kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательная: знакомство с видами односоставных предложений.

Развивающая: развивать умение определять вид односоставных предложений.

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые. Взаимоконтроль.

Приёмы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос.

Формы работ: индивидуальная, парная, в группах, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, схема, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Анализ высказывания Н. В. Гоголя о русском языке. Слайд 1.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее смой вещи. ( Разбираются особенности орфографии и пунктуации)

- Сколько здесь простых предложений?

- Какая между ними связь?

- Найдите грамматические основы предложений.

Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое.

III. Переход к теме урока.

Сопоставление предложений.

Слайд 2

  1. Я люблю тебя, жизнь.                        1. Люблю тебя, Петра творенье,

                                                                             Люблю твой строгий, стройный вид.

    2. В справочную часто звонили                2. В справочную часто звонили.

 

     3. Я не спал всю ночь.                          3. Мне не спалось.

    4. Стояла тишина.                                 4. Ночь. Тишина.

 

- Чем отличаются данные конструкции предложений?

- Нужен ли второй член для понимания смысла односоставного предложения?

- Найдите предложение, в котором только указывается на наличие предмета

  1.  

Если в предложении есть подлежащие и сказуемое, то мы считаем до двух: перед нами двусоставное предложение. А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до одного – это односоставное предложение.

В русском языке достаточно часто используются односоставные предложения, то есть предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое. Это полноценные предложения, содержащие законченную мысль.

  1. . Ознакомление с видами односоставных предложений.
  1. Учитель: Едва ли не труднейшим в синтаксисе простого предложения представляется вопрос об односоставных предложениях. Первая трудность – в понимании сущности главного члена этих конструкций.

Шахматов, основатель учения о предложении, выделяет две разновидности односоставных предложений:

  1. бесподлежащно-сказуемных
  2.  бессказуемно-подлежащных

- Что значит бесподдежащно-сказуемное предложение?

- Что значит бессказуемно-подлежащное предложение?

2. Чтение параграфа.

3. Работа с опорной схемой. (Работа в парах, готовая схема на каждом столе, заполняется по ходу чтения параграфа и с помощью учителя).

Односоставные предложеня: 

I. Бесподлежащно-сказуемные: 

1. Личные (есть указание на производителя действия, который):

а) Известен говорящий или собеседник (Определенно-личные):

- сказуемое - глагол 1 и 2 лица ед. и мн. числа

б) Неизвестен-кто-то(неопределенно- личные?):

- сказуемое -глагол 3 лица мн.числа наст. и буд. времени

в) Обобщён - любой, каждый, всякий (Обобщенно-личные):

- сказуемое - глагол 2 лица ед.числа или 3 лица мн.числа с обощенным значением

2. Безличные. Нет указания на производителя действия сказуемого обозначает:

- явление природы

- состояние человека

- желательность, возможность(невозможность), необходимость действия

- указание на отсутствие чего-либо

- Чем же различаются сказуемные предложения? (формой сказуемого)

V. Тренировочные упражнения в группах.

1) Работа в группах по карточкам (класс делится на 5 групп)

Карточка № 1.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах …» писал: « Сейчас прочел «Вечера…». Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.

Карточка № 2.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в неё.

Карточка № 3.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

Карточка № 4.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

И погиб казак! Пропал для казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божией.

Карточка № 5.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Божественная ночь! Очаровательная ночь!

(Представитель от каждой группы даёт четкий ответ)

VI. Делаем вывод.

- Как отличить определенно- личные предложения от неопределенно-личных и безличных?

(Окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимения (я, ты, мы, вы). Определенно-личные предложения встречаются в живой разговорной речи, в лирических стихах, дневниковых записях).

VII. Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.

  1. Работа в парах. Найти односоставные предложения, определить вид, доказать.
  1. Мороз увеличивается, и вверху сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другой.
  2. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла.
  3. По смуглым лицам видно было, что все они были знакомы в битвах.

VIII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

-Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание. Выписать из произведений Н.В. Гоголя другие односоставные предложения( не менее 10), определить их вид

 

                                           

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Односоставные предложения" »

Урок русского языка «Односоставные предложения» 8 класс.

Учитель русского языка и литературы

Соколова Татьяна Тимофеевна

г. Воткинск МБОУ СОШ № 10 Удмуртия

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Место урока в теме: первый урок в теме « Односоставные предложения»

На данном уроке происходит знакомство с группами односоставных предложений, их отличительными особенностями.

Цели:

Образовательная: знакомство с видами односоставных предложений.

