Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
Конспект
урока русского языка в 8 классе
«Неопределенно-личные предложения»
Аристова Марина А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»
Тип урока: освоения новых знаний и способов деятельности с ними.
Основная технология: системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.
Цель урока: формирование понятия неопределенно-личного предложения.
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
1. Предметные: познакомить обучающихся с понятием неопределенно-личного предложения, помочь обучающимся определить способ отличия неопределенно-личных предложений от определенно-личных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях; определить роль неопределенно-личных предложений в тексте.
2. Метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме ( познавательные УУД). Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию ( регулятивные УУД ) Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли (коммуникативные УУД).
3. Личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться. Использование полученных предметных знаний для решения учебных задач в ОГЭ и ЕГЭ
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), карточки для групповой работы (Приложение 2).
Ход урока.
I этап. Актуализация знаний
Здравствуйте! Вспомните тему прошлого урока (Определенно-личные предложения)
Какие предложения называются определенно-личными? (Ответы учащихся)
Учащимся 8г класса было дано задание выписать из стихотворений Пушкина определенно-личные предложения. Вот что у них получилось (слайд 1)
Люблю тебя Петра творенье.
Ах,лейся,лейся ключ отрадный.
И на обломках самовластья напишут наши имена.
Все ли у них получилось правильно? Укажите на замеченные ошибки. ( Обучающиеся отмечают. что в первых двух предложениях не выделены обращения, третье предложение тоже односоставное, но не определенно-личное) (слайд 2)
II этап. Самостоятельное формулирование темы урока.
Что нужно сделать, чтобы определить вид этого односоставного предложения ( найти глагол-сказуемое и определить его форму)
Запишем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа». Спишите со слайда предложение, найдите глагол-сказуемое и определите его форму. (Сказуемое «напишут» - 3 лицо, множественное число, будущее время) ( слайд 3)
Можно ли к этому сказуемому подставить местоимение? Какое? (Они)
А они это кто? Это какое-то определенное лицо или его нельзя определить? (Лицо определить нельзя, им могут быть многие.)
Попробуйте теперь сформулировать тему урока. (Неопределенно-личные предложения.) (Слайд 4) Запись темы в тетрадь.
Формулирование обучащимися задач урока.
Попробуйте сформулировать задачи урока. Сделать это вам поможет опорная запись. ( слайд 5, 6 )
познакомиться со способами выражения ………….
уметь определять форму …………………………….
научиться находить ………………………………….
учиться различать…………………………………….
III этап. Открытие нового
(слайд 7 ) Попробуйте последовательно сформулировать задания к этому упражнению. (Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, поставить знаки препинания, найти и выписать неопределенно-личные предложения, подчеркнуть грамматическую основу и указать форму глаголов-сказуемых) Учитель просит учащихся дополнить таблицу «Односоставные предложения» новыми сведениями о неопределенно-личном предложении. Учащиеся работают в парах. Затем отчеты пар. Вывод о неопределенно-личном предложении
По улицам Слона в…дили.
Ра…селись начали квартет; он всё(таки) на лад нейдёт.
Кому(то) принесли от мастера ларец.
Скупой т…ряет всё желая всё достать.
Люблю дымок спалё…ой жнивы.
Мы снова встретились с тобой но как мы оба изменились.
Ведут ко мне коня.
Приветствую тебя пусты…ый уголок.
Неопределённо – личные - …
Все ли мы сказали о неопределенно-личных предложениях? Обратимся к учебнику. Чтение теоретического материала учебника под редакцией М.М. Разумовской §19 стр. 79.
IV этап. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности
Выполнение упражнения 145 из учебника. Задание: списать, подчеркнуть грамматическую основу неопределенно-личных предложений, указать форму глаголов-сказуемых
V этап. Применение знаний и способов деятельности в различных ситуациях
Каждому ряду предлагается свой вариант следующего задания на карточке. Откуда взяты эти предложения? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») ( Приложение3)
Сформулируйте задание к этому упражнению. (Выписать односоставные предложения из сложных, подчеркнуть глаголы-сказуемые, определите их форму и вид односоставного предложения. (самопроверка слайд 8,9,10)
Сегодня на уроке мы говорили об односоставных предложениях. А нужны ли они нам? Может, достаточно двусоставных? Я взяла на себя смелость поправить некоторые стихотворные строки, но, по-моему, не очень хорошо получилось. Попробуйте внести поправки, не забывая о теме урока. (слайд 11,12)
Мы все в эти годы любили, Мы все в эти годы любили,
Но, значит, все любили и нас Но, значит, любили и нас
( С.А.Есенин)
Забудут?- вот чем они удивили! Забудут?-вот чем удивили!
