Воспитательная: формировать у уч-ся навыки взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
знать признаки ОЧП;
уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них;
правильно ставить ЗП (одиночные и парные знаки препинания, сочетания знаков препинания), объяснять их постановку.
Предварительная подготовка: за неделю до урока на стенде вывесить вопросы по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент. (записываем число и вид работы)
II. Стадия вызова.
- Любите ли вы путешествовать? (путешествие – передвижение по какой-то территории, местности)
Сообщение формы урока. Работа с эпиграфом (слова известного французского писателя и философа)
Путешествие …. помогает нам вновь обрести себя.
Альберт Камю (слайд № 1)
- С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? (с целью изучения, закрепления) Вновь посетим страну Синтаксиса и Пунктуации.
III. Актуализация
Вид работы: фронтальная
Определение темы урока, цели. Работа с текстом.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
(устало-нежный, расслабленный)
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землёю. (слайд2)
- Какое предложение по структуре?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Назовите средства связи м/у однородными членами.( интонация, инт.+союзы)
- Объясните постановку ЗП (указать)
Определите тему урока. (Предположения, корректировка. Открывается записанная на доске тема урока. Ученики фиксируют её в своих тетрадях).
- Тема для вас не новая. Какова цель? (систематизировать и закрепить ваши знания об однородных членах предложения). Посмотрим на известные факты по-новому.
- Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока?
Знать:
что такое «однородные члены предложения;
правила постановки знаков препинания при однородных членах.
Уметь:
находить однородные члены в предложении;
ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
IY. Мотивация.
Цели:
- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»),
- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»).
- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- Где в жизни нам пригодятся знания и умения? (Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр.)
Обсуждение формы работы.
Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат. К концу урока они должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
Итак, путешествие начинается.
Y. Путешествие
Станция 1. «Раскопки». (1-й этап – Знание)
Цель: повторить признаки однородности.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Вид контроля: взаимоконтроль.
- Какие члены пр-я мы называем однородными?
- Каковы же признаки однородных членов предложения?
(Тест «Признаки однородности» ли «Восстанови определение»). Называется признак, а учащиеся отмечают + или - . (слайд 3)
1) Выражены только главными членами предложения ( - ).
2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).
3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).
Цель: закрепление теоретич. знаний о постановке ЗП.
Вид работы: фронтальная.
- Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения? (д.з.Подг.примеры пр-1 и озвучить условия постановки ЗП по схеме)
При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).
Перед повторяющимися союзами. (Примеры).
Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).
- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).
Станция 3. Таинственный замок.( 3-й этап – применение) (слайд 4)
Вид работы: в парах
Вид контроля: самоконтроль
Задание. Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие).
Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
4 . Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. (слайд 3)
Физминутка.
Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Называю различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.
Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
Станция 4. Весёлая семейка. (распечатка) (слайд 4)
Цель: передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены пр-я и обобщающее слово (произвести сжатие текста).
Форма работы: групповая
Прочитайте текст. (Слайд 4 )
Всё из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озёр стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы берёзовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых кольях.
(Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы берёзовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях).
- Приём сжатия.
Станция 5. «Исследовательская».С.р. (печатный вариант)
«3»
1. Спишите, расставив знаки препинания.
1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.
«4» (М.Колосов)
Задание:
1) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. Запишите № пр-я.
2) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Запишите № пр-я.
«5»
3)Определите тему и основную мысль (тема – единение человека и природы; основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)
4)Определите стиль и тип речи (стиль – публицистический; тип речи – повествование)
Y. Коррекция ЗУН.
YI. Д.з.
Составить тестовые задания по теме.
Найти примеры использования обобщающих слов с однородными чл. в тексте худ.литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.
1. Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.
YII. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Приложение:
Маршрутный лист
Этап урока Вид деятельности Результат (+,-)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная: формировать у уч-ся навыки взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
знать признаки ОЧП;
уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них;
правильно ставить ЗП (одиночные и парные знаки препинания, сочетания знаков препинания), объяснять их постановку.
