Тема: «Однокоренные слова. Корень слова».
Цель урока:
- Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи урока:
- Совершенствовать умение выделять корень в слове;
- Практически знакомить с механизмом образования слов;
- Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
- Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
- Отрабатывать каллиграфию письма;
- Воспитывать умения общаться и работать в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)
- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.
- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе.
(Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - так себе. )
- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
II. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, скажите, а чему мы учимся на уроке русского языка? ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей).
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее пожалуйста .(Корень слова. Однокоренные слова)
- Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (учиться выделять корень, находить однокоренные слова).
- Как вы считаете, что нам надо повторить? (какие слова называются родственными, что такое корень слова, алгоритм нахождения корня в слове)
III. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что же такое корень?
- Какие слова называются родственными?
- Как по-другому называются родственные слова?
- Как найти в слове корень?
Упражнение в определении родственных слов. ( слова записаны на доске)
Нос, носильщик, носик, переносица.
Дерево, сосна, деревянный, деревце.
Храбрый, смелый, отважный.
- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными? Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.
- А теперь пришло время раскрасить следующий лепесток (№ 2). Если во время разминки
( повторения) вы работали активно – лепесток красный;
хорошо, но могли бы и лучше – желтый;
тихонько просидели – синий.
IV. Чистописание
- А теперь посмотрите, какой загадочный цветок распустился в нашем классе. В нем спрятано задание для минутки чистописания.
- Сегодня я предлагаю вспомнить написание одной строчной буквы. Эта буква находится в корне слова, которое обозначает действие предмета. Прочитайте слова, записанные на оранжевых лепестках, найдите слова-действия. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова-действия?
- Обозначает наша сегодняшняя буква согласный, глухой непарный, всегда мягкий звук.
- О каком звуке идет речь? [ ч’ ] В каком слове он находится? ( учить)
- Какой буквой обозначается звук [ ч’] на письме?
- Назовите элементы буквы Ч.
- Какие правила связаны с этой буквой? ( правописание сочетаний ча, чу, чк, чн – вспоминаем правила)
(Лепесток со словом учить переворачивается, на нем написаны буква Ч и сочетания, которые дети записывают в тетрадь, образец учитель дает на доске)
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
Работа в тетради. Взаимопроверка по шкале « Правильность и аккуратность»( раскрасить лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения;
желтый – работа выполнена не очень хорошо;
синий – неаккуратное выполнение работы ). Лепестки цветка переворачиваются.
Физкультминутка
«Бабочка»
Спал цветок
(сидя за партой, опустить голову вниз,
руки на коленях, спина расслаблена)
и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
(руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох),
Взвился вверх и полетел.
(Встать из-за парты – махи руками.)
Солнце утром лишь проснется
(плавные движения руками вверх, смотреть на пальцы),
Бабочка кружит и вьется.
(Маховые движения руками, кружение.)
- Словарная работа
- Посмотрите, ребята, у нас расцвел новый цветок. Он тоже волшебный, попробуем разгадать его тайну.
- Давайте соединим одинаковые по цвету лепестки и прочитаем слово.( учитель)
- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, найдите орфограмму в слове, подчеркните.
- Можно ли проверить безударную гласную в слове учитель? Какой вывод можем сделать?
( словарное слово, нужно запомнить)
-Кто такой учитель? (чтение толкования из словаря)
Учитель – человек, который воспитывает, передает знания, обучает.
- Попробуйте вспомнить или подобрать близкое по значению слово к слову учитель
( наставник).
-Подберите и запишите родственные слова к слову учитель, выделите корень. ( работа в паре)
Проверка выполнения работы.
Взаимооценка работы (раскрасить лепесток № 4)
- Орфографическая работа. Работа корректора
Мы сдаски не сводим глас,
И учитиль учит нас.
-А сейчас вам предстоит побыть корректорами. Ваша задача – найти и исправить ошибки, предложение записать правильно. Перед написанием каждого слова надо устно доказать свой выбор.
Дети работают в паре в течение 5 минут. Во время выполнения задания можно пользоваться памяткой «Работа корректора».
– Проверяем!
Ученик зачитывает текст и доказывает вслух свой выбор. (Раскрасить лепесток № 5:
красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;
желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;
синий – с заданием не справился)
Физкультминутка.( Для глаз и снятия статического напряжения)
- Дифференцированная самостоятельная работа.
- 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.
буква зимний
ходить букварь
зима поход
- 2 группа: Найди лишнее слово, запиши ряд однокоренных слов, выдели корень.
Мороз, морозец, моросит, морозный, заморозки.
Лесник, лесной, перелесок, лестница.
Ветер, ветерок, вихрь, ветреный.
- 3 группа: Упр: 116( используя слова для справок, составить предложения из опорных словосочетаний)
Запиши, как называют:
человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе.
Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.
В родственных словах выдели корень.
- 4 группа: Упр:112
Прочитайте. Спишите.
Летят перелетные птицы
прошедшее лето искать,
летят они в дальние страны,
а я не хочу улетать. М. Исаковский
Являются ли все выделенные слова однокоренными? Докажите. Обозначьте в них корень. Дополните своими родственными словами.
Самооценка по шкале « Правильность». Группы 1 и 2 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на доске или карточке с ответом.
Проверка выполнения задания гр. 3 и 4.
Раскрасить лепесток № 6:
красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;
желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;
синий – с заданием не справился.
- Подведение итогов урока.
Игра «Верно – неверно» ( согласие или несогласие с утверждением дети показывают сигнальными карточками: красный – нет, зеленый – да).
Верно ли что…
- Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
- Корень – общая часть родственных слов?
- Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
- Рекфлексия
-Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Ну что, ребята, отметьте свое настроение в конце урока, раскрасьте серединку вашего цветка. Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?
- Домашнее задание: упражнение 118
Допишите подходящие по смыслу родственные слова. Обозначьте в них корень.
У лисы … . У кота … . У лося … . У тигра … . У волка … . У зайца … .
Образец: У лисы лисята.