kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Односоставные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это  урок  желательно провести на последнем  занятии по теме «Односоставные предложения». Формировать  умения различия простых предложений по

структуре, наличия главных и второстепенных членов предложений, умения определять, чем они выражены, находить определенно-личные и неопределенно-личные предложения через самостоятельную работу учащихся.

 Использовать следующие  технологии:   технология дифференцированного обучения, информативно-коммуникативные технологии

здоровьесбережение, исследовательская деятельность; развитие творческих способностей учащихся, индивидуальная, коллективная деятельность.

Решаемые  проблемыКакова роль односоставных предложений в художественном произведении и речи?

 Использовать такие виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый (работа со словами); лабораторная работа в группах (разных видов односоставных предложений), самостоятельная работа, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»

Баташова Людмила Александровна, учитель русского

языка и литературы

Урок русского языка в 8 «А» классе на тему

«Односоставные предложения»

Цели:

Обучающая

-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;

-дать понятие односоставному предложению;

-формировать умение находить односоставные предложения по значению, их структурным особенностям;

Развивающая

-развивать умение определять выразительную роль односоставных предложений в тексте.

Воспитательная

- прививать любовь к русскому языку.

УУД:

регулятивные: перерабатывать и систематизировать полученную информацию, составлять схему, выбор оснований для классификации; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, контроль и оценивание своей деятельности.

коммуникативные: умение ясно, точно, полно выражать свои мысли, осуществлять работу в группе, владеть монологической и диалогической формами речи;

познавательные: умение осуществлять анализ предложений, структурировать знания.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: Работа с учебником, составление опорной таблицы, решение проблемных вопросов, творческая работа.

Оборудование и ТСО

1. Учебник.

2. Тетрадь.

3. Рабочий лист.

4. Презентация.

4. Блок-схема: «Односоставные предложения».

5. Карточки с предложениями.

Педагогические технологии: технология дифференцированного обучения, информативно-коммуникативные технологии.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения, изобразительно-выразительные средства выразительности.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Эпиграф

С русским языком можно творить чудеса.

К.Г. Паустовский

- Прочитайте и запишите в тетрадь слова русского писателя К.Г.Паустовского.

?? О каких чудесах говорит К.Г. Паустовский? (Ответы учащихся)

?? К какому типу предложений относится это высказывание?

?? Попробуйте определить тему и цель нашего урока.

?? На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, используя односоставные предложения.

  1. Восприятие художественного произведения.

Учитель: Обратите, пожалуйста, внимание на экран (Слайд №1). Перед нами изображение русского пейзажа. Великим певцом русской природы является А. А. Фет.

Его поэзия, посвященная природе, очень оригинальна.

Послушаем стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Звучит музыка + слайды №2 - 5.

1. Ученик читает стихотворение наизусть.

2. Беседа. Восприятие. Стихотворения:

? Какое впечатление создает данное стихотворение?

? Какая картина рисуется в вашем воображении?

(Ответы учащихся)

3. Прослушивание стихотворения повторно (без музыки)

? Кому на, ваш взгляд, удалось удачнее передать ночное состояние природы и чувства лирического героя?

? Какое настроение рождает стихотворение?

4. Текст стихотворения высвечивается на слайде (слайд №6)

? Чем необычно это стихотворение?

(Весь текст – это одно предложение)

? Найдите лексические и синтаксические средства выразительности.

а) лексические средства выразительности:

- «робкое дыханье», «ночной свет» «волшебных изменений» - эпитеты;

- «серебро ручья» - метафора;

- «сонного ручья» - олицетворение;

- «лобзания» - устаревшее слово;

- «заря, заря» - повтор.

б) синтаксические средства:

- перечисление;

- восклицательное предложение;

- многоточие.

ВЫВОД: данное стихотворение обильно наполнено изобразительно-выразительными средствами, которые делают это стихотворение насыщенным, т.е. экспрессивным, выразительным. Создается образ ЧЕГО?

(Образ раннего летнего утра)

5. Какими частями речи выражены главные члены этого предложения.

(Ответы детей + слайд №7)

? Чего не имеет стихотворение?

(Глаголов)

Учитель: Главными членами предложения являются только подлежащие, которые выражены существительными.

Но, несмотря на отсутствие глаголов, чувствуется движение «шепот-дыханье-трели-лобзания». Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине природы, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

6. Как называется предложение, в котором имеется только один компонент (главный член предложения)?

(Односоставное)

Сформулируйте тему нашего урока.

(Односоставные предложения) Слайд №8

Запишите в тетрадях число и тему урока.

Попробуйте сформулировать цели урока.

  • знать понятие односоставного предложения;

  • уметь различать односоставные и двусоставные предложения;

  • находить односоставные предложения по значению, их структурным особенностям;

  • уметь определять выразительную роль односоставных предложений в тексте.

(Слайд №9)

Учитель: Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».
?? Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?

  1. Актуализация знаний.

? Что вы знаете об односоставном предложении?

(Ответы детей).

Составьте блок-схему (учащиеся составляют схему)

Обсуждение схемы.