Предварительная подготовка: за неделю до урока на стенде вывесить вопросы по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент. (записываем число и вид работы)
II. Стадия вызова.
- Любите ли вы путешествовать? (путешествие – передвижение по какой-то территории, местности)
Сообщение формы урока. Работа с эпиграфом (слова известного французского писателя и философа)
Путешествие …. помогает нам вновь обрести себя.
Альберт Камю (слайд № 1)
- С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? (с целью изучения, закрепления) Вновь посетим страну Синтаксиса и Пунктуации.
III. Актуализация
Вид работы: фронтальная
Определение темы урока, цели. Работа с текстом.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
(устало-нежный, расслабленный)
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землёю. (слайд2)
- Какое предложение по структуре?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Назовите средства связи м/у однородными членами.( интонация, инт.+союзы)
- Объясните постановку ЗП (указать)
Определите тему урока. (Предположения, корректировка. Открывается записанная на доске тема урока. Ученики фиксируют её в своих тетрадях).
- Тема для вас не новая. Какова цель? (систематизировать и закрепить ваши знания об однородных членах предложения). Посмотрим на известные факты по-новому.
- Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока?
Знать:
что такое «однородные члены предложения;
правила постановки знаков препинания при однородных членах.
Уметь:
находить однородные члены в предложении;
ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
IY. Мотивация.
Цели:
- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»),
- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»).
- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- Где в жизни нам пригодятся знания и умения? (Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр.)
Обсуждение формы работы.
Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат. К концу урока они должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
Итак, путешествие начинается.
Y. Путешествие
Станция 1. «Раскопки». (1-й этап – Знание)
Цель: повторить признаки однородности.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Вид контроля: взаимоконтроль.
- Какие члены пр-я мы называем однородными?
- Каковы же признаки однородных членов предложения?
(Тест«Признаки однородности» ли «Восстанови определение»). Называется признак, а учащиеся отмечают + или - . (слайд 3)
1) Выражены только главными членами предложения ( - ).
2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).
3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).
Цель: закрепление теоретич. знаний о постановке ЗП.
Вид работы: фронтальная.
- Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения? (д.з.Подг.примеры пр-1 и озвучить условия постановки ЗП по схеме)
При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).
Перед повторяющимися союзами. (Примеры).
Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).
- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).
Станция 3. Таинственный замок.( 3-й этап – применение) (слайд 4)
Вид работы: в парах
Вид контроля: самоконтроль
Задание. Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие).
Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
4 . Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. (слайд 3)
Физминутка.
Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Называю различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.
Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
Станция 4. Весёлая семейка. (распечатка) (слайд 4)
Цель: передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены пр-я и обобщающее слово (произвести сжатие текста).
Форма работы: групповая
Прочитайте текст. (Слайд 4 )
Всё из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озёр стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы берёзовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых кольях.
(Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы берёзовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях).
- Приём сжатия.
Станция 5. «Исследовательская».С.р. (печатный вариант)
«3»
1. Спишите, расставив знаки препинания.
1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.
«4» (М.Колосов)
Задание:
1) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. Запишите № пр-я.
2) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Запишите № пр-я.
«5»
3)Определите тему и основную мысль (тема – единение человека и природы; основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)
4)Определите стиль и тип речи (стиль – публицистический; тип речи – повествование)
Y. Коррекция ЗУН.
YI. Д.з.
Составить тестовые задания по теме.
Найти примеры использования обобщающих слов с однородными чл. в тексте худ.литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.
1. Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.
YII. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Приложение:
Маршрутный лист
Этап урока
Вид деятельности
Результат (+,-)
Станция 1. «Раскопки».
Определение признаков ОЧП
Могу найти однородные члены предложения.
Станция 2. Лабиринт
О средствах связи и постанове ЗП
Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила.
Станция 3. Таинственный замок
Работа с текстом: определение ОЧП, постановка ЗП, объяснение
Расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой (или её отсутствие)
Станция 4. «Весёлая семейка»
Работа с текстом: сжатие с использованием обобщающего слова
Строить пр-е с ОЧ и обобщ.сл.
Станция 5. «Исследовательская»
Работа с текстом (3 уровня):
Я могу правильно поставить ЗП, найти предложения с ОЧП и О.сл. и прокомментировать.