- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации: групповая, коллективная.
Ход урока
1. Орг. момент
- Ребята, начинается урок. Давайте все вместе вспомним, зачем мы здесь собрались.
(Дети проговаривают)
Мы пришли сюда учиться, Слушать как? (Внимательно)
Не лениться, а трудиться. Работать как? (Старательно)
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Слайд 1 (Рисунок–родственники)
Вопросы:
-Кого вы видите на рисунке? Что может быть общего у этих людей? Как назвать их одним словом?
На доске пословица:
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске, что вы можите сказать о прочитанном.
(Дети определяют, что это пословица и объясняют как её понимают.)
Вопросы детям:
- Как называют мальчика о котором говорят, что у него много ума? (Умник)
- А девочку? (Умница)
- Человек который обладает хорошим умом какой? (Умный)
- Как сказать, что сделал человек который стал понятливей, толковее? (Поумнел)
-Есть ли, что-то общее у этих слов? (Общий смысл)
-Проведите аналогию между рисунком и словами, как можно назвать эти слова?
-Какое слово спряталось во всех этих словах? (Ум)
-Кто из вас уже забежал вперёд и знает как можно назвать общую часть родственных слов? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 2 (Тема, понять…,научиться…)
3.Чистописание.
- Записать в тетради число , Классная работа, чистописание.
Уу
ум умник умница поумнел
Ум да разум надоумят сразу.
-Выделить общую часть в родственных словах.
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
Слайд 3 (Гусь, гусыня гусята, гусеница)
-Кого можно назвать родственниками?
Слайд 4 (Вывод:Родственные слова близкие по смыслу.)
Слайд 5 (Море, моряк, морячка, вода)
-Назовите лишнее слово.
Слайд 6 (Вывод: У родственных слов должна быть общая часть-корень.)
Слайд 7 (Обобщённый вывод)
5.Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
лес
зимушка
вода
садовый
лесной
лесник
зимний
водичка
садовник
зимовать
водник
пересадить
лесовичок
зимовье
подводный
посадка
жар
жаровня
жаркий
жарить
лёд
ледяной
ледник
обледенел
- Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.
2. Игра «Засели квартиры»
- Одновременно в 4 квартиры приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в квартиры, нет ли среди них «чужих»?
гусь
гусиный
густой
гусыня
гуськом
гусёнок
лист
листок
листик
лиса
листва
листопад
лётчик
летать
лето
летучий
полёт
лётный
море
морс
моряк
морской
мореход
морячка
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в первую квартиру? Почему слово «морс» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во вторую квартиру? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в третьей квартире? Какое «лишнее»? Докажите.
-Какие слова будут жить в четвёртой квартире? Какое «лишнее»? Докажите.
Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
3.Работа по учебнику- с.61,упр.77
-Что получится если в слове убрать корень? (Оно потеряет смысл)
-Выберите из записей на доске корень (ёный, уч, еник, вы, ил, еница)
-Составьте слова с этим корнем. Запишите , выделите корень.
7. Итог урока.
- Что такое корень?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
8. Рефлексия.
- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.