Просмотр содержимого документа
«Односоставное предложение план конспект»
Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
обучать школьников анализу текста.
Развивающие задачи:
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать умения решать тестовые задания.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний). Форма проведения урока: урок-практикум. Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»; компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку, система голосования «Вердикт».
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, этот урок мы посвятим повторению и обобщению материала, который изучили в теме «Односоставные предложения».
Орфографическая работа.
Аллеи рек, зеркальности озер, хрустальный ключ, безгласные затоны, живая сказка, немолкнущие звоны, мельканье дней, лучше вас, ничего не знаю.
- Эти словосочетания взяты из стихотворения К.Бальмонта «Родное».
4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________
5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________ 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________
Карточка 3.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________
2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________ 3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________ 4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________
6.Синтаксический разбор предложения.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)
7. Беседа.
- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- После драки кулаками не машут.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- От добра добра не ищут.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- На чужой роток не накинешь платок.
-Береги платье снову, а честь смолоду.
- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.
8.Анализ текста.
- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения.
Запишите стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
- Какова тема стихотворения? (тема Родины)
- В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)
- Что такое аршин? (1.Старая русская мера длины, равная 0,71 м.
2. Линейка, планка такой длины для измерения).
- Как вы понимаете слово стать? (Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад). Какое значение слова используется? (переносное).
- Определите структуру предложений, выделив основы. (1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола. 2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)
9.Физминутка.
А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.
- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и , не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.
- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).
10.Контроль знаний.
- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.
Тест. (Работа проводится с использованием системы голосования «Вердикт»).