Цель: Обобщение и систематизация знаний об однородных членах предложения;
Задачи:
- Знать признаки однородных членов предложения.
- Развивать умение находить однородные члены предложения, грамотно их записывать и осознанно употреблять в речи.
- Развивать коммуникативные компетенции.
- Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки-задания для самостоятельной и парной работы, листы самоконтроля, лист успешности класса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой
Учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса: Слайд 3.
– О каком времени года идет речь? (Об осени)
– Кто автор этого замечательного стихотворения? (А. С. Пушкин)
– Осень – самое любимое время года Пушкина. Красота осенних красок вдохновляла его на создание прекрасных произведений.
– Ребята, посмотрите какой сегодня день? (Сегодня солнечный, теплый, осенний день)
– Запишем это предложение: Стоял солнечный осенний день. Открыли тетради…
Сделайте разбор предложения.
Может кто– то уже догадался, о чём пойдет сегодня речь на уроке?
Сформулируйте тему урока.
«Обобщение знаний об однородных членах предложения» Слайд 4
II. Формулирование цели и задач урока.
– Какая по-вашему цель урока?
Цель урока: обобщение знаний об однородных членах предложения
Мини-интервью.
– Что по-вашему необходимо, чтобы каждый был доволен своей работой? (Быть внимательным, активным на уроке, правильно уметь увидеть свои плюсы и минусы).
– Вам в помощь на столах лежат карты самоконтроля, где вы будете проводить оценивание по 5-бальной шкале.
Я предлагаю наш урок-исследование своих знаний начать с постановки задач: Что нужно знать по теме урока?
Что надо знать:
1) Признаки однородных членов предложения.
Что надо уметь:
2) Уметь находить в тексте однородные члены предложения.
3) Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
4) Уметь употреблять в речи однородные члены предложения. Слайд 5.
III. Систематизация знаний.
– Приступаем к решению задач урока.
Задача 1. Назвать признаки однородных членов предложения.
– Расскажите друг другу, что вы знаете о признаках однородных членов предложения.
(5 пунктов:
- Отвечают на один и тот же вопрос,
- Являются одним членом предложения
- Относятся к одному и тому же члену предложения
- Обычно выражены одной и той же частью речи
- Произносятся с интонацией перечисления.
Слайд 6.
Проверяем. Дети озвучивают.
Оценить каждый пункт одним баллом. Оцениваем друг друга. Выставляем баллы в карту самоконтроля.
– Может кто-то напомнит нам вторую задачу. По какому критерию мы будем себя оценивать?
Задача 2. Уметь находить в тексте однородные члены предложения.
Найдите однородные члены предложения и докажите что они однородные.
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам. Слайд 8.
А сейчас я предлагаю каждому из вас проверить свои знания в нахождении однородных членов предложения.
Работа на карточках. Подчеркнуть однородные члены предложения.
Наступила осень. Часто бывает холодно и сыро. От холода пожелтели и покраснели листья на деревьях. Вдруг подул сильный, порывистый ветер. Он срывал листья и кружил их в воздухе.
Ветер – озорник подхватил листочек и помчал его по тропинке.
(Проверка. Оценивание себя. 5 баллов) Слайд 9.
ФИЗМИНУТКА для глаз. Слайд 10–17.
– Кто напомнит третью задачу?
Задача 3.Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
По какому критерию мы будем себя оценивать?
Списать, правильно расставлять знаки препинания.
Прочитать. Списать, правильно расставив знаки препинания.
Проверить. (Взаимопроверка) 4 балла (за 2 запятые – балл)
Дождик крапал моросил
Припускал стучал косил
Ливнем лил стеной стоял
Барабанил травы мял. Слайд 18.
Здесь встретился литературный приём – метафоры. Действия человека переносятся на явление природы или скрытое сравнение. Объясните значение глаголов.
Игра "Ловушка". (с доказательством)
Найди ошибки в постановке знаков препинания. Выпишите в тетрадь предложения, в которых знаки препинания расставлены ошибочно.
В октябре березы, и орешник стали золотыми.
Листья осины не желтеют, а краснеют.
День выдался ясный но холодный. 1 балл Слайд 19.
– Графическое изображение предложений с однородными членами развивает внимание и улучшает грамотность. Предлагаю поработать в паре. От сплочённой работы зависит результат. Вам необходимо соотнести предложения со схемами.
Работа в паре. 5 баллов
Слайд 20.
– Назовите последнюю задачу урока.
Задача 4. Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.
Задание по выбору: Нужно придумать предложения.
Слайд 23.
– Добавить к выделенным словам в предложении однородные члены.
ИЛИ
– Придумать предложения по схемам на одну определённую
тему. (Проверка)
Сколько вы выбрали баллов, так себя и оцените. Если в чём –то неуверенны поставьте вопросительный знак, знак сомнения.
IV. Итог урока.
Давайте подведём итог:
Что мы знаем и что мы умеем.
Слайд 24.
V. Рефлексия урока (учебная рефлексия содержания учебного материала).
– В карте самоконтроля подсчитайте свои баллы и разделите на 5.
– Давайте составим карту успешности класса по данной теме.
– В конце урока я предлагаю поделиться своими впечатлениями по уроку.
(Рефлексия деятельности, настроения и эмоционального состояния).
Доскажи…
Я рада за вас. Спасибо за урок. Слайд 25, 26.
Самоанализ
Урок построен и проведён с использованием предметно-ориентированной и личностно-ориентированной технологии обучения.
- На уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности.
- Большое внимание уделяется развитию мотивационной сферы.
- Созданы условия для проявления познавательной активности учащихся.
- Используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. (проблемные вопросы, работа в паре, индивидуальная работа, взаимоопрос, взаимопроверка, самоконтроль, работа с раздаточным материалом и т.д.)
- Деятельность учащихся была ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка),
- Продуман уровень самостоятельности в учебной деятельности через стратегию сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
- Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулом для активности стали «Листы самоконтроля».
- На уроке создавала условия для достижения успеха каждым учеником.
- В конце урока проведены 2 вида рефлексии (учебная рефлексия содержания учебного материала, через листы самоконтроля; и рефлексия деятельности, настроения и эмоционального состояния)