Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.»
5 класс
Русский язык
Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Цели: Обучающая:
– формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить однородные члены в речи; отделять однородные члены на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
– формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование однородных членов в речи;
Развивающая:
– развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
– развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
– развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;
Воспитательная:
– формировать отношение к языку как к основному средству общения;
– формировать интерес к русскому языку;
– формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
– формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки, схемы, дерево жизни, тесты, « мишень».
Ход урока
I.Организационный момент .
- Добрый день! Дети, вам тепло?- Да.
- В нашем классе светло?- Да.
- Прозвенел уже звонок?- Да.
- Уже закончился урок?- Нет.
- Только начался урок?- Да.
- А хотите ль вы учиться?- Да.
- Значит можно всем садиться!
II.Мотивацияк учебной деятельности
Дерево достижений
- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал
Красный, - желают общаться.
Желтый - проявят активность.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
III.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Кто доволен своей домашней работой?
А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
1.Синтаксический разбор предложения( устно) на доске записано
Дама сдавала в багаж
Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.
Введение в тему с формулировкой цели и проблемы урока.
Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке Конечно…
- Предположите, какая будет тема нашего урока?
Запись темы урока и работа с таблицей.
Работа в паре
Цифровой диктант. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены.
1.Старушоночка прядёт и за пряжею поёт.
2. На пиру я не была, но подарок принесла.
3.Будет то не смерть, а сон.
4.По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки.
5.Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Потрудились- отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3.Обратите внимание на схему
1.В феврале яркое солнце светит, но не греет.
2.Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.
3.Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
4.Зимовать остались только воробьи, вороны, синички.
- У меня возникает вопрос: «Когда же ставятся знаки препинания при однородных членах?»
Как ставятся запятые при однородных членах предложения?
- Расскажите по схемам.
Работа с текстом
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы вы послушали интересный текст:
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Вопросы: - Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся)
- Какова его основная мысль? (Ответ учащихся)
Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.
- А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов, чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)
- Давайте рассмотрим последний абзац и найдем однородные члены предложения.
VII. Закрепление полученных знаний.
Продолжите предложения, соблюдая интонацию. Запишите их.
Работа у доски На уроке мы не …, …, …! (шумим, отвлекаемся, спорим) … и … нашего класса не ссорятся? (девочки и мальчики) Мои одноклассники …, …, … . (вежливые, воспитанные, дружные) На день рождения я прихожу с …, …, … . (подарком, цветами, хорошим настроением)
Я слушаю одноклассника …, …, … . (внимательно, спокойно, доброжелательно)
Самостоятельная работа( выполнение тестовых заданий)
IX. Рефлексия.
Урок мы закончим стихотворением, в текст которого нужно вставить рифмующиеся слова.
Подошел к концу урок,
Скоро прозвенит звонок.
Мы учились, отвечали,
Много нового узнали.
Приём «Мишень»
1.Поставьте точку в круге с той цифрой, которая, как вам кажется, отражает качество усвоения вами темы «Однородные члены предложения»