kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.(2ч.)

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока: урок-путешествие

Формы  работы: коллективная, парная,  индивидуальная.

Цели урока

Образовательная: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах и ЗП при них.

Развивающая: развивать внимательность, отработать навык постановки ЗП.

Воспитательная:  формировать у уч-ся навыки взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

  • знать признаки ОЧП;
  • уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них;
  • правильно ставить ЗП (одиночные  и парные знаки пре­пинания, со­четания  знаков препинания), объяснять их  постановку.  

Предварительная подготовка: за неделю до урока на стенде вывесить вопросы по теме.

                                                             Ход урока:

I. Организационный момент. (записываем число и вид работы)

II. Стадия вызова.

- Любите ли вы путешествовать? (путешествие – передвижение по какой-то территории, местности)

Сообщение формы урока. Работа с эпиграфом (слова известного французского писателя и философа)

                                         Путешествие ….  помогает нам вновь обрести себя.

                                                                                    Альберт Камю (слайд № 1)

- С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? (с целью изучения, закрепления) Вновь посетим   страну Синтаксиса и Пунктуации.

III. Актуализация

Вид работы: фронтальная

Определение темы  урока, цели.  Работа с текстом.

                 Есть в светлости осенних вечеров

                 Умильная, таинственная прелесть!

                 Зловещий блеск и пестрота дерев,

                 Багряных листьев томный, лёгкий шелест,                                     

                (устало-нежный, расслабленный)

                 Туманная и тихая лазурь

                 Над грустно сиротеющей землёю. (слайд2)

- Какое предложение по структуре?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Назовите средства связи м/у однородными членами.( интонация, инт.+союзы)

- Объясните постановку ЗП (указать)

Определите тему  урока. (Предположения, корректировка. Открывается записанная на доске тема урока. Ученики фиксируют её в своих тетрадях).

- Тема для вас не новая.  Какова цель?  (систематизировать и закрепить ваши знания об однородных членах предложения). Посмотрим на известные факты по-новому.

- Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока?

Знать:                      

  • что такое «однородные члены предложения;
  • правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Уметь:                      

  • находить  однородные члены в предложении;
  • ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

IY. Мотивация. 

Цели:

- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»),

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»).

- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Где в жизни нам пригодятся знания и умения? (Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр.)

Обсуждение формы работы.

     Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат. К концу урока они  должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.

     Итак, путешествие начинается.

Y.  Путешествие

Станция 1. «Раскопки».  (1-й этап – Знание)

Цель: повторить признаки однородности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Вид контроля:  взаимоконтроль.

- Какие члены пр-я мы называем однородными?

- Каковы же признаки однородных членов предложения?

(Тест «Признаки однородности» ли «Восстанови определение»). Называется признак, а учащиеся отмечают + или - . (слайд 3)

1) Выражены только главными членами предложения ( - ).

2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).

3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).

4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+ ).

5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+).

Станция 2. Лабиринт.(2-й  этап – понимание)

Цель: закрепление  теоретич. знаний о постановке ЗП.

Вид работы: фронтальная.

-  Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения? (д.з.Подг.примеры пр-1 и озвучить условия постановки ЗП по схеме)

  • При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).
  • Перед повторяющимися союзами. (Примеры).
  • Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).

- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).

Станция 3. Таинственный замок.( 3-й этап – применение) (слайд 4)

Вид работы:   в парах

Вид контроля: самоконтроль

Задание. Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие).

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.

       4  . Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. (слайд 3)

Физминутка.

Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.

Называю  различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.

Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.

Станция 4. Весёлая семейка. (распечатка) (слайд 4)

Цель: передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены пр-я и обобщающее слово (произвести сжатие текста).

Форма работы: групповая

Прочитайте текст. (Слайд  4 )

       Всё из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озёр стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы берёзовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых кольях.

 (Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы берёзовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях).

- Приём сжатия.

Станция 5. «Исследовательская».С.р. (печатный вариант)

«3»

1. Спишите, расставив знаки препинания.

1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.

  «4»                                                                                                       (М.Колосов)

Задание:

 1) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. Запишите № пр-я. 

 2) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Запишите № пр-я.

«5»

 3)Определите тему и основную мысль (тема – единение человека и природы;   основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)

 4)Определите стиль и тип речи (стиль – публицистический;    тип речи – повествование)

Y. Коррекция ЗУН.

YI. Д.з.

  1. Составить тестовые задания по теме.
  2. Найти примеры использования обобщающих слов с однородными чл. в тексте худ.литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.

1. Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.

YII. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

 Приложение:

   Маршрутный лист

Этап урока                             Вид деятельности                                     Результат                            (+,-)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них" »

Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.(2ч.)

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока: урок-путешествие

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Цели урока

Образовательная: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах и ЗП при них.

Развивающая: развивать внимательность, отработать навык постановки ЗП.

Воспитательная: формировать у уч-ся навыки взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

  • знать признаки ОЧП;

  • уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них;

  • правильно ставить ЗП (одиночные и парные знаки пре­пинания, со­четания знаков препинания), объяснять их постановку.

