопределенное.

-Какой вопрос просят рассмотреть учащиеся 9- класса ?

Слово партии Теоретиков


Ученики:

-Учащиеся 9-класса просят рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.

-Неопределенно-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем вреғмни и в форме множественного числа в прошедшем врмени.В таких предложениях важно само действие , а не лица ,которые его производят.Они мыслятся неоределенно.Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо,или его нельзя назвать,так как оно неизвестно. Например:За рекой косили. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)

Учитель:

-Рассморите предложения на слайде

Слово партии Практиков.


Слайд 3

Оценка комиссии.

В) Повторение и анализ обобщенно-личных предложений.

Учитель:

-Какие предложения называются обобщенно-личными?

Выступления партии Теретиков.


-Обобщенно-личные предложения отличаются от всех типов односоставных предложений.Они имеют обобщенное значение,глагол-сказуемое в таких предложениях называет такое действие, которое относится к широкому обобщенно представленному кругу лиц.Структура обобщенно-личных предложений такова ,что обобщенное лицо отдельным словом выражено быть не может , такого лица в системе русских личных местоимений нет.Обобщенность передается определенными глагольными формами только при отсутствующем подлежащем. Например:Что посеешь, то и пожнёшь.

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа: По одёжке протягивают ножки (пословица).

Слово партии Практиков.

Анализ предложений.

Слайд 4

Учитель.

Оценка комиссии

Г) Повторение и анализ безличных предложений.

Учитель.

-Какие предложения называются безличными?

Выступление партии Теоретиков.


Ученики:

-Безличное предложение-это односоставное предложениесо сказуемым,при котором нет и не может быть подлежащего.Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым,составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым.Безличные предложения разнообразны по форме и значению.Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы,состоянии человека,о действии стихийных сил.Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия. Например: Знобит с утра.. Быстро смеркается.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на -о(-е), Например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).

Слово партии Практиков.

Работа со слайдом

Слайд 5

Оценка комиссии.

Д) Повторение и анализ назывных предложений.

Учитель:

-Какие предложения называются назывными?

Выступление Теоретиков.

Ученики:

-Назывные предложения (номинативые)-односоставные предложения,которые имеют один главный член-подлежащее.Они сообщают о том,что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем,то есть назывные предложения утверждают,поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными.

С частицами вот,вон предложения приобретают указательное значение.Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях.

С их помощью лаконично и точно рисуется место,время действия,пейзаж ,обстановка.Например: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь

(А. Пушкин.)

Слово партии Практиков.

Анализ предложений.

Слайд 6


Оценка комиссии.

Ү.Закрепление

1. Тестирование.

Работа с тренировочной частью программы

Укажите односоставное предложение.

А )В долину тень сползала

В) Вечерний час

С )Стены серы

2. Работа с карточками.


Задание 3

Вы справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.

Слайд 7


Всмотритесь в его автопортрет.

Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.

В.А.Серов Автопортрет, 1880-е годы

(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".

(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".

(По Е.Г.Киселевой)


1.В каком предложении содержится тема текста?

      1. 3

      2. 4

      3. 8

      4. 11

  1. Определите стиль и тип речи.

      1. научный стиль, описание

      2. публицистический стиль, рассуждение

      3. художественный стиль, повествование

      4. научный стиль, рассуждение


  1. Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 5 – 10?

      1. назывное

      2. определенно-личное

      3. обобщенно-личное

      4. неопределенно-лично

Задание 4


-Потренируемся в использовании односоставных предложений в тексте.

-Перед вами репродукция одной из самых известных картин Серова В.А.

"Девочка с персиками".

Слайд 8

Выполните ее описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений.

По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.

Рефлексия.

-Предоставляется слово партии Теоретиков

5.Вывод


6.Комментирование оценок

ҮІ . Д/з: стр.139 упр.3




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Односоставные предложения »

Автор: Скакбаева Рауза Рахметовна

Дата: 16.04.2016

Номер свидетельства: 319232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока  по русскому языку в 8 классе по теме: Повторение  по теме «Односоставные предложения» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428590307"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "обобщающий урок по теме Односоставные предложения "
    ["seo_title"] => string(63) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415552511"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "обобщение урока по теме "Односоставные предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchieniie-uroka-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419577664"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421257896"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства