Тема: Обстоятельство-существительное в дательном падеже
Цели: Продолжение знакомства с обстоятельством, выраженное
существительным, ознакомление обстоятельством-
существительным в дательном падеже;
Расширить кругозор учащихся и обогатить словарный состав;
Воспитать у учащихся любовь к окружающей среде, уважение
к друг другу, положительное отношение к предмету и интерес
к изучению языков.
Тип урока: Продолжение знакомства с обстоятельством
Вид урока: Урок-игра
Метод урока: Обучающий, поисковый, словесный
Оборудования: Учебник,интерактивная доска, карточки-подснежники,
корзинки, конверт.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие
Психологический настрой
2. Опрос домашнего задания
Упражнение 2
3. Новая тема
– Ребята, тема сегодняшнего урока «Обстоятельство-существительное в дательном падеже». Целью урока является: во-первых, продолжение знакомства с обстоятельством, выраженной существительным, во-вторых, расширение кругозора и обогащение словарного запаса и в-третьих, воспитать любовь к окружающей среде, положительное отношение к предмету интерес к изучению языков. Сегодня у нас не простой урок, мы проводим урок в виде игры. Наша игра состоит из 5 туров. Прежде чем начать урок, делимся на две команды. Команды «Снежок» и «Подснежник». Вы знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня этой сказки – Падчерица послала вам письмо.
Письмо падчерицы
Здравствуйте, ребята! Наша королева издала указ о том, чтобы сейчас была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Помогите мне собрать подснежники.
–Падчерица отправилась в лес и увидела, как пылает костёр в небольшой поляне. Вокруг сидят двенадцать братьев. Падчерица объяснила им свой визит и братья помогли ей. Наступила весна среди зимы. У нас мало времени, давайте быстрее соберём подснежники. А для того, чтобы собрать подснежники, мы должны ответить на вопросы. Перед командами стоят корзины, а каждая команда соберёт в свою корзину подснежники, выполнив задания. Так обе команды помогут собрать падчерице подснежники.
I этап
Ответьте на вопросы:
– Что такое обстоятельство?
– Дайте определение существительному.
– Сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают?
– Приведите пример обстоятельству.
–Хорошо. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с обстоятельством.
Дети бегут (куда?)к реке.
Лодка плывет (куда?) к берегу.
Дети подбежали (к кому?) к учителю.
– Назовите существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к.
(к реке, к берегу, к учителю)
– А теперь задавайте вопросы.
(куда? к реке; куда? к берегу; к кому? к учителю)
– Правильно! Эти существительные, то есть существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому приближается другой предмет или лицо, отвечает на вопросы куда? к чему? к кому?
Например: Ученик идет (куда?) к доске.
Я подошёл (к кому?) к брату.
Здесь ученик приближается к доске, а я к брату.
Но мы должны различать члены предложения, когда употреблены существительные в дательном падеже с предлогом к.
Если существительные отвечают на вопрос куда? – является обстоятельством, а если отвечают на вопрос к кому? – то является дополнением.
– Существительные каждого рода имеют разные окончания, когда отвечают на вопрос куда?
Куда?
Ж.р. имеют окончания -е, -и: к доске, к яблони.
М. р. и ср. р. имеют окончания -у, -ю: к берегу, к учителю.
нение упражнений
II этап
– Ребята, посмотрите, на полянке подснежники, падчерица должна собрать их, а мы сейчас выполним упражнение намеченное кружном.
-
чтение текста«Первый цветок весны» учителем;
-
чтение текста учащимися;
-
словарная работа:
выглядеть – к?ріну
перепутать – шатыстыру
вмешаться – кірісу
-
беседа по содержанию материала:
-
Где шёл разговор о цветах?
-
Откуда пришли дети, которые решали, как выглядит первый весенний цветок?
-
Что сказал мальчик о подснежнике, который собирает в феврале?
-
Каким себе представил мальчик подснежника, который собирает в марте?
-
Что ответил мальчик, который собирает подснежники в апреле?
-
Как вы думаете, кто же из ребят прав?
III этап
Упражнение 2
Запишите предложения, поставив вместо многоточек сущуствительные в дательном падеже с предлогом к и определить, каким членом предложения они являются.
Образец: Мы подъехали на машине к стадиону.
IV этап
Упражнение 3
Скажите, к чему вы подойдёте, если вам надо :
Образец:
-
отправить письмо – к почте;
–Вы правильно выполнили это упражнение, поэтому получаете подснежники.
V этап
5. Закрепление материала
Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?
-
Что обозначают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к?
-
На какие вопросы отвечают существительные, ктороые употреблены в дательном падеже с предлогомк?
-
Найдите в предложении обстоятельство, который отвечает на вопрос куда?
Ученик идёт к доске.
-
Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода, употреблённые в дательном падеже с предлогом к?
6. Итог урока
– Молодцы, вы сегодня помогли падчерице собрать подснежники. Она вам благодарна. Теперь посчитаем сколько подснежников вы собрали.
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Упражнение 4
Выразительно прочитайте стихтворение, озаглавьте его. Поставьте вопросы к выделённым существительным.