Цели урока: (слайд 2)
Обучающая:
- Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
- Дать понятие определенно-личных предложений;
- Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
Развивающая:
- Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;
Воспитательная:
- Прививать любовь к русскому языку;
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
1.Есть такая притча.
Поспорили однажды два грека, кто из них скажет самую короткую речь. Один сказал: “Еду в деревню”.
Второй ответил: “Езжай”.
- Ребята, посмотрим, в чем изюминка этих предложений?
(Они не просто самые короткие, но у них нет одного члена предложения)
2.Мозговой штурм:
- По строению грамматической основы, на какие группы делятся предложения:
- Какие предложения называются двусоставными?
- Какие предложения называются односоставными?
- Дать определение назывные предложения?
- Назвать группы односоставных предложений с главным членом - сказуемым?
- Запишите тему урока и подумайте, как вы можете определить задачи урока.
*Почему предложения так названы?
* Как отличить от других предложений?
*Какова роль в речи?
Изучение новой темы «Определенно- личные предложения»
-Итак, первая задача. Почему предложения так названы?
Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).
- Нет ли среди записанных предложений о/л? В каком из предложений деятель мыслится конкретно?
-сегодня мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, они отличаются от других предложений. В чем изюминка этих предложений? Как они называются?
Эпиграф урока:
Если знаешь – говори,
Если говоришь – говори
доказательно,
Не знаешь – слушай
Объяснительный диктант
Задание: Подчеркните грамматические основы. На какие две группы можно разделить предложения? (Односоставные предложения и двусоставные)
1.Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость.
2.Учите великий и могучий русский язык!
3.Все три всадника ехали молч.ливо.
4.Люблю искренность во всем.
5.Поговорим о наших планах на завтра.
Видеоурок на тему «Определенно-личные предложения».
Работа с таблицей «Определенно-личные предложения» (учебник Русского языка).
Физминутка
Закончить пословицу:
-От добра….(добра не ищут)
-Сам погибай…(но друзей не предавай)
-Сделал дело… (гуляй смело)
-Любишь кататься…(люби и саночки возить).
-Что посеешь…(то пожнешь)
-За двумя зайцами погонишься…(ни одного не споймаешь)
-Не имей сто рублей…(а имей сто друзей)
Исследовательская работа
В ваших карточках односоставные и двусоставные предложения. Все односоставные предложения - о/л. Ваша задача – найти односоставное предложение, указать, чем выражено сказуемое. Записать свой пример в таблицу на доску.
В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:
Определенно – личные предложения
Примеры
Способы выражения сказуемого
1.Возьмёшься довезти меня до вокзала?
Глагол 2 л., наст. вр., изъяв.накл.
2.Запомните эти слова!
Глагол повелительного наклонения
3.Поздравим же именинника с юбилеем!
Глагол 1 л. буд. вр., изъяв.накл.
4.Пойду навстречу к ним знакомою тропою.
Глагол, 1л. буд.вр., изъяв.накл.
- Чем осложнены многие предложения?
- Требуется ли подлежащее, чтобы был понятен смысл предложений?
- Какие местоимения мыслятся на месте подлежащего?
( я, мы, ты, вы ) =======
Закрепление
1. Роль о/л предложений в речи.
Проведем эксперимент.
Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.
Утром я встаю в семь часов утра.
Я делаю зарядку.
Потом я умываюсь и завтракаю.
В восемь часов я выхожу из школы.
- Перестройте предложения в о/л (устно). Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? ( Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я». Высказывание более лаконично).
Результат
Встаю в семь часов утра.
Делаю зарядку.
Умываюсь и завтракаю.
В восемь часов выхожу из дома.
Пришли к такому же выводу, что и М.Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
2.Употребление о/л предложений в разных стилях речи.
Анализ текста: (Слайд 7)
Задание: определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С. Есенин
Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный.
3.Творческая работа
1 группа
Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно-личных предложений. Определите его стиль.
2 группа
Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.
Вывод: о/л предложения могут употребляться в разных стилях речи.
Подведение итогов урока.
Проверка первичного усвоения знаний в форме теста «Пятое лишнее». (Слайд)
Учащиеся на листочках отмечают «да» (о\л), «нет».
1.Искренне жалею о своих неосторожных словах.
2.Поговорим о наших планах на завтра.
3.Давай прочитаю тебе стихи!
- Какие задачи стояли? Справились? Проверим. Кто сделает вывод по уроку?
- Остается поблагодарить за работу и записать домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 181, упр.151-всем;
1гр. – упр.155;
2гр. – упр 153;