Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. -Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. Записывает дату. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II.Актуализация знаний (4-5 минут). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Работа с текстом - Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (Слайд 2) Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью Михаил Исаковский - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? | Слушают, участвуют в беседе. Предполагаемый ответ: -Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
III.Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Создает проблемную ситуацию: -Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить. -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы. -Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения) -Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 5) -Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? -На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? (Ответ: Однородные члены предложения) -Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать однородные члены? | Работа в группах, вопросы на Слайде № 3 Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока. -Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания. Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» (Слайд № 4) | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. Слайд № 5 - Прочитайте предложения, найдите однородные члены. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. -Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 132-133. | Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм : Найду в предложении однородные члены. Определю, есть ли союзы при них. Выберу нужный знак препинания. | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
V.Первичное закрепление (4-5 минут) Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. | 1.Работают с учебником (упр.290, стр.133) в группе (Слайд № 6) Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении. 2. Работают в паре, выполняя упр. (Слайд № 7). Записывают предложения, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы. Взаимопроверка (Слайд № 8) | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
VI.Физминутка | Учитель организует физминутку. -Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений. http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E (Слайд № 9) | Выполняют упражнения | |
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельно работают: 1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания (Слайд № 10) В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака. А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча. Солнце закрылось передними облаками. 4. Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок. 5. Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню. Стало вдруг пасмурно, сумрачно. Наступила тишина. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Напишите номер нераспространенного предложения. Взаимопроверка. Слайд №11 | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут) | Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах (Слайд № 12) | Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные: контроль, коррекция. |
IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Придумайте в группе и запишите кластер на тему «Однородные члены». (Слайд № 13) (Прочтение кластеров) (Слайд № 14) Организует рефлексию (Слайд № 15): -Оцените то, как вы усвоили материал: - Я не допустил ни одной ошибки. - Я ошибался 1-3 раза. - Я ошибался более 3 раз. - Я не понял материал. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: Параграф 28, упражнение 291 Придумать и записать 5-7 предложений на тему «Осенний лес», используя однородные члены предложения. | Составляют внутреннюю речь. Работают в группах, составляют кластер, представляют его. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. Записывают задание в дневник (Слайд № 16). Подают дневники для оценки учителю. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Дифференцированные задания |