Меня они забывали сто раз. Меня забывали сто раз
(А.А. Ахматова)
Уводили тебя они на рассвете, Уводили тебя на рассвете,
За тобой как на выносе шла… За тобой как на выносе шла…
(А.А.Ахматова)
Что стало с предложениями? (Из двусоставных они превратились в односоставные.)
Именно так и выглядят авторские строки.
Какой вариант по-вашему лучше? (Второй.)
Для чего нужны односоставные предложения? (Они делают нашу речь более четкой, стройной, непринужденной, живой, динамичной.)
VII этап. Рефлексия
А теперь давайте вспомним задачи урока. ( слайд 13)
Что изменилось в ваших знаниях и умениях?
Комфортно ли вам было на уроке?
VIII этап. Домашнее задание.
Попытайтесь дома, используя разные виды односоставных предложений, написать небольшое стихотворение. Если муза не посетит вас, не расстраивайтесь.
Задание, обязательное для всех: §19 упражнение 124.
Приложение 2
Карточка 1
Доложили, что мусье давал мне свой урок.
Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников: за их лаской не гоняйся».
Выходи, сударь, скорей, да обогрейся.
Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
«Я так и обмерла, - сказала она, - когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах.
Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.
Карточка 2
Где его пашпорт? Подай его сюда.
Зурин меня прервал: «Помилуй! Не изволь и беспокоиться. Я могу и подождать».
Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу.
Дай ему мой заячий тулуп.
Между тем подали щи.
Народ повалил на площадь, нас погнали туда же.
Карточка 3
Любопытство меня мучило: куда же отправляют меня, если уж не в Петербург?
Поневоле пойдёшь в трактир и станешь играть на биллиарде.
Любезный, Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты вчера проиграл.
А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут.
Гарнизон стоял в ружьё, пушку туда притащили накануне.
Отцы родные, приведите меня к Ивану Кузьмичу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" »
Конспект
урока русского языка в 8 классе
«Неопределенно-личные предложения»
Аристова Марина А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»
Тип урока: освоения новых знаний и способов деятельности с ними.
Основная технология: системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.
Цель урока: формирование понятия неопределенно-личного предложения.
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
1. Предметные: познакомить обучающихся с понятием неопределенно-личного предложения, помочь обучающимся определить способ отличия неопределенно-личных предложений от определенно-личных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях; определить роль неопределенно-личных предложений в тексте.
2. Метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме ( познавательные УУД). Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию ( регулятивные УУД ) Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли (коммуникативные УУД).
3. Личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться. Использование полученных предметных знаний для решения учебных задач в ОГЭ и ЕГЭ
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), карточки для групповой работы (Приложение 2).
Слайд 1
Ход урока.
I этап. Актуализация знаний
Здравствуйте! Вспомните тему прошлого урока (Определенно-личные предложения)
Какие предложения называются определенно-личными? (Ответы учащихся)
Учащимся 8г класса было дано задание выписать из стихотворений Пушкина определенно-личные предложения. Вот что у них получилось (слайд 1)
Люблю тебя Петра творенье.
Ах,лейся,лейся ключ отрадный.
И на обломках самовластья напишут наши имена.
Все ли у них получилось правильно? Укажите на замеченные ошибки. ( Обучающиеся отмечают. что в первых двух предложениях не выделены обращения, третье предложение тоже односоставное, но не определенно-личное) (слайд 2)
II этап. Самостоятельное формулирование темы урока.
Что нужно сделать, чтобы определить вид этого односоставного предложения? (Найти глагол-сказуемое и определить, в какой форме оно употреблено.)
Запишем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа». Спишите со слайда предложение, найдите глагол-сказуемое и определите его форму. (Сказуемое «напишут» - 3 лицо, множественное число, будущее время) ( слайд 3)
Слайд 5
Можно ли к этому сказуемому подставить местоимение? Какое? (Они)
А они это кто? Это какое-то определенное лицо или его нельзя определить? (Лицо определить нельзя, им могут быть многие.)
Слайд 6
Попробуйте теперь сформулировать тему урока. (Неопределенно-личные предложения.) (Слайд 4) Запись темы в тетрадь.
Формулирование обучащимися задач урока.
Слайд 9
Попробуйте сформулировать задачи урока. Сделать это вам поможет опорная запись. ( слайд 5, 6 )
познакомиться со способами выражения …………...
уметь определять форму …………………………….
