В составе лексики русского языка есть слова, которые понят- I ны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письменной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными.
— Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребп тельными? В чьей речи мы можем услышать такие слова?
(Обсуждение.)
В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотребительные слова используются в речи жителей определённой местности (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представи телей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом).
Иногда необщеупотребительные слова внедряются в обычную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатш раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разно шёрстный — профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.
Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается тольк< в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в гла-голе брезжить.
Общеупотребительные слова иногда могут становиться профессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей), Иногда общеупотребительные слова могут становиться жаргонизмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения.
В первом случае переход произошёл на основе сходства формы (булочное изделие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Общеупотребительные слова»»
Урок 2 7. Общеупотребительные слова
Цели: яать понятие об общеупотребительных и необщеупотре-пительных словах; развивать навыки работы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению истории языка.
Планируемые результаты: умения отличать общеупотреби-1сльные слова от необщеупотребительных, пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации "налитической деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Упр. 105 — чтение и анализ творческих работ.)
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова. Попробуйте объяснить их значение. Речь, вода, лозина, солнце, майна.
Значение каких слов вы легко смогли объяснить? Почему? (Эти слова мы часто слышим и употребляем в своей речи.)
Значение каких слов не удалось определить сразу? (Лозина, майна.)
Как узнать, что означают эти слова? (Посмотреть в толковом словаре.)
- Почему объяснение этих слов вызвало затруднение? (Мы ) не употребляем эти слова в обычной речи, в повседневном об-
щении, их довольно редко можно услышать, поэтому значение этих слов нам незнакомо.)
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи : поставим перед собой? (Узнать новые сведения о лексике рус- I ского языка с точки зрения её употребления.)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя с элементами беседы
В составе лексики русского языка есть слова, которые понят- I ны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письменной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными.
— Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребп тельными? В чьей речи мы можем услышать такие слова?
(Обсуждение.)
В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотребительные слова используются в речи жителей определённой местности (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представи телей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом).
Иногда необщеупотребительные слова внедряются в обычную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатш раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разно шёрстный — профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.
Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается толькбрезжить.
Общеупотребительные слова иногда могут становиться профессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей), Иногда общеупотребительные слова могут становиться жаргонизмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения.
В первом случае переход произошёл на основе сходства формы (булочное изделие баранка, так же как и руль, имеет форм) кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановима на этом чуть позже Важно помнить, что профессиональная лексика входит в состав русского литературного языка, а диалектная и жаргонная н'ксика находится за его пределами.
2. Работа по учебнику
(Упр. 107 - устное выполнение, работа с толковым словарём учебника.)
V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику
— Все мы знаем и любим сказку П. Ершова «Конёк-Горбунок». Помните ли вы такие строки?
Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку...
— И здесь нам встретилось слово бабка. Неужели конька можно было продать за какую-то чёрную бабку? Что бы это значило?
Материал для учителя
Какова история слова бабки в значении «деньги»? По этому пово-iv есть разные мнения. Одни учёные считают, что слово бабки пошло ■ I денежных купюр, на которых была изображена Екатерина II (портрет ни деньгах в просторечии прозвали «бабка»). Если купюр (денег) много, нюни — бабки.
Н «Толковом словаре» В.И. Даля в обширной словарной статье lniiia» находим значение слова бабка: «Несколько составленных хлебных снопов на жниве...; от 10—13 снопов, комлями наружу, а последним щАка накрывается шатром; в новгородских говорах пять снопов яро-
или шесть озимых; в костромских говорах 16 снопов льна, и урожай 'I.H.I считается бабками...» В качестве примера приводится предложение: Ни четверик (семян) уродилось сорок бабок».
Значит, бабки служили для крестьян мерой счёта при сборе урожая н рисчётах между собой. Нередко в крестьянской среде можно было услы-IIII.: «Сколько ты бабок с поля снял?», «Сколько бабок отдал за кобылу?»
Теперь мы можем понять строчки из «Конька-Горбунка»: под «чёр-"11бабкой» Ершов подразумевал снопы ржи, ведь ржаной хлеб мы на-| ишем чёрным.
11о почему же крестьяне называли составленные вместе снопы бабий? Это связано с верованиями древних славян. Бабкой, или бабой, 11 ii.iпали персонаж жатвенного обряда — несколько составленных сно- пов или один сноп, самый последний, который иногда даже обвязывали I платком и наряжали в женскую рубаху.
Была ещё игра в бабки. Бабками называли надкопытные говяжьи I кости. Выигрывал тот, у кого оставалось больше бабок.
В сказке О.М. Сомова «О Никите Вдовиниче» рассказывается о мальчике, которого никто не мог обыграть в бабки. Как-то раз оказался он I ночью на кладбище, и ему пришлось играть в бабки с мертвецами. Он выиграл волшебную чёрную бабку и стал непобедимым, разбогател. Одно условие было ему дано: никогда не ставить чёрную бабку против красной. I Через много лет его сын нарушил это условие, соблазнённый чертёнком, I и в одночасье семья лишилась всего богатства.
Орест Михайлович Сомов — современник Пушкина, поэт, журна лист, переводчик, писатель, не раз обращавшийся к фольклору, — опуб-1 ликовал эту сказку в 1831 г., а «Конёк-Горбунок» увидел свет в 1834 г.Так! что вполне возможна связь «чёрной бабки» с историей Сомова, а значит, | конечно, и с фольклором.
Как видите, однозначного решения нашей задачи мы найти не смог-1 ЛИ,зато узнали много интересного.
(Можно заранее дать индивидуальное задание выяснить разные значения слова бабка (лучше двум-трём ученикам) или! (в сильном классе) поручить сделать это небольшой группе прямо на уроке.)
VI. Подведение итогов урока
- В чём отличие общеупотребительных слов от необщеупо
требительных?
- Могут ли общеупотребительные слова становиться необ щеупотребительными и наоборот?
Домашнее задание
1- Учебник: § 22.
Рабочая тетрадь: задание 16.
Найти в любой газетной или журнальной заметке, статье общеупотребительные и необщеупотребительные слон;: выяснить значение необщеупотребительных слов с помо щью толкового словаря.