Тема урока: Односоставные предложения.
Задачи урока:
а) формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
б) развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
в) приобщать учащихся к культуре.
I.Оргмомент. Формулировка задач урока.
Слайд 1
II.Практикум.
Задание 1. Вспомним теоретический материал.
- Какие предложения называются односоставными?
- Назовите типы односоставных предложений.
Далее работа по повторению ведется с использованием презентации. Заголовки слайдов показываются после ответа ученика.
- Докажите, что представленные на слайде предложения, односоставные.
- Назовите способ выражения главного члена предложения.
- Сделайте вывод о типе односоставных предложений.
Слайд 2 Слайд3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Задание 2. Определите тип односоставного предложения:
1.Горячее солнце, горячий песок. (назывное)
2.К вечеру в саду разожгли костёр. (неопределённо-личное)
3.Именно в такой день случилось мне быть на охоте. (безличное)
4.Течение уносило нашу лодку в сторону. (двусоставное)
5.Не пренебрегай ученьем смолоду. (обобщённо-личное)
6.Тополиный пух, жара, июль. (назывное)
7.Весной и счастливых тянет вдаль. (безличное)
8.Дорогу осилит идущий. (двусоставное)
9.Уходим завтра в море. (определённо-личное)
10.Цыплят по осени считают. (обобщённо-личное)
Результаты анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение.
Задание 3.
Вы справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.
Следующее задание на тексте о первом профессиональном художнике Казахстана Абылхане Кастееве.
Слайд 7
Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.
1)Абылхан Кастеев – народный художник Казахстана. 2)Он прошёл трудный жизненный и творческий путь. 3)С восьмилетнего возраста пас байских овец, потом ушёл из аула, осваивал в двадцатилетнем возрасте грамоту.
4)Рисованием увлекался с детства. 5)Рисовал каждую свободную минуту.
6)Художник Н.Г. Хлудов писал: «В своих работах отражает непосредственные чувства, изображает ту жизнь и быт, которые он сам переживал». 7)«Обращаю ваше внимание на то, что художник шагает в ногу со временем»,- говорил о нём художник Л.П. Леонтьев.
8)За выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства А.Кастееву присвоили звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
I. В каком предложении содержится тема текста?
1)2 2) 3 3) 6 4) 8
II. Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание 3) научный стиль, рассуждение
2)публицистический стиль, повествование 4) художественный стиль, повествование
III. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1)2 2) 4 3) 5 4) 7
IV. Из 3 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
V. Среди предложений 6-8 назовите сложные предложения, в котором одна из частей является односоставным предложением.
Задание 4.
Потренируемся в использовании односоставных предложений в тексте.
Перед вами репродукция одной из самых известных картин А.Кастеева «Турксиб», написанной художником в 1969году.
Слайд 8
Выполните ее описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.
III. Обобщение.
IV. Д/з. Подбор материала о художниках нашей области.
V. Подведение итогов урока.
Тема урока: Односоставные предложения.
Задачи урока:
а) формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
б) развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
в) приобщать учащихся к культуре.
I.Оргмомент. Формулировка задач урока.
Слайд 1
II.Практикум.
Задание 1. Вспомним теоретический материал.
- Какие предложения называются односоставными?
- Назовите типы односоставных предложений.
Далее работа по повторению ведется с использованием презентации. Заголовки слайдов показываются после ответа ученика.
- Докажите, что представленные на слайде предложения, односоставные.
- Назовите способ выражения главного члена предложения.
- Сделайте вывод о типе односоставных предложений.
Слайд 2 Слайд3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Задание 2. Определите тип односоставного предложения:
1.Горячее солнце, горячий песок. (назывное)
2.К вечеру в саду разожгли костёр. (неопределённо-личное)
3.Именно в такой день случилось мне быть на охоте. (безличное)
4.Течение уносило нашу лодку в сторону. (двусоставное)
5.Не пренебрегай ученьем смолоду. (обобщённо-личное)
6.Тополиный пух, жара, июль. (назывное)
7.Весной и счастливых тянет вдаль. (безличное)
8.Дорогу осилит идущий. (двусоставное)
9.Уходим завтра в море. (определённо-личное)
10.Цыплят по осени считают. (обобщённо-личное)
Результаты анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение.
Задание 3.
Вы справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.
Следующее задание на тексте о первом профессиональном художнике Казахстана Абылхане Кастееве.
Слайд 7
Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.
1)Абылхан Кастеев – народный художник Казахстана. 2)Он прошёл трудный жизненный и творческий путь. 3)С восьмилетнего возраста пас байских овец, потом ушёл из аула, осваивал в двадцатилетнем возрасте грамоту.
4)Рисованием увлекался с детства. 5)Рисовал каждую свободную минуту.
6)Художник Н.Г. Хлудов писал: «В своих работах отражает непосредственные чувства, изображает ту жизнь и быт, которые он сам переживал». 7)«Обращаю ваше внимание на то, что художник шагает в ногу со временем»,- говорил о нём художник Л.П. Леонтьев.
8)За выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства А.Кастееву присвоили звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
I. В каком предложении содержится тема текста?
1)2 2) 3 3) 6 4) 8
II. Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание 3) научный стиль, рассуждение
2)публицистический стиль, повествование 4) художественный стиль, повествование
III. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1)2 2) 4 3) 5 4) 7
IV. Из 3 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
V. Среди предложений 6-8 назовите сложные предложения, в котором одна из частей является односоставным предложением.
Задание 4.
Потренируемся в использовании односоставных предложений в тексте.
Перед вами репродукция одной из самых известных картин А.Кастеева «Турксиб», написанной художником в 1969году.
Слайд 8
Выполните ее описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.
III. Обобщение.
IV. Д/з. Подбор материала о художниках нашей области.
V. Подведение итогов урока.