  • Работа с карточками.

На ваших столах лежат карточки №1 с предложениями. Пожалуйста, назовите только односоставные предложения.

(Ответы детей + слайд №10-11)

Изучение нового материала.

  • Работа с учебником.

Откройте стр. 175, самостоятельно прочитайте материал параграфа, используя условные обозначения («+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - не понятно).

  • Обсуждение материала.

1. Продолжение составления схемы самостоятельно.

2. Обсуждение материала.

(Слайд №12)

Закрепление материала.

(Продолжение работы с карточками)

3. На обратной стороне вашего рабочего листах указан номер группы и задание к карточке №2.

Задание по группам:

Группа №1 выписывает на обратной стороне рабочего листа только назывные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.

Группа №2 выписывает на обратной стороне рабочего листа только определенно-личные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.

Группа №3 выписывает на обратной стороне рабочего листа только неопределенно-личные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.

Группа №4 выписывает на обратной стороне рабочего листа только обобщенно-личные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.

Группа №5 выписывает на обратной стороне рабочего листа только безличные предложения, выделяет основу, пользуясь материалом параграфа, формулирует доказательный ответ.

4. Обсуждение результатов, внесение корректировки. (Слайд №13-17)

Творческая работа. (Слайд №18)

Вернемся к стихотворению А. Фета.

? К какому виду односоставного предложения можно отнести данное предложение?

(Назывное)

? Почему?

(Ответы учащихся)

? Вспомним, чего нет в предложении. (Глаголов)

Выполним творческую работу.

Напишите развернутый ответ на вопрос:

?? «Почему стихотворение А. Фета, не имеющее ни одного глагола, не кажется недосказанным?» (Слайд №19)

Для этого необходимо учитывать структуру развернутого ответа-доказательства.

Выступление ученика.

Структура развернутого ответа-доказательства

Тезис.

Доказательство (2,3 примера)

Вывод.

Средства связи частей сочинения-рассуждения

Тезис.

Слова-связки: докажем это, это можно доказать так, почему?

Доказательство.

Слова-связки: во-первых,…во-вторых,…например,…допустим, что…

Вывод.

Слова-связки: обобщим все сказанное, таким образом,…следовательно,…

Приведите примеры других вводных слов.

(НЕСОМНЕННО, БЕЗУСЛОВНО, БЕЗ СОНЕНИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД)

?? Какие лучше?

? А какие еще опорные слова можно использовать?

Слово консультанта.

(НАСЫЩЕННОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ЭМОЦИОЛАЛЬНОСТЬ, ЭКСПРЕССИВНОСТЬ) (Слайд №20)

Выполнение работы в тетрадях. (Слайд №21)

Обсуждение работ.

Подведение итогов.

РЕЛАКСАЦИЯ

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: упр. 356 (по заданию) (Слайд № 22)

Спасибо за внимание!


ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ф амилия __________________



















Раздаточный материал. Карточки.

Группа №1

Задание: выписать только назывные предложения, выделить грамматическую основу, пользуясь материалом параграфа, сформулировать доказательный ответ.

Группа №2

Задание: выписать только определенно-личные предложения, выделить грамматическую основу, пользуясь материалом параграфа, сформулировать доказательный ответ.

Группа №3

Задание: выписать только неопределенно-личные предложения, выделить грамматическую основу, пользуясь материалом параграфа, сформулировать доказательный ответ.

Группа №4

Задание: выписать только обобщенно-личные предложения, выделить грамматическую основу, пользуясь материалом параграфа, сформулировать доказательный ответ.

Группа №5

Задание: выписать только безличные предложения, выделить грамматическую основу, пользуясь материалом параграфа, сформулировать доказательный ответ.

КАРТОЧКА №1

Тянуло вечерней прохладой.

Густой туман покрывал всю округу.

Густой туман.

Еду во дворец спорта.

Бумагу изготовляют из древесины, ели или сосны.

Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

От добра добра не ищут.

Свод неба был тих и чист.

КАРТОЧКА №2


Учись у них – у дуба, у берёзы. (А. Фет)

Кругом зима. Жестокая пора!

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово (К. Паустовский)

Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. С. Пушкин)

В деревнях и сёлах готовятся к севу.

На морозном воздухе было трудно дышать.

Не хочу возвращаться.

Раннее утро.

Люблю грозу в начале мая. (Ф. И. Тютчев)

Кому-то принесли от мастера ларец. (И. А. Крылов)

Мороз и солнце; день чудесный! (А.С. Пушкин)

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 Одной рукой и узла не развяжешь.

К вечеру похолодало.

Летнее утро.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Односоставные предложения

Автор: Баташова Людмила Александровна

Дата: 15.02.2020

Номер свидетельства: 539798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "обобщающий урок по теме Односоставные предложения "
    ["seo_title"] => string(63) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415552511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока  по русскому языку в 8 классе по теме: Повторение  по теме «Односоставные предложения» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428590307"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "обобщение урока по теме "Односоставные предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchieniie-uroka-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419577664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства