kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Однокоренные слова. Корень слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Однокоренные слова. Корень слова».

Цель урока:

  • Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

  • Совершенствовать   умение выделять корень в слове;
  • Практически знакомить с механизмом образования слов;
  • Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
  • Отрабатывать каллиграфию письма;
  • Воспитывать умения общаться и работать в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)

- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

- Скажите, а с  каким настроением вы начинаете урок? Свое  настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе.

(Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - так себе. )

 - И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)

- Ребята, я вижу,  что не у всех настроение в начале урока отличное,  давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

II. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, скажите, а чему мы учимся на уроке русского языка? ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее пожалуйста .(Корень слова. Однокоренные  слова)

  -  Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (учиться выделять корень, находить однокоренные слова).

- Как вы считаете, что нам надо повторить?  (какие слова называются родственными, что такое корень слова, алгоритм нахождения корня в слове)

III.  Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что же такое корень?

- Какие слова называются родственными?

- Как по-другому называются родственные слова?

- Как найти в слове корень?

Упражнение в определении родственных слов. ( слова записаны на доске)

Нос, носильщик, носик, переносица.

Дерево, сосна, деревянный, деревце.

Храбрый, смелый, отважный.

- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными?  Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.

- А теперь пришло время раскрасить следующий лепесток (№ 2). Если во время разминки

( повторения) вы работали активно – лепесток красный;

хорошо, но могли бы и лучше – желтый;

тихонько просидели – синий.

IV. Чистописание

- А теперь посмотрите, какой загадочный цветок   распустился   в нашем классе. В нем спрятано задание для минутки чистописания.

- Сегодня я предлагаю вспомнить написание одной строчной буквы. Эта буква находится в корне слова, которое обозначает действие предмета. Прочитайте слова, записанные на оранжевых лепестках, найдите слова-действия. Давайте  вспомним, на какие вопросы отвечают слова-действия?

- Обозначает наша сегодняшняя буква согласный, глухой непарный, всегда мягкий звук.

- О каком звуке идет речь?  [ ч ] В каком слове он находится? ( учить)

- Какой буквой обозначается звук [ ч’] на письме?

- Назовите элементы буквы Ч.

- Какие правила связаны с этой буквой? ( правописание сочетаний ча, чу, чк, чн – вспоминаем правила)

(Лепесток со словом учить переворачивается, на нем написаны буква Ч и сочетания, которые дети записывают  в тетрадь, образец учитель дает на доске)

          Если ручкой я пишу,
         Не верчусь и не спешу,
         Буква к букве по линейке
         Аккуратно вывожу.

Работа в тетради. Взаимопроверка по шкале « Правильность  и аккуратность»( раскрасить лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения;

желтый – работа выполнена не очень хорошо;

синий – неаккуратное выполнение работы ).  Лепестки цветка переворачиваются.

Физкультминутка

«Бабочка»

Спал цветок
(сидя за партой, опустить голову вниз,
руки на коленях, спина расслаблена)

и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
(руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох),
Взвился вверх и полетел.
(Встать из-за парты – махи руками.)
Солнце утром лишь проснется
(плавные движения руками вверх, смотреть на пальцы),
Бабочка кружит и вьется.
(Маховые движения руками, кружение.)

  1. Словарная работа

Посмотрите, ребята, у нас расцвел новый цветок. Он тоже волшебный, попробуем разгадать его тайну.

- Давайте соединим одинаковые по цвету лепестки и прочитаем слово.( учитель)

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, найдите орфограмму в слове, подчеркните.

- Можно ли проверить безударную гласную в слове учитель? Какой вывод можем сделать?

( словарное слово, нужно запомнить)

-Кто такой учитель? (чтение толкования из словаря)

Учитель – человек, который воспитывает, передает знания, обучает.

- Попробуйте вспомнить или подобрать близкое по значению слово к слову учитель

( наставник).

-Подберите и запишите родственные слова к слову учитель, выделите корень.    ( работа в паре)

 Проверка выполнения работы.

   Взаимооценка работы (раскрасить лепесток № 4)

  1. Орфографическая работа. Работа корректора

 

Мы сдаски не сводим глас,

И учитиль учит нас.

 

-А сейчас вам предстоит  побыть корректорами. Ваша задача – найти и исправить ошибки, предложение  записать правильно. Перед написанием каждого слова надо устно доказать свой выбор.

Дети работают в паре  в течение 5 минут. Во время выполнения задания можно пользоваться памяткой «Работа корректора».

