Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения»
Тема: «Однородные члены предложения».
Автор: Кабикова Ирина Николаевна, учитель МБОУ «Батыревская СОШ №1 Батыревского муниципального округа Чувашской Республики»
Класс: 8
Цели:
Предметные:
- развивать умение находить в предложении однородные члены и определять, какими членами предложения они являются;
- учить приемам анализа и синтеза;
- повторить правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; уметь на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формировать умение высказывать своё отношение, свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Приветствую всех!
Ребята, 21 января отмечался Международный день объятий. Поэтому, давайте подарим друг другу объятия глазами - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому; подарим объятия руками – коснитесь ладоней друга и передайте еще частичку своего настроения другому.
Присаживаемся!.
(Объяснение принципа работы).
У вас на партах лежат оценочные листы. Все оценки за выполненные упражнения вы будете фиксировать в этих листах. В конце урока каждый сможет объективно выставить оценку.
II. Проверка домашнего задания
Игра «Правда-ложь»
На прошлом уроке вы познакомились с однородными членами предложения. Давайте посмотрим, что вы знаете, а чего не знаете. Готовы? Предлагаю поиграть в игру «Правда-ложь». Вы играете в парах. Игра начинается и заканчивается по моему сигналу. Один из вас берет карточку и зачитывает ее соседу по парте. Сосед должен быстро ответить: правда или ложь. Если он ответил правильно, вы отдаете ему карточку. В карточке все помечено. Работать вы будете всего одну минуту. (После завершения работы)
Скажите, везде вы были уверены в своих ответах. Почему? (ответы детей)
Конечно же, вам еще предстоит многое узнать по данной теме.
Ш.Подготовка к определению темы урока.
Работа с эпиграфом.
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. (На доске «Русский язык в умелых руках красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен» А. Куприн)
- Какие затруднения вызвало у вас чтение эпиграфа и почему? (Трудно сразу понять смысл высказывания, так как отсутствуют знаки препинания)
- Спишите эпиграф, расставьте недостающие знаки препинания
( взаимопроверка после выполнения задания. Один у доски)
- В чём синтаксическая особенность данного предложения? (Оно осложнено однородными членами предложения) - Назовите их. (упражнение на внимание)
- Какой частью речи выражены ОЧП? (краткими именами прилагательными)
– Как вы думаете, почему Александр Иванович Куприн в своём высказывании использует так много имён прилагательных? ( Чтобы показать богатство русского языка) - Правильно. Любите родной язык, учите и гордитесь тем, что вы являетесь его носителями.
– Как вы понимаете его смысл? (Только внимательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, научиться глубже и точнее выражать свои мысли.)
4. Постановка цели урока.
Сформулируйте тему нашего урока. (Однородные члены предложения).
Запишите в тетрадь тему урока.
5. Работа по теме.
Чтобы окунуться в богатство русского языка, предлагаю вам поработать со стихотворениями. Перед вами лежат карточки с отрывками из стихотворений А.С.Пушкина. В данных отрывках определите синтаксическую роль однородных членов предложения, постройте схемы. Затем взаимопроверка. (ответ на слайде)
Примеры предложений
Синтаксическая роль однородных членов
Схема
Под голубыми небесами, великолепными коврами…
Я вас любил безмолвно, безнадежно…
…Ты издавала таинственный гром и алчную землю поила дождем.
Не удалось навек оставить мне скучный, неподвижный брег.
… Роща, холм и поле его не занимали боле…
С какой целью Пушкин использует в своих стихотворениях предложения с однородными членами? (Чтобы придать стихотворению яркость, красоту, образность)
Каким же членом предложения являются однородные члены?
Составление схемы «Фишбоун».
Ребята, сегодня я предлагаю вам составить Фишбоун для запоминания «Однородные члены предложения».
Фишбоун – это схема в виде рыбьего скелета. Голова – это вопрос. Косточки вверху – причины. Косточки снизу – подтверждающие факты. Хвост – вывод, ответ на вопрос.
Вопрос и косточки сверху уже заполнены. Косточки снизу и вывод нужно сделать самим. Для этого предлагаю разделиться на 4 группы. Каждая группа будет заполнять одну косточку.
А где же мы должны взять подтверждающие факты? (правильно, в учебнике)
Открываем на определение ст. 125. Из него вы и должны будет отобрать нужную вам информацию (учащиеся работают самостоятельно. Идет обсуждение в группах. Запись в групповой фишбоун.)
По одному представителю от группы выходят к доске и записывают факты в общий фишбоун.
Итак. Причины подтвердились фактами. Что остается незаполненным? (хвост).
Давайте сформулируем вывод.
Физминутка
Немного отдохнем и окунемся в мир музыки. А.С. Пушкина есть замечательная повесть «Метель». Г. Свиридов написал вальс, который прозвучал в кинофильме по мотивам пушкинской повести. Сейчас все вместе выполним движения под музыку вальса. Вам нужно просто повторять мои движения.
VI.
Откройте учебники на ст.124 упр.223 Выполняем упражнение по группам. Первая группа – первый вариант выписывают те предложения, в которых однородными являются главные члены предложения. Вторая группа – второй вариант выписывают предложения, в которых однородными являются второстепенные члены предложения. (двое у доски).
Проверка. При проверке поможет составленный нами фишбоун.
Объяснение орфограмм в первом предложении.
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось? (В предложениях с однородными членами допущены грамматические ошибки). Поработайте в парах и исправьте ошибки.
Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданности. Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень нравятся.
VIII. Рефлексия.
На ватмане стих.
Прочтите стихотворение. Как бы вы оценили свою работу. Сейчас каждый ряд поочередно подходит к доске и ставит галочку рядом с тем высказыванием, которое он относит к себе.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Выставление оценок.
IX.Домашнее задание.
Из повести А.С.Пушкина выписать предложения с однородными членами. Графически выделить ОЧП.
Закончить урок мне хотелось бы объятиями. Еще раз давайте подарим друг другу объятия. Объятия ладошками. Построим неразрывную цепочку душевных объятий ладошками. Я начинаю, вы продолжаете.