Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") по теме: Однокоренные слова. Корень слова.
Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") по теме: Однокоренные слова. Корень слова.
Учебный предмет: русский язык
Система начального образования: УМК Школа России
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Год издания учебника: 2018 год, № страниц учебника с.61-62
Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.
Класс: 3 класс
Учитель: Уразова Г.С.
Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") по теме: Однокоренные слова. Корень слова.»
Учебный предмет: русский язык
Система начального образования: УМК Школа России
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Год издания учебника: 2018 год, № страниц учебника с.61-62
Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.
Класс: 3 класс
Учитель: Уразова Г.С.
Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Оборудование:
1. Учебник
2. Презентация к уроку
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте про себя друг другу удачи. Садимся за парты, начинаем урок русского языка.
2. Самоопределение к деятельности.
Предлагаю вам, послушать сказку и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
-Ну как же корень может жить в словах!? – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. Слайд 1. А от тебя что растет?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй.
- От меня и от других таких же корней, как я, вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри - ка, сколько разных слов выросло только из одного корня сад. Слайд 2
- Подумаешь! – не унимается первый. Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно есть. А твоих слов не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать - то нельзя! Не сдается второй.
Услышав их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Слайд 3
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Об однокоренных
словах).
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 4
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Исходя из темы урока, поставьте цель урока.
Слайд 5
Цель урока: будем учиться находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
3.Работа по теме урока (25 мин)
Откройте тетради, положите правильно,
запишите дату и слова Классная работа
Минутка чистописания по образцу
Откройте учебники страница 61. (Упр.107)
- Прочитайте
-Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
берёзка
березняк
подосиновик
Как называется общая часть родственных слов? (корень)
-Выполните письменное задание к упр. (третье задание).
-Прочитайте однокоренные слова, назовите корень.
-Прочитайте ниже правило.
-какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)
-как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
Гимнастика для глаз «Шум моря»
А сейчас, послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»
- Вы кто такие? Слайд 7
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
А ты кто? Слайд 8
- А я ваша тетка – гусеница.
Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»
Вы согласны с Петей? Почему не согласны? (Слово «гусеница» имеет другое смысловое значение)
-Какие слова можно называть однокоренными? (слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу).
Слайд 9
Посмотрите на экран и прочитайте правило ещё раз.
Вернулись к учебникам, страница 61, упр.108. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка).
Какие слова с одинаковым корнем нашли? (Грибы, грибной).
(Работа в парах)
Сейчас, мы с вами поиграем в игру, которая называется
Игра «Третий лишний». Играем парами. Нужно будет найти лишнее слово
в каждой строчке и зачеркнуть.
1) Желток, железо, жёлтый.
2) Носильщик, нос, носатый
3) Часовщик, часть, час.
4) Печурка, печать, печник
-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (нет)
-Что у них ещё должно быть общее? (лексическое значение)
Физминутка
5.Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику.
Сейчас, мы с вами поработаем в группах. Выберите командира, кто будет защищать группу.
Открыли учебники страница 62, упр. 109
-Разделите слова на группы. Запишите. Выделите в них корень.