научиться находить ………………………………….
учиться различать…………………………………….
III этап. Открытие нового
( слайд 7 ) Попробуйте последовательно сформулировать задания к этому упражнению. (Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, поставить знаки препинания, найти и выписать неопределенно-личные предложения, подчеркнуть грамматическую основу и указать форму глаголов-сказуемых) Учитель просит учащихся дополнить таблицу «Односоставные предложения» новыми сведениями о неопределенно-личном предложении. Учащиеся работают в парах. Затем отчеты пар. Вывод о неопределенно-личном предложении
Слайд 12
айд 4
По улицам Слона в…дили.
Ра…селись начали квартет; он всё(таки) на лад нейдёт.
Кому(то) принесли от мастера ларец.
Скупой т…ряет всё желая всё достать.
Люблю дымок спалё…ой жнивы.
Мы снова встретились с тобой но как мы оба изменились.
Ведут ко мне коня.
Приветствую тебя пусты…ый уголок.
Неопределённо – личные - …
Односоставные предложения.
Виды
Формы выражения главного члена предложения
Примеры
Определённо- личные
Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения
(подставляем: я, мы, ты, вы)
Люблю грозу в начале мая.
Поедешь со мной?
Верните книгу в библиотеку.
Неопределённо-личные
Обобщённо-
личные
Безличные
Назывные
Все ли мы сказали о неопределенно-личных предложениях? Обратимся к учебнику. Чтение теоретического материала учебника под редакцией М.М. Разумовской §19 стр. 79.
IV этап. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности
Выполнение упражнения 145 из учебника. Задание: списать, подчеркнуть грамматическую основу неопределенно-личных предложений, указать форму глаголов-сказуемых
Слайд 9
V этап. Применение знаний и способов деятельности в различных ситуациях
Каждому ряду предлагается свой вариант следующего задания на карточке. Откуда взяты эти предложения? (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») ( Приложение3)
Слайд 10
Сформулируйте задание к этому упражнению. (Выписать односоставные предложения из сложных, подчеркнуть глаголы-сказуемые, определите их форму и вид односоставного предложения. (самопроверка слайд 8,9,10)
Сегодня на уроке мы говорили об односоставных предложениях. А нужны ли они нам? Может, достаточно двусоставных? Я взяла на себя смелость поправить некоторые стихотворные строки, но, по-моему, не очень хорошо получилось. Попробуйте внести поправки, не забывая о теме урока. (слайд 11,12)
Мы все в эти годы любили, Мы все в эти годы любили,
Но, значит, все любили и нас Но, значит, любили и нас
( С.А.Есенин)
Забудут?- вот чем они удивили! Забудут?-вот чем удивили!
Меня они забывали сто раз. Меня забывали сто раз
(А.А. Ахматова)
Уводили тебя они на рассвете, Уводили тебя на рассвете,
За тобой как на выносе шла… За тобой как на выносе шла…
(А.А.Ахматова)
Слайд 16
Что стало с предложениями? (Из двусоставных они превратились в односоставные.)
Именно так и выглядят авторские строки.
Какой вариант по-вашему лучше? (Второй.)
Для чего нужны односоставные предложения? (Они делают нашу речь более четкой, стройной, непринужденной, живой, динамичной.)
VII этап. Рефлексия
Слайд 17
А теперь давайте вспомним задачи урока. ( слайд 13)
Что изменилось в ваших знаниях и умениях?
Комфортно ли вам было на уроке?
VIII этап. Домашнее задание.
Попытайтесь дома, используя разные виды односоставных предложений, написать небольшое стихотворение. Если муза не посетит вас, не расстраивайтесь.
Слайд 18
Задание, обязательное для всех: §19 упражнение 124.
Приложение 2
Карточка 1
Доложили, что мусье давал мне свой урок.
Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников: за их лаской не гоняйся».
Выходи, сударь, скорей, да обогрейся.
Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
«Я так и обмерла, - сказала она, - когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах.
Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.
Карточка 2
Где его пашпорт? Подай его сюда.
Зурин меня прервал: «Помилуй! Не изволь и беспокоиться. Я могу и подождать».
Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу.
Дай ему мой заячий тулуп.
Между тем подали щи.
Народ повалил на площадь, нас погнали туда же.
Карточка 3
Любопытство меня мучило: куда же отправляют меня, если уж не в Петербург?
Поневоле пойдёшь в трактир и станешь играть на биллиарде.
Любезный, Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты вчера проиграл.
А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут.
Гарнизон стоял в ружьё, пушку туда притащили накануне.