I.Организационный момент. Чтение стихотворения, как настрой на работу: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! – Итак, у нас урок русского языка. –Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными. II.Чистописание. г...зета к…ртина …лф…вит р…бота -Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах. -Что общего у этих слов? -Найдите лишнее слово. - Назовите синоним к слову. -Что такое синонимы? -Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит». Безударный гласный. Парные по звонкости-глухости согласные. А . авф . В . вфа . Ф . фав III.Актуализация знаний. 1. Работа на скороговоркой. -А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?... (Ворона) – Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края? – Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой? – Как называют этих птиц? -А как называют тех, которые улетают в теплые края? -Почему они улетают? – Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение? Пров…ронила в…рона в…р…нёнка. – Что это? – Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово. -Подберите синоним к слову «проворонила». – Назовите орфограммы в словах. – Спишите, подчеркните орфограммы. (организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски). -Поставьте ударение. Демонстрация правильного написания на слайде. 2. Подготовка к изучению нового материала. -Сколько слов в предложении? -Что вы можете сказать о них? -Докажите. -Выделите корень. -Какие слова называются однокоренными (или родственными)? -Как пишется корень в однокоренных словах? IV. Постановка цели. -О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень. V. Изучение нового. 1. Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?» – Мы должны выяснить, почему слова называют «родственными» или «однокоренными». Посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии! «Родня ли Гусеница Гусю?» – Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша тётка-гусеница. – Есть ли в этом рассказе родственники? – Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?
Справка: этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. "усатенькое, волосатенькое существо". Гусеница буквально — «покрытая усами». - Как называют общую часть родственных слов? Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов. Интересная семья – В ней живут одни слова. Корень во главе идет Всем значенье придаёт, И в семействе все слова Смыслом связаны всегда. 2.Формирование понятия «корень». Сказка. – Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт .Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. – А какой вывод из сказки мы можем сделать? – Правильно! Слов без корня не бывает. – Корень выделяется значком . 3. Правило. Учебник стр.61 (Правило на слайде) 4.Наблюдение над однокоренными словами. – Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
В слоновнике переполох: «Слоненок заболел, оглох!» Его зовет слониха, Но, видно, слишком тихо. И папа-слон ему трубит. А может быть слоненок спит? «Ну что с тобой, сынишка, Наш маленький слонишка?» Вдруг слоник потянулся, Как будто бы проснулся. Он просто замечтался Вот и не отзывался. (Е. Солдатова) 5. Образование однокоренных слов к слову «рыба» Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба». -Небольшая рыба, мелкая рыба. -Рыбная ловля. -Человек занимающийся рыбной ловлей. -Ловить рыбу. -Что можете сказать об этих словах. -Докажите. VI. Физминутка. Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова. Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек. VII. Закрепление изученного. 1. Работа в парах. Найди лишнее слово. рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить; травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма; кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм; полянка, поле, полюшко, половник, полёвка; сила, могучий, сильный, силач, силёнки 2.Электронное приложение. Упражнения в нахождении однокоренных слов. 3.Лексическая работа. А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение. Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник. Предложения: Под осиной растут подосиновики. Муравьи живут в муравейнике. Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник 4. Составление текста из предложений по таблице со знаковым кодированием. № предлож. | Родственные слова | | | | сущ. | прил. | глагол | 1 | 1 | - | - | 2 | - | - | 1 | 3 | - | 1 | - | 4 | 1 | - | - | 1.Прилетели зимовать птицы. 2.Зима вступает в свои права. 3.Здравствуй, зимушка! 4.Пришло время зимних забот и веселых праздников. VIII. Итог урока. -О чем говорили на уроке? -Какие слова называют однокоренными? -Что такое корень слова? IX. Домашнее задание.
| Словарные слова с безударной гласной а. В каждом слове 3 слога. Неодушевленные имена существительные. Алфавит – ударение падает на 3-ий слог. Азбука. Слова разные по произношению, но одинаковые по смыслу. А В-Ф Нет. Воробей, дятел, синица, голубь . Зимующие или оседлые. Перелетные. Похолодало, нет насекомых. Подкармливать их, делать кормушки. О вороне. Скороговорка. Потеряла. Это словарное слово. Сочетание оро. 3 Они однокоренные, родственные. Одинаковые по смыслу, одинаковый корень. Слова, сходные по смыслу, имеющие одинаковый корень. Одинаково. Об однокоренных словах, о корне слова. Уч-ся инсценируют мини-сценку «Родня ли Гусеница Гусю?» Приходят к выводу: у слов общая часть, но разные значения. Корень слова. Слов без корня не бывает. Один учащийся читает стихотворение со слайда, остальные внимательно слушают и выбирают однокоренные слова из текста, записывают их в тетрадь, выделяют корень (в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник).
Добавляют два однокоренных слова (слонята, слоновая (кость)) Один ученик работает у доски. Рыбка, рыбешка. Рыбалка. Рыбак. Рыбачить. Они однокоренные. Сходны по смыслу, имеют одинаковый корень. Под березой растут подберезовики. Скворцы живут в скворечнике. Зима вступает в свои права. Прилетели зимовать птицы. Пришло время зимних забот и веселых праздников. Здравствуй, зимушка! |