Просмотр содержимого документа
«Обстоятельство - существительное в дательном падеже»
Тема: Обстоятельство - существительное в дательном падеже Цели:
Продолжение знакомства с обстоятельством, выраженное существительным, ознакомление обстоятельством - существительным в дательном падеже; Расширить кругозор учащихся и обогатить словарный состав; Воспитать у учащихся любовь к окружающей среде, уважение к друг другу, положительное отношение к предмету и интерес к изучению языков. Тип урока: Продолжение знакомства с обстоятельством Метод урока: Обучающий, поисковый, словесный Оборудования: Учебник, интерактивная доска, карточки - подснежники, корзинки, конверт.
Ход урока: 1. Организационный момент Приветствие Психологический настрой 2. Опрос домашнего задания
3. Новая тема – Ребята, тема сегодняшнего урока «Обстоятельство - существительное в дательном падеже». Целью урока является: во - первых, продолжение знакомства с обстоятельством, выраженной существительным, во - вторых, расширение кругозора и обогащение словарного запаса и в - третьих, воспитать любовь к окружающей среде, положительное отношение к предмету интерес к изучению языков. Сегодня у нас не простой урок, мы проводим урок в виде игры. Наша игра состоит из 5 туров. Прежде чем начать урок, делимся на две команды. Команды «Снежок» и «Подснежник». Вы знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня этой сказки – Падчерица послала вам письмо.
Ответьте на вопросы: – Что такое обстоятельство? – Дайте определение существительному. – Сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают? – Приведите пример обстоятельству. – Хорошо. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с обстоятельством. Дети бегут (куда?) к реке. Лодка плывет (куда?) к берегу. Дети подбежали (к кому?) к учителю. – Назовите существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к. (к реке, к берегу, к учителю)
– А теперь задавайте вопросы. (куда? к реке; куда? к берегу; к кому? к учителю) – Правильно! Эти существительные, то есть существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому приближается другой предмет или лицо, отвечает на вопросы куда? к чему? к кому?
Например: Ученик идет (куда?) к доске. Я подошёл (к кому?) к брату.
Здесь ученик приближается к доске, а я к брату. Но мы должны различать члены предложения, когда употреблены существительные в дательном падеже с предлогом к. Если существительные отвечают на вопрос куда? – является обстоятельством, а если отвечают на вопрос к кому? – то является дополнением.
– Существительные каждого рода имеют разные окончания, когда отвечают на вопрос куда?
Куда? Ж. р. имеют окончания - е, - и: к доске, к яблони. М. р. и ср. р. имеют окончания - у, - ю: к берегу, к учителю.
Выполнение упражнений Ребята, посмотрите, на полянке подснежники, падчерица должна собрать их, а мы сейчас выполним упражнение намеченное кружном. 1) чтение текста «Первый цветок весны» учителем; 2) чтение текста учащимися; 3) словарная работа: выглядеть – көріну перепутать – шатастыру вмешаться – кірісу 4) беседа по содержанию материала: – Где шёл разговор о цветах? – Откуда пришли дети, которые решали, как выглядит первый весенний цветок? – Что сказал мальчик о подснежнике, который собирает в феврале? – Каким себе представил мальчик подснежника, который собирает в марте? – Что ответил мальчик, который собирает подснежники в апреле? – Как вы думаете, кто же из ребят прав? Упражнение 2 Запишите предложения, поставив вместо многоточек сущуствительные в дательном падеже с предлогом к и определить, каким членом предложения они являются. Образец: Мы подъехали на машине к стадиону.
4. Закрепление материала Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке? – Что обозначают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к? – На какие вопросы отвечают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к? – Найдите в предложении обстоятельство, который отвечает на вопрос куда? Ученик идёт к доске. – Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода, употреблённые в дательном падеже с предлогом к?
5. Итог урока – Молодцы, вы сегодня помогли падчерице собрать подснежники. Она вам благодарна. Теперь посчитаем сколько подснежников вы собрали.
6. Выставление оценок 7. Домашнее задание Упражнение 4 Выразительно прочитайте стихотворение, озаглавьте его. Поставьте вопросы к выделенным существительным.