– Проверяем!

Ученик зачитывает текст и доказывает вслух свой выбор. (Раскрасить лепесток № 5:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием  не справился)

Физкультминутка.( Для глаз  и снятия статического напряжения)

  1. Дифференцированная  самостоятельная работа.
  • 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.

буква                            зимний

ходить                         букварь

зима                              поход

  • 2 группа: Найди лишнее слово, запиши ряд однокоренных слов, выдели корень.

 

Мороз, морозец, моросит, морозный,  заморозки.

Лесник, лесной, перелесок, лестница.

Ветер, ветерок, вихрь, ветреный.

 

  • 3 группа: Упр: 116( используя слова для справок, составить предложения из опорных словосочетаний)

 

Запиши, как называют:

человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе.

 

Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.

В родственных словах выдели корень.

  • 4 группа: Упр:112

 

Прочитайте. Спишите.

 

Летят перелетные птицы

прошедшее лето искать,

летят они в дальние страны,

а я не хочу улетать.         М. Исаковский

Являются ли все выделенные слова однокоренными? Докажите. Обозначьте в них корень.  Дополните своими родственными словами.

 

Самооценка по шкале « Правильность». Группы 1 и 2 сверяют выполнение задания по  ответу, написанному на доске или карточке с ответом.

Проверка выполнения задания гр. 3 и 4.

Раскрасить лепесток № 6:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием  не справился.

 

 

  1. Подведение итогов урока.

Игра «Верно – неверно» ( согласие или несогласие с утверждением  дети показывают сигнальными карточками: красный – нет, зеленый – да).

 

Верно ли что…

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
  2. Корень – общая часть родственных слов?
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
  1. Рекфлексия

 

      -Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?

    - Какие задания вам понравились больше всего?

     - Ну что, ребята, отметьте свое настроение в конце урока, раскрасьте серединку вашего цветка. Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

  1. Домашнее задание: упражнение 118

Допишите подходящие по смыслу родственные слова. Обозначьте в них корень.

 

У  лисы  … .  У  кота … .  У  лося … .  У  тигра …  .  У волка … .  У зайца  … .

                   Образец: У лисы лисята.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Однокоренные слова. Корень слова». »

Тема: «Однокоренные слова. Корень слова».

Цель урока:

  • Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

  • Совершенствовать умение выделять корень в слове;

  • Практически знакомить с механизмом образования слов;

  • Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  • Отрабатывать каллиграфию письма;

  • Воспитывать умения общаться и работать в группах.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)

- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе.

(Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - так себе. )



- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)

- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.


II. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, скажите, а чему мы учимся на уроке русского языка? ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей) .

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее пожалуйста .(Корень слова. Однокоренные слова)

- Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (учиться выделять корень, находить однокоренные слова).

- Как вы считаете, что нам надо повторить? (какие слова называются родственными, что такое корень слова, алгоритм нахождения корня в слове)


III. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что же такое корень?

- Какие слова называются родственными?

- Как по-другому называются родственные слова?

- Как найти в слове корень?

Упражнение в определении родственных слов. ( слова записаны на доске)


Нос, носильщик, носик, переносица.

Дерево, сосна, деревянный, деревце.

Храбрый, смелый, отважный.


- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными? Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.

- А теперь пришло время раскрасить следующий лепесток (№ 2). Если во время разминки

( повторения) вы работали активно – лепесток красный;

хорошо, но могли бы и лучше – желтый;

тихонько просидели – синий.


IV. Чистописание

- А теперь посмотрите, какой загадочный цветок распустился в нашем классе. В нем спрятано задание для минутки чистописания.



- Сегодня я предлагаю вспомнить написание одной строчной буквы. Эта буква находится в корне слова, которое обозначает действие предмета. Прочитайте слова, записанные на оранжевых лепестках, найдите слова-действия. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова-действия?

- Обозначает наша сегодняшняя буква согласный, глухой непарный, всегда мягкий звук.

- О каком звуке идет речь? [ ч ] В каком слове он находится? ( учить)

- Какой буквой обозначается звук [ ч’] на письме?

- Назовите элементы буквы Ч.

- Какие правила связаны с этой буквой? ( правописание сочетаний ча, чу, чк, чн – вспоминаем правила)


(Лепесток со словом учить переворачивается, на нем написаны буква Ч и сочетания, которые дети записывают в тетрадь, образец учитель дает на доске)

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

Работа в тетради. Взаимопроверка по шкале « Правильность и аккуратность»( раскрасить лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения;

желтый – работа выполнена не очень хорошо;

синий – неаккуратное выполнение работы ). Лепестки цветка переворачиваются.