Развивающая: развивать умение определять вид односоставных предложений.

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые. Взаимоконтроль.

Приёмы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос.

Формы работ: индивидуальная, парная, в группах, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, схема, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Анализ высказывания Н. В. Гоголя о русском языке. Слайд 1.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее смой вещи. ( Разбираются особенности орфографии и пунктуации)

- Сколько здесь простых предложений?

- Какая между ними связь?

- Найдите грамматические основы предложений.

Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое.

III. Переход к теме урока.

Сопоставление предложений.

Слайд 2

  1. Я люблю тебя, жизнь. 1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

  1. В справочную часто звонили 2. В справочную часто звонили.

отъезжающие.

  1. Я не спал всю ночь. 3. Мне не спалось.

  2. Стояла тишина. 4. Ночь. Тишина.



- Чем отличаются данные конструкции предложений?

- Нужен ли второй член для понимания смысла односоставного предложения?

- Найдите предложение, в котором только указывается на наличие предмета

(явления).

Если в предложении есть подлежащие и сказуемое, то мы считаем до двух: перед нами двусоставное предложение. А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до одного – это односоставное предложение.

В русском языке достаточно часто используются односоставные предложения, то есть предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое. Это полноценные предложения, содержащие законченную мысль.

IV. Ознакомление с видами односоставных предложений.

  1. Учитель: Едва ли не труднейшим в синтаксисе простого предложения представляется вопрос об односоставных предложениях. Первая трудность – в понимании сущности главного члена этих конструкций.

Шахматов, основатель учения о предложении, выделяет две разновидности односоставных предложений:

  1. бесподлежащно-сказуемных

  2. бессказуемно-подлежащных

- Что значит бесподдежащно-сказуемное предложение?

- Что значит бессказуемно-подлежащное предложение?

2. Чтение параграфа.

3. Работа с опорной схемой. (Работа в парах, готовая схема на каждом столе, заполняется по ходу чтения параграфа и с помощью учителя).

Односоставные предложения.



бесподлежащно-сказуемные бессказуемно-подлежащные

(Назывные)

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

(А.Блок).





Личные Безличные

есть указание на производителя нет указания на

действия, который производителя действия

сказуемое обозначает

известен говорящий- или собеседник

неизвестен- кто-то



обобщен- любой, всякий, каждый

- явление природы

- состояние человека

- желательность, возможность(невозможность), необходимость действия

- указание на отсутствие чего-либо



определенно-личные

сказуемое – глагол 1 и 2 лица ед. и мн. числа

неопределенно- личные

сказуемое – глагол 3 лица мн. числа,

наст. и буд. времени

обобщенно-личные

сказуемое – глагол 2 лица ед.числа или 3 лица мн.числа с обобщенным значением























- Чем же различаются сказуемные предложения? (формой сказуемого)

V. Тренировочные упражнения в группах.

1) Работа в группах по карточкам (класс делится на 5 групп)

Карточка № 1.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах …» писал: « Сейчас прочел «Вечера…». Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.

Карточка № 2.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в неё.

Карточка № 3.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр.

Карточка № 4.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

И погиб казак! Пропал для казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божией.

Карточка № 5.

Определите вид односоставного предложения, докажите.

Божественная ночь! Очаровательная ночь!

(Представитель от каждой группы даёт четкий ответ)

VI. Делаем вывод.

- Как отличить определенно- личные предложения от неопределенно-личных и безличных?

(Окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимения (я, ты, мы, вы). Определенно-личные предложения встречаются в живой разговорной речи, в лирических стихах, дневниковых записях).

VII. Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.

  1. Работа в парах. Найти односоставные предложения, определить вид, доказать.

  1. Мороз увеличивается, и вверху сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другой.

  2. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит из стекла.

  3. По смуглым лицам видно было, что все они были знакомы в битвах.

VIII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

-Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание. Выписать из произведений Н.В. Гоголя другие односоставные предложения( не менее 10), определить их вид







5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Односоставные предложения"

Автор: Соколова Татьяна Тимофеевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapotiemieodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449512262"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока Обобщение по теме «Односоставные предложения». "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "213094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971662"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок "Роль односоставных предложений в художественном тексте" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-rol-odnosostavnykh-priedlozhienii-v-khudozhiestviennom-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "103218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402572993"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока "Роль односоставных предложений в художественном тексте". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-rol-odnosostavnykh-priedlozhienii-v-khudozhiestviennom-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "103965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402653141"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока для урока на тему: "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-dlia-uroka-na-tiemu-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460454253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства