Приёмы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос.
Формы работ: индивидуальная, парная, в группах, фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, схема, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Анализ высказывания Н. В. Гоголя о русском языке. Слайд 1.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее смой вещи. ( Разбираются особенности орфографии и пунктуации)
- Сколько здесь простых предложений?
- Какая между ними связь?
- Найдите грамматические основы предложений.
Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое.
III. Переход к теме урока.
Сопоставление предложений.
Слайд 2
Я люблю тебя, жизнь. 1. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
2. В справочную часто звонили 2. В справочную часто звонили.
3. Я не спал всю ночь. 3. Мне не спалось.
4. Стояла тишина. 4. Ночь. Тишина.
- Чем отличаются данные конструкции предложений?
- Нужен ли второй член для понимания смысла односоставного предложения?
- Найдите предложение, в котором только указывается на наличие предмета
Если в предложении есть подлежащие и сказуемое, то мы считаем до двух: перед нами двусоставное предложение. А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до одного – это односоставное предложение.
В русском языке достаточно часто используются односоставные предложения, то есть предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое. Это полноценные предложения, содержащие законченную мысль.
. Ознакомление с видами односоставных предложений.
Учитель: Едва ли не труднейшим в синтаксисе простого предложения представляется вопрос об односоставных предложениях. Первая трудность – в понимании сущности главного члена этих конструкций.
Шахматов, основатель учения о предложении, выделяет две разновидности односоставных предложений:
бесподлежащно-сказуемных
бессказуемно-подлежащных
- Что значит бесподдежащно-сказуемное предложение?
- Что значит бессказуемно-подлежащное предложение?
2. Чтение параграфа.
3. Работа с опорной схемой. (Работа в парах, готовая схема на каждом столе, заполняется по ходу чтения параграфа и с помощью учителя).
Односоставные предложеня:
I. Бесподлежащно-сказуемные:
1. Личные (есть указание на производителя действия, который):
а) Известен говорящий или собеседник (Определенно-личные):
- сказуемое - глагол 1 и 2 лица ед. и мн. числа
б) Неизвестен-кто-то(неопределенно- личные?):
- сказуемое -глагол 3 лица мн.числа наст. и буд. времени
- сказуемое - глагол 2 лица ед.числа или 3 лица мн.числа с обощенным значением
2. Безличные. Нет указания на производителя действия сказуемого обозначает:
- явление природы
- состояние человека
- желательность, возможность(невозможность), необходимость действия
- указание на отсутствие чего-либо
- Чем же различаются сказуемные предложения? (формой сказуемого)
V. Тренировочные упражнения в группах.
1) Работа в группах по карточкам (класс делится на 5 групп)
Карточка № 1.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах …» писал: « Сейчас прочел «Вечера…». Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.
Карточка № 2.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в неё.
Карточка № 3.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр.
Карточка № 4.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
И погиб казак! Пропал для казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божией.
Карточка № 5.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Божественная ночь! Очаровательная ночь!
(Представитель от каждой группы даёт четкий ответ)
VI. Делаем вывод.
- Как отличить определенно- личные предложения от неопределенно-личных и безличных?
(Окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимения (я, ты, мы, вы). Определенно-личные предложения встречаются в живой разговорной речи, в лирических стихах, дневниковых записях).
VII. Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
Работа в парах. Найти односоставные предложения, определить вид, доказать.
Мороз увеличивается, и вверху сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другой.
Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла.
По смуглым лицам видно было, что все они были знакомы в битвах.
VIII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
-Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. Выписать из произведений Н.В. Гоголя другие односоставные предложения( не менее 10), определить их вид
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приёмы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос.
Формы работ: индивидуальная, парная, в группах, фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, схема, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Анализ высказывания Н. В. Гоголя о русском языке. Слайд 1.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее смой вещи. ( Разбираются особенности орфографии и пунктуации)
- Сколько здесь простых предложений?
- Какая между ними связь?
- Найдите грамматические основы предложений.
Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое.
III. Переход к теме урока.
Сопоставление предложений.
Слайд 2
Я люблю тебя, жизнь. 1. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
В справочную часто звонили 2. В справочную часто звонили.
отъезжающие.
Я не спал всю ночь. 3. Мне не спалось.
Стояла тишина. 4. Ночь. Тишина.
- Чем отличаются данные конструкции предложений?
- Нужен ли второй член для понимания смысла односоставного предложения?
- Найдите предложение, в котором только указывается на наличие предмета
(явления).
Если в предложении есть подлежащие и сказуемое, то мы считаем до двух: перед нами двусоставное предложение. А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до одного – это односоставное предложение.
В русском языке достаточно часто используются односоставные предложения, то есть предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое. Это полноценные предложения, содержащие законченную мысль.
IV. Ознакомление с видами односоставных предложений.
Учитель: Едва ли не труднейшим в синтаксисе простого предложения представляется вопрос об односоставных предложениях. Первая трудность – в понимании сущности главного члена этих конструкций.
Шахматов, основатель учения о предложении, выделяет две разновидности односоставных предложений:
бесподлежащно-сказуемных
бессказуемно-подлежащных
- Что значит бесподдежащно-сказуемное предложение?
- Что значит бессказуемно-подлежащное предложение?
2. Чтение параграфа.
3. Работа с опорной схемой. (Работа в парах, готовая схема на каждом столе, заполняется по ходу чтения параграфа и с помощью учителя).
Односоставные предложения.
бесподлежащно-сказуемныебессказуемно-подлежащные
(Назывные)
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
(А.Блок).
Личные Безличные
есть указание на производителя нет указания на
действия, который производителя действия
сказуемое обозначает
известен говорящий- или собеседник
неизвестен- кто-то
обобщен- любой, всякий, каждый
- явление природы
- состояние человека
- желательность, возможность(невозможность), необходимость действия
- указание на отсутствие чего-либо
определенно-личные
сказуемое – глагол 1 и 2 лица ед. и мн. числа
неопределенно- личные
сказуемое – глагол 3 лица мн. числа,
наст. и буд. времени
обобщенно-личные
сказуемое – глагол 2 лица ед.числа или 3 лица мн.числа с обобщенным значением
- Чем же различаются сказуемные предложения? (формой сказуемого)
V. Тренировочные упражнения в группах.
1) Работа в группах по карточкам (класс делится на 5 групп)
Карточка № 1.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах …» писал: « Сейчас прочел «Вечера…». Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.
Карточка № 2.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в неё.
Карточка № 3.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр.
Карточка № 4.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
И погиб казак! Пропал для казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божией.
Карточка № 5.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Божественная ночь! Очаровательная ночь!
(Представитель от каждой группы даёт четкий ответ)
VI. Делаем вывод.
- Как отличить определенно- личные предложения от неопределенно-личных и безличных?
(Окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимения (я, ты, мы, вы). Определенно-личные предложения встречаются в живой разговорной речи, в лирических стихах, дневниковых записях).
VII. Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
Работа в парах. Найти односоставные предложения, определить вид, доказать.
Мороз увеличивается, и вверху сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другой.
Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла.
По смуглым лицам видно было, что все они были знакомы в битвах.
VIII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
-Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. Выписать из произведений Н.В. Гоголя другие односоставные предложения( не менее 10), определить их вид