Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в мин.) |
I. Организационный момент. | - Приветствие. Проверка готовности к уроку. Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа». | Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Учащиеся записывают число, «классная работа». | 2 мин. |
II. Речевая разминка. | Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. К.Г. Паустовский. | | 2 мин. |
III. Повторение изученного. Орфографическая работа. | - А сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать. Вызывает к доске одного ученика. Учитель диктует учащимся следующие слова и словосочетания: предложение, словосочетание, назывное, определённо-личное, безличное, сложное, причастный оборот, распространённое. Затем учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места. - Что объединяет все эти слова? - Для того, чтобы ответить правильно, вспомним: Лингвист- Лингвистика- Лингвистический- | Обучающиеся вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова. Обучающиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя. | 5 мин. |
IVРабота со словарём. | Термин – это слово или словосочетание, которое называет определённое понятие какой-нибудь области науки. | Один обучающийся ищет значение слова в толковом словаре и зачитывает его. | 3 мин. |
V. Подготовка к проверке домашнего задания. | Вернёмся к предложению. Не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. | Проверяют ударение, читают ещё раз. Подчеркнивают грамматическую основу. Это сложное предложение. | 4 мин. |
VI. Проверка домашнего задания. | Тест Согласен - не согласен. ДА - НЕТ 1.Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да) 2. Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да) 3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет) 4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет) 5. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да) 6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет) 7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения - подлежащее? (Да) 8. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да) 9. Назывные - двусоставные предложения? | Взаимопроверка. | 5 мин. |
VII. Синтаксический разбор предложения. | Родную землю всегда прославляли русские поэты и писатели. -Найдите в этом предложении подлежащее. -Как мы называем такие члены предложения? | Однородные члены предложения. | 3 мин. |
VIII. Сообщение темы урока. | -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Что мы будем делать на сегодняшнем уроке? | -Вспомним, какие члены предложения называются однородными? -Будем находить их в тексте. | 3 мин. |
IX. Физкультминутка. | Повторение антонимов. | -Обучающиеся ловят мяч и приводят примеры антонимов к словам, которые называет учитель. | 3 мин. |
X. Закрепление новой темы. | Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит. «Осенний вечер» Федор Тютчев Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь. Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.
| - Выразительное чтение наизусть. -Запись первого четверостишья. - Нахождение однородных членов предложения. | 3 мин. |
XI.Творческая работа. | Теперь вы писатели. Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны. Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.) | -Обучающиеся добавляют в текст однородные члены предложения. | 2 мин. |
XII. Итог урока. | Что же такое – однородные член предложения? Выставляются оценки. | | 2 мин. |
XIII. Рефлексия. | Наряжаем ёлку (жёлтые и синие звёзды). | Обучающиеся наряжают ёлку синими звёздами, если не поняли новую тему, жёлтыми – уходят с урока с новыми знаниями, удовлетворением от работы. | 1 мин. |
XIV. Домашнее задание. | Дифференцированное задание. Стр. 125-правило, упр. 227. Из стихотворений Фета выбрать предложения с однородными членами. | | 2 мин. |