Предварительная подготовка: за неделю до урока на стенде вывесить вопросы по теме.

Ход урока:

I. Организационный момент. (записываем число и вид работы)

II. Стадия вызова.

- Любите ли вы путешествовать? (путешествие – передвижение по какой-то территории, местности)

Сообщение формы урока. Работа с эпиграфом (слова известного французского писателя и философа)

Путешествие …. помогает нам вновь обрести себя.

Альберт Камю (слайд № 1)

- С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? (с целью изучения, закрепления) Вновь посетим страну Синтаксиса и Пунктуации.

III. Актуализация

Вид работы: фронтальная

Определение темы урока, цели. Работа с текстом.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

(устало-нежный, расслабленный)

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землёю. (слайд2)

- Какое предложение по структуре?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Назовите средства связи м/у однородными членами.( интонация, инт.+союзы)

- Объясните постановку ЗП (указать)

Определите тему  урока. (Предположения, корректировка. Открывается записанная на доске тема урока. Ученики фиксируют её в своих тетрадях).

- Тема для вас не новая. Какова цель? (систематизировать и закрепить ваши знания об однородных членах предложения). Посмотрим на известные факты по-новому.

- Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока?

Знать:                      

  • что такое «однородные члены предложения;

  • правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Уметь:                      

  • находить однородные члены в предложении;

  • ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.


IY. Мотивация. 

Цели:

- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»),

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»).

- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Где в жизни нам пригодятся знания и умения? (Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр.)

Обсуждение формы работы.

     Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат. К концу урока они должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.

     Итак, путешествие начинается.

Y. Путешествие

Станция 1. «Раскопки». (1-й этап – Знание)

Цель: повторить признаки однородности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Вид контроля: взаимоконтроль.

- Какие члены пр-я мы называем однородными?

- Каковы же признаки однородных членов предложения?

(Тест «Признаки однородности» ли «Восстанови определение»). Называется признак, а учащиеся отмечают + или - . (слайд 3)

1) Выражены только главными членами предложения ( - ).

2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).

3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).

4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+ ).

5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+).

Станция 2. Лабиринт.(2-й этап – понимание)

Цель: закрепление теоретич. знаний о постановке ЗП.

Вид работы: фронтальная.

- Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения? (д.з.Подг.примеры пр-1 и озвучить условия постановки ЗП по схеме)

  • При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).

  • Перед повторяющимися союзами. (Примеры).

  • Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).

- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).

Станция 3. Таинственный замок.( 3-й этап – применение) (слайд 4)

Вид работы: в парах

Вид контроля: самоконтроль

Задание. Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие).

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.

  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.

  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.

4 . Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. (слайд 3)

Физминутка.

Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.

Называю различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.

Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.

Станция 4. Весёлая семейка. (распечатка) (слайд 4)

Цель: передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены пр-я и обобщающее слово (произвести сжатие текста).

Форма работы: групповая

Прочитайте текст. (Слайд 4 )

Всё из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озёр стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы берёзовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых кольях.

(Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы берёзовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях).

- Приём сжатия.

Станция 5. «Исследовательская».С.р. (печатный вариант)

«3»

1. Спишите, расставив знаки препинания.

1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.

  «4»                                                                                                       (М.Колосов)

Задание:

 1) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. Запишите № пр-я. 

2) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Запишите № пр-я.

«5»

 3)Определите тему и основную мысль (тема – единение человека и природы;   основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)

 4)Определите стиль и тип речи (стиль – публицистический;    тип речи – повествование)

Y. Коррекция ЗУН.

YI. Д.з.

  1. Составить тестовые задания по теме.

  2. Найти примеры использования обобщающих слов с однородными чл. в тексте худ.литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.

1. Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.

YII. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

 Приложение:

Маршрутный лист

Этап урока

Вид деятельности

Результат (+,-)

Станция 1. «Раскопки».

Определение признаков ОЧП

Могу найти однородные члены предложения.


Станция 2. Лабиринт

О средствах связи и постанове ЗП

Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила.


Станция 3. Таинственный замок

Работа с текстом: определение ОЧП, постановка ЗП, объяснение

Расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой (или её отсутствие)


Станция 4. «Весёлая семейка»

Работа с текстом: сжатие с использованием обобщающего слова

Строить пр-е с ОЧ и обобщ.сл.


Станция 5. «Исследовательская»

Работа с текстом (3 уровня):

Я могу правильно поставить ЗП, найти предложения с ОЧП и О.сл. и прокомментировать.



Путешествуйте, чтобы стать умнее.


4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Чернышова Татьяна Николаевна

Дата: 12.09.2014

Номер свидетельства: 113565

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "161198"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422190789"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по русскому языку ОС"Школа 2100" по теме "Однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-os-shkola-2100-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "161206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422191591"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка в 8 классе "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykav8klassieodnorodnyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458541180"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Обобщение по теме"Однородные члены предложения"". Конспект урока русского языка 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(101) "obobshchieniie-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "147453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419400146"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogo-iazyka-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427375197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства