Это урок желательно провести на последнем занятии по теме «Односоставные предложения». Формировать умения различия простых предложений по
структуре, наличия главных и второстепенных членов предложений, умения определять, чем они выражены, находить определенно-личные и неопределенно-личные предложения через самостоятельную работу учащихся.
Использоватьследующие технологии: технология дифференцированного обучения, информативно-коммуникативные технологии
здоровьесбережение, исследовательская деятельность; развитие творческих способностей учащихся, индивидуальная, коллективная деятельность.
Решаемые проблемы. Какова роль односоставных предложений в художественном произведении и речи?
Использовать такие виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый (работа со словами); лабораторная работа в группах (разных видов односоставных предложений), самостоятельная работа, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»
Баташова Людмила Александровна, учитель русского
языка и литературы
Урок русского языка в 8 «А» классе на тему
«Односоставные предложения»
Цели:
Обучающая
-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;
-дать понятие односоставному предложению;
-формировать умение находить односоставные предложения по значению, их структурным особенностям;
Развивающая
-развивать умение определять выразительную роль односоставных предложений в тексте.
Воспитательная
- прививать любовь к русскому языку.
УУД:
регулятивные:перерабатывать и систематизировать полученную информацию, составлять схему, выбор оснований для классификации; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, контроль и оценивание своей деятельности.
коммуникативные:умение ясно, точно, полно выражать свои мысли, осуществлять работу в группе, владеть монологической и диалогической формами речи;
познавательные:умение осуществлять анализ предложений, структурировать знания.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: Работа с учебником, составление опорной таблицы, решение проблемных вопросов, творческая работа.
Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения, изобразительно-выразительные средства выразительности.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Приветствие.
Эпиграф
С русским языком можно творить чудеса.
К.Г. Паустовский
- Прочитайте и запишите в тетрадь слова русского писателя К.Г.Паустовского.
?? О каких чудесах говорит К.Г. Паустовский? (Ответы учащихся)
?? К какому типу предложений относится это высказывание?
?? Попробуйте определить тему и цель нашего урока.
?? На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, используя односоставные предложения.
Восприятие художественного произведения.
Учитель: Обратите, пожалуйста, внимание на экран (Слайд №1). Перед нами изображение русского пейзажа. Великим певцом русской природы является А. А. Фет.
Его поэзия, посвященная природе, очень оригинальна.
Послушаем стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Звучит музыка + слайды №2 - 5.
1. Ученик читает стихотворение наизусть.
2. Беседа. Восприятие. Стихотворения:
? Какое впечатление создает данное стихотворение?
? Какая картина рисуется в вашем воображении?
(Ответы учащихся)
3. Прослушивание стихотворения повторно (без музыки)
? Кому на, ваш взгляд, удалось удачнее передать ночное состояние природы и чувства лирического героя?
? Какое настроение рождает стихотворение?
4. Текст стихотворения высвечивается на слайде (слайд №6)
? Чем необычно это стихотворение?
(Весь текст – это одно предложение)
? Найдите лексические и синтаксические средства выразительности.
ВЫВОД: данное стихотворение обильно наполнено изобразительно-выразительными средствами, которые делают это стихотворение насыщенным, т.е. экспрессивным, выразительным. Создается образ ЧЕГО?
(Образ раннего летнего утра)
5. Какими частями речи выражены главные члены этого предложения.
(Ответы детей + слайд №7)
? Чего не имеет стихотворение?
(Глаголов)
Учитель: Главными членами предложения являются только подлежащие, которые выражены существительными.
Но, несмотря на отсутствие глаголов, чувствуется движение «шепот-дыханье-трели-лобзания». Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине природы, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.
6. Как называется предложение, в котором имеется только один компонент (главный член предложения)?
(Односоставное)
Сформулируйте тему нашего урока.
(Односоставные предложения) Слайд №8
Запишите в тетрадях число и тему урока.
Попробуйте сформулировать цели урока.
знать понятие односоставного предложения;
уметь различать односоставные и двусоставные предложения;
находить односоставные предложения по значению, их структурным особенностям;
уметь определять выразительную роль односоставных предложений в тексте.
(Слайд №9)
Учитель: Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина». ?? Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?
Актуализация знаний.
? Что вы знаете об односоставном предложении?
(Ответы детей).
Составьте блок-схему (учащиеся составляют схему)
Обсуждение схемы.
Работа с карточками.
На ваших столах лежат карточки №1 с предложениями. Пожалуйста, назовите только односоставные предложения.
(Ответы детей + слайд №10-11)
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Откройте стр. 175, самостоятельно прочитайте материал параграфа, используя условные обозначения («+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - не понятно).
Обсуждение материала.
1. Продолжение составления схемы самостоятельно.
2. Обсуждение материала.
(Слайд №12)
Закрепление материала.
(Продолжение работы с карточками)
3. На обратной стороне вашего рабочего листах указан номер группы и задание к карточке №2.
Задание по группам:
Группа №1 выписывает на обратной стороне рабочего листа только назывные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.
Группа №2 выписывает на обратной стороне рабочего листа только определенно-личные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.
Группа №3 выписывает на обратной стороне рабочего листа только неопределенно-личные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.
Группа №4 выписывает на обратной стороне рабочего листа только обобщенно-личные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.
Группа №5 выписывает на обратной стороне рабочего листа только безличные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.