Физкультминутка

«Бабочка»

Спал цветок
(сидя за партой, опустить голову вниз,
руки на коленях, спина расслаблена)

и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
(руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох),
Взвился вверх и полетел.
(Встать из-за парты – махи руками.)
Солнце утром лишь проснется
(плавные движения руками вверх, смотреть на пальцы),

Бабочка кружит и вьется.
(Маховые движения руками, кружение.)

  1. Словарная работа

- Посмотрите, ребята, у нас расцвел новый цветок. Он тоже волшебный, попробуем разгадать его тайну.


- Давайте соединим одинаковые по цвету лепестки и прочитаем слово.( учитель)

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, найдите орфограмму в слове, подчеркните.

- Можно ли проверить безударную гласную в слове учитель? Какой вывод можем сделать?

( словарное слово, нужно запомнить)

-Кто такой учитель? (чтение толкования из словаря)


Учитель – человек, который воспитывает, передает знания, обучает.


- Попробуйте вспомнить или подобрать близкое по значению слово к слову учитель

( наставник).

-Подберите и запишите родственные слова к слову учитель, выделите корень. ( работа в паре)

Проверка выполнения работы.

Взаимооценка работы (раскрасить лепесток № 4)

  1. Орфографическая работа. Работа корректора


Мы сдаски не сводим глас,

И учитиль учит нас.


-А сейчас вам предстоит побыть корректорами. Ваша задача – найти и исправить ошибки, предложение записать правильно. Перед написанием каждого слова надо устно доказать свой выбор.


Дети работают в паре в течение 5 минут. Во время выполнения задания можно пользоваться памяткой «Работа корректора».

– Проверяем!

Ученик зачитывает текст и доказывает вслух свой выбор. (Раскрасить лепесток № 5:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием не справился)

Физкультминутка.( Для глаз и снятия статического напряжения)


  1. Дифференцированная самостоятельная работа.

  • 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.

буква зимний

ходить букварь

зима поход


  • 2 группа: Найди лишнее слово, запиши ряд однокоренных слов, выдели корень.


Мороз, морозец, моросит, морозный, заморозки.

Лесник, лесной, перелесок, лестница.

Ветер, ветерок, вихрь, ветреный.


  • 3 группа: Упр: 116( используя слова для справок, составить предложения из опорных словосочетаний)


Запиши, как называют:

человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе.


Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.

В родственных словах выдели корень.


  • 4 группа: Упр:112


Прочитайте. Спишите.


Летят перелетные птицы

прошедшее лето искать,

летят они в дальние страны,

а я не хочу улетать. М. Исаковский

Являются ли все выделенные слова однокоренными? Докажите. Обозначьте в них корень. Дополните своими родственными словами.


Самооценка по шкале « Правильность». Группы 1 и 2 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на доске или карточке с ответом.

Проверка выполнения задания гр. 3 и 4.

Раскрасить лепесток № 6:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием не справился.



  1. Подведение итогов урока.


Игра «Верно – неверно» ( согласие или несогласие с утверждением дети показывают сигнальными карточками: красный – нет, зеленый – да).


Верно ли что…

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  2. Корень – общая часть родственных слов?

  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?


  1. Рекфлексия


-Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Ну что, ребята, отметьте свое настроение в конце урока, раскрасьте серединку вашего цветка. Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?


  1. Домашнее задание: упражнение 118

Допишите подходящие по смыслу родственные слова. Обозначьте в них корень.


У лисы … . У кота … . У лося … . У тигра … . У волка … . У зайца … .

Образец: У лисы лисята.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Однокоренные слова. Корень слова».

Автор: Парамонова Лада Анатольевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") по теме: Однокоренные слова. Корень слова."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_umk_shkola_rossii_po_teme_odnokorennye_slova_kor"
    ["file_id"] => string(6) "554188"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1593278720"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Однокоренные слова. Корень слова. "
    ["seo_title"] => string(35) "odnokoriennyie-slova-korien-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "243691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445786183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Однокоренные слова. Корень слова"
    ["seo_title"] => string(33) "odnokoriennyie_slova_korien_slova"
    ["file_id"] => string(6) "362641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480146212"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка 2 класс " Однокоренные слова. Корень слова""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_2_klass_odnokorennye_slova_koren_slova"
    ["file_id"] => string(6) "639096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698744211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства