Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования г.Костаная».
Алимова Корлан Толеубаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификации первой категории
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе
Тема урока: «Односоставные предложения»
Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления
Задачи занятия:
Образовательные – формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Авторский медиапродукт – презентация из 20 слайдов (среда Power Point)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" »
ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования г.Костаная».
Алимова Корлан Толеубаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификации первой категории
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе
Тема урока: «Односоставные предложения»
Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления
Задачи занятия:
Образовательные – формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.
Авторский медиапродукт – презентация из 20 слайдов (среда Power Point)
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:
Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта.
Мне не спится
Какая ночь!
- Внимательно рассмотрите эти предложения.
- Подумайте, как их можно разделить на две группы. (слайд № 3)
Я умею читать книги. Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта
Мне не спится.
Какая ночь!
- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).
Определение темы урока:
- Что мы уже знаем? (двусоставные предложения).
- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное – гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).
- Что мы еще не знаем? (односоставные предложения).
- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭл в 11 классе.
Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (слайды № 4-9)
а) Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)
б) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)
в) Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)
г) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)
д) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)
е) Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
ж) Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)
з) Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу? (С.Есенин)
- Односоставные предложения часто встречаются в поэтических текстах.
Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
Какая ночь! Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолёта
Мне не спится.
- По какому принципу вы разделили предложения? (распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения)
- Чем выражены главные члены в данных предложениях? («Какая ночь!» - главный член предложения – существительное в именительном падеже)
- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? («Мне не спится»)
- Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения – безличный глагол)
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее? («Люблю классическую музыку» - глагол, 1 лица, единственного числа; «По радио объявили о посадке самолёта» - глагол, 3 лицо, единственного числа)
Итак, обобщим - односоставные предложения делятся на две группы: (слайд № 10, 11)
Определенно-личные 2. Назывные
Неопределенно-личные
Безличные
Создание алгоритма.
Давайте восстановим ход нашего исследования: (слайд № 12)
Выделить грамматическую основу предложения.
Определяем, двусоставное или односоставное.
Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.
Если подлежащее – это назывное предложение.
Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель
Если подразумевается – выяснить: определенно-личное или неопределенно-личное.
Если нет – это безличное.
Выполните тест с самопроверкой. (слайды № 13-17).
Практическое задание - проблемный вопрос. Объясните, почему в предложении перед союзом И необходима запятая? «Подморозило, и воздух стал свежей». (Ответ: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности). (слайд № 18)
Домашнее задание: 1) & 180;
2) Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»;