Представлен конспект урока по теме "Однокоренные слова. Корень слова". Цели урока: уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: уточнить представление о признаках родственных слов, развивать мышление, речь, дикцию, прививать интерес к предмету, напоминать о бережном отношении к природе. Урок состоит из 6 этапов. Первый этап - Каллиграфическая минутка. Она включает в себя письмо соединений. Далее следует разбор предложения по членам и работа над дикцией. Следующий этап - введение в тему урока. Тему урока дети выводят самостоятельно.Следующий этап - работа над темой урока. Она включает в себя выяснение смысла родственных слов и работу с родственными словами. Проводится взаимопроверка в словарная работе. Далее в занимательной форме даётся понятие "корень" слова.Дети сами определяют понятие корня. Урок проходит с использованием физкультминутки, связанной с темой урока. Далее проводится закрепление темы урока.Он включает в себя работу над предложением, творческую работу в парах, составление рассказа по заданной теме, работу с учебником. Последний этап - итог урока и рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова. Корень слова. »
Тема: Однокоренные слова. Корень слова. 1.
Цели:
Уточнить представление о признаках родственных слов;
Формировать умение выделять корень в словах;
Развивать мышление, речь, дикцию;
Напоминать о бережном отношении к природе;
5. Прививать интерес к предмету
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр.
Ход урока.
Слайд 1. Однокоренные слова. Корень слова.
1. Каллиграфическая минутка.
Покажем, как красиво и без отрыва от листа писать слова и соединения.
Напомнить правила посадки. Письмо детьми соединений и предложения.
Вв Вм вл ву.ов ива
Проворонила ворона воронёнка.
Слайд 2
- Что мы написали? (скороговорку).
- Прочитайте её вполголоса медленно, теперь быстрее.
- Кто сможет прочитать быстро?
Разбираем предложение по членам.
2. Введение в тему урока.
-Что интересного заметили в предложении?
-Какие слова называют родственными?
-Сегодня на уроке работаем с родственными словами.
3. Работа над темой урока
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Слайд 3
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод. 2.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Прочитайте слова на слайде. Какие они? Почему?
Слайд 4
Тест: Выписать в тетрадь только родственные слова (сам. раб. по вариантам)
1..
лисица
лисёнок
лисий
рыжая
лисичка
2.
соринка
сорняк
сорвал
насорил
засорить
- Проверка.
- Докажите, что они родственные?
Слайд 5
Работа с офтальмотренажёром
- Родственные слова ещё называют однокоренными. А почему, сейчас узнаете.
Словарь. (запись словарных слов в тетрадь)
Предлагаю вам разгадать загадки и отгадки записать в тетрадь.
Слайд 6
1. Закутан ребёнок в сто пелёнок ( капуста)
2. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная …(картошка) (картофель)
3. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней …(помидора)
4. Летом в огороде я – свежий и зелёный, 3.
А зимой я в бочке – жёлтый и солёный.
Отгадай ты, молодец,
Как зовусь я? (огурец)
5. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
6. Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
Взаимопроверка словарных слов
-Что называют эти слова? (растения). А растения начинают от чего расти? (от корня)
-Можно растения с корнем рвать? Почему?
- Оказывается, из корня не только растения растут.
Слайд 7
Много лет назад в сказочном царстве, в сказочном государстве жил-был корень «лет». Нашли его люди и думают: «-Что с ним делать?». А корень и говорит: «-Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили люди корень «лет» и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня «лет». Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть. Лет – вылет – полёт – лететь – самолёт – лётчик
Слайд 8
И выросло сказочное дерево. Посмотрели люди, сравнили все слова, и увидели, что у всех у них одна общая часть – «лет». И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
- Что же такое корень слова?
Слайд 9
- Проверим себя. 4.
Корень-это общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное значение.
- Как пишется корень в разных словах?
Слайд 10
Физкультминутка
1. Упр. В позе «сидя» (под музыку релаксации)
а) для глаз;
б) для мышц шеи;
в) для мышц руки
2. -Сейчас я буду называть слова. Если вы встретите однокоренное слово к слову куствы будете хлопать в ладоши, а если нет – то приседаете.
Слайд 11
Составьте из слов предложение: свои,выставил, шипы, колкие шиповник
Запись под диктовку
Шиповник выставил свои колкие шипы.
Проверка.
-Найдите в предложении орфограммы.
-Найдите однокоренные слова.
Выделите в них корень.
Слайд 12
Творческая работа в парах.
- Прочитайте слова и словосочетания:
1) березняк, берёзы, подберёзовики, берёзовый сок
2) грибы, грибная поляна, грибочки, грибники. 5.
Зад: Составьте предложение с каждым из слов и у вас получится рассказ. Придумайте заголовок рассказу.
Слайд 13 Работа в группах
Игра-соревнование «Кто больше подберёт однокоренных слов» получит наклейку в тетрадь (2 мин)
Море, ветер, гора (слова на карточках)
Слайд 14
Работа с учебником
Упр. 118
Читаем. Списать упражнение. Выписать однокоренные слова и выделить в них корень. (сам. раб)