Открытый урок по русскому языку в 8 «Б»классе
Тема урока: Однородные члены предложения.
Цели урока : развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения; формировать умения находить обобщающие слова при однородных членах.
- начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;
- начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова ;
Ожидаемые результаты: личностные: используют предложения разных типов для выражения своих мыслей; проявляют к собеседнику внимание, терпение ;получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения;
коммуникативные - научатся слышать; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
предметные: научатся выделять главное в сообщении; получат возможность научиться использовать однородные члены в предложении.
Тип урока: урок- практикум.
Оборудование: учебник «Русская речь», презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, карта самоконтроля.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сели поудобнее, прислушались к своему дыханию.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.П. Чехова : « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?
- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф.
- Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем?
(Учащиеся объясняют постановку знаков.)
- Теперь запишем без ошибок эпиграф. В правой части тетради, без кавычек. Фамилия автора пишется без скобок, точка не ставится
. - Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения).
2.Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения.
3. Решение учебной задачи. Закрепление изученного материала.
-Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения ». А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?
Обратите внимание на слайд и давайте вместе ответим на вопрос:
Что такое однородные члены предложения?
3.Работа в группах.
3.1. Повторение правила об однородных членах предложения.
-Ребята, обсудите в группе, а затем сформулируйте признаки однородных членов.- Прочитайте предложение.
- Назовите однородные члены предложения.
- На какие вопросы отвечают?
- К какому слову относятся?
( слайд 3)
Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые … »
Выводы. - Отвечают на один и на тот же вопрос. - Относятся к одному и тому же слову.
- Какие члены предложения могут быть однородными членами? Ответы групп.
(Могут быть однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные
второстепенные члены).слайд №4
3.2.Отгадайте загадки.Найдите однор. члены предложения.(слайд 5)
3.3. Схематический диктант.
От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах - ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
Что объединяет эти предложения? (Обобщающие слова при однороднх членах предложения. Послушаем ответы групп)
(Работа в паре,взаимопроверка.)
Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.
- Как связываются однородные члены в предложении? ( слайд № 8).
Связываются интонацией перечисления, тогда между ними ставится запятая;
если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится;
перед союзами а, но между однородными членами предложения запятая ставится).
4.Физкультминутка.
5. Соотнести схемы и предложения.Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.
( … О : О, О и О)
2.
( О, О – )
3.
( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
- Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.
- Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? ( В одних случаях ставится запятая, в других - нет)
У меня возникает вопрос: «А почему так?»(слайд№8)
(Если однородные члены связаны интонацией перечисления, тогда между ними ставится запятая; если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится; перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая).
6.Синтаксический разбор предложений.(слайд№9)
7.Работа в группах. Заполнить семантическую карту.(слайд №10)
8. Работа с текстом.Найдите однородные члены предложения.
9. Итог урока.Рефлексия.Учащиеся пишут на стикерах.
- Что я знал?
- Что сегодня узнал?
- что хочу знать?
- Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?
Заполнение карты самооценок.( на партах лежат карты самооценок).
10. Организация объяснения домашнего задания.
Используя однородные члены предложения, написать небольшое сочинение на тему «Я, мои одноклассники и моя школа».
- Урок закончен. Всем спасибо.