kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Образование слов при помощи суффиксов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Енбекшиказахский район

 с.Шелек Сш им Т.Кенжебаева учитель русского языка и литературы

АмирдиноваАлянурМаруповна

КСП урока  русского языка в 6 классе 

Тема:  Образование слов при помощи суффиксов

Цели:

-формирование представлений о суффиксальном способе образования существительныхв русском языке

- развивать навык выделять суффикс графически;формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического  мышления посредством выполнения лингвистических задач.

-прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесный, наглядный, частично- поисковый

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры

Этапы урока

Учитель

Ученик

Модули

1.Оргмомент Психологический настрой ( слайд №1)

Деление на группы

Актуализация

II. Проверка знаний учащихся

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

III. Формирование новых знаний и способов действия

IV.Закрепление

2.Работа с учебником

3.Физминутка

Работа с постерами

Задание спикерам

групп

V.Подведение итогов урока

VI. Оценивание

VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия

«Древо знаний»

Наш весёлый школьный звонок

Пригласил всех нас на урок!

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой всем улыбнитесь

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас.

( Приставка, суффикс, основа, окончание)

Учитель раздаёт оценочные листы

Ученик, активность проявляй!

За правильный ответ

 Жетончик получай!

 В конце урока он пригодится:

Чем больше, тем лучше

Не надо лениться!

Как называется главная часть слова?

 Как называется часть слова, которая стоит

после корня? Как называется изменяемая часть основы?

 Как называется часть слова, которая стоит

 перед корнем ?

Взаимопроверка выполнения письменного упражнения  11на  стр 73

Чтение наизусть стих-я о приставке

Суффикс перед окончаньем

После корня встать готов.

Занят он образованьем

Самых разных новых слов

Каждая группа получает карточку с заданием. Закончи предложение

  1. Суффикс – это_______________
  2. Суффикс стоит ______________
  3. Суффикс служит ____________

Выписать выделенные слова, определить суффикс:

 

                    Суффиксы

 

 

-тель-ик              -енок

-ник              -очк-           -онок

-ист-ечк-             -щик

-к                 - чик              - ок

 

после     Д    Т    З   С   Ж

 

 

-чик         

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком

Это суффикс

 

Придумайте и запишите существительные с суффиксами

 

 

 

Папин секрет

 

Мне бабушка открыла

 вчера большой секрет,

Что папе тоже было

Когда-то восемь лет

 

Он как и все мальчишки,

порой озорничал

И прыгал, как, мартышка,

И двойки получал.

 

Ленился на зарядке,

Лицо не умывал

И чёртиков в тетрадке

Частенько рисовал.

 

Я папиным секретом

Ужасно удивлён,

Ведь именно за это

Меня ругает он.

 

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

      Например:           Столик    -   гвоздик

 

1 гр. Диванчик    -                      сынок-

2гр.  учитель-маленький  -                         

3 гр. осенний –                           медвежонок    

4гр. котище -                            доброта-                                                    

 

 

Найди слова, в которых есть суффикс.  Выдели их.

Вода, водный, выходной, лесник, пришёл, подберёзовик, снежки, снега, заморозки.

 

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс

  1. Сладенький, вкусненький,  тортик.
  2. Бежала, смотрели, писала.
  3. Пленник, мостик, странник.
  4. Каменщик, бурильщик, учитель.

Впиши суффиксы.

Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

Игра «Яблочко». Дети передают друг другу яблочко, называя при этом любое существительное с суффиксом. Выбывают по одному, пока не останется победитель

От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -

Пирог - …

Петух - …

Друг - …

Луг - …

Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.

1.Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка

Дорожка в саду - …

Воротник из меха - …

Варенье из вишни - …

    - Проверяем задания.

 

Определите, от каких слов и при помощи чего образованы

данные слова

Подоконник, подснежник, подсолнечник, поездка, разведка, покупка, записка

после     Д    Т    З   С   Ж

 

 

                      -чик

 

-чик- доклад, рассказ, перевод, водопровод

- щик  – камень, бетон, барабан

-тель - читать, писать, строить, изобретать

-ист – танк, трактор, журнал, футбол, горн

- ник – лес, двор, защита, физкультура

 

 

 

 

Дети составляют кластеры с суффиксами:

 

-онок,           - очк,                 - ик

 

 

 

Задание спикерам групп

Кто где живёт? Образуйте новые слова при помощи суффиксов ( ник, юшн)

У лошади –

У коровы-

у свиньи-

у курочки-

 

 

 

 

 

 

 

 Обобщение и систематизация знаний.

- Что такое суффикс?

- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?

2.- Какой способ словообразования называется суффиксальным?

3.- Чему научились сегодня  на уроке? Что повторили?

ЧАСТИ СЛОВА

Как хорошо их в слове знать, 
Как хорошо их узнавать, 
А также правильно писать, 
Как будто семечки щелкать.

Сначала находим окончание, 
Но это не конец всем стараниям. 
А потом отыщем корень: 
Мы и здесь не знаем горя.

Без труда приставка объявится, 
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!

Он за корнем только становится 
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.

И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично

Просмотр содержимого документа
«: Образование слов при помощи суффиксов»

Алматинская область

Енбекшиказахский район

с.Шелек Сш им Т.Кенжебаева учитель русского языка и литературы

Амирдинова Алянур Маруповна

КСП урока русского языка в 6 классе

Тема: Образование слов при помощи суффиксов

Цели:

-формирование представлений о суффиксальном способе образования существительных в русском языке

- развивать навык выделять суффикс графически; формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического мышления посредством выполнения лингвистических задач.

- прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесный, наглядный, частично- поисковый

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры


Этапы урока

Учитель

Ученик

Модули

1.Оргмомент Психологический настрой ( слайд №1)





Деление на группы

Актуализация













II. Проверка знаний учащихся





Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний















III. Формирование новых знаний и способов действия



















IV.Закрепление





































































2.Работа с учебником


















3.Физминутка





Работа с постерами



Задание спикерам

групп











V.Подведение итогов урока































VI. Оценивание





VII. Домашнее задание









VIII. Рефлексия

«Древо знаний»

































































Наш весёлый школьный звонок

Пригласил всех нас на урок!

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой всем улыбнитесь

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас.

( Приставка, суффикс, основа, окончание)



Учитель раздаёт оценочные листы


Ученик, активность проявляй!

За правильный ответ

Жетончик получай!

В конце урока он пригодится:

Чем больше, тем лучше

Не надо лениться!



Как называется главная часть слова?

Как называется часть слова, которая стоит

после корня? Как называется изменяемая часть основы?

Как называется часть слова, которая стоит

перед корнем ?





Взаимопроверка выполнения письменного упражнения 11на стр 73

Чтение наизусть стих-я о приставке



Суффикс перед окончаньем

После корня встать готов.

Занят он образованьем

Самых разных новых слов

Каждая группа получает карточку с заданием. Закончи предложение

  1. Суффикс – это_______________

  2. Суффикс стоит ______________

  3. Суффикс служит ____________

Выписать выделенные слова, определить суффикс:



Суффиксы



-тель -ик -енок

-ник -очк- -онок

-ист -ечк- -щик

-к - чик - ок





после Д Т З С Ж



-чик

Перед окончанием

Его я , если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком

Это суффикс



Придумайте и запишите существительные с суффиксами







Папин секрет



Мне бабушка открыла

вчера большой секрет,

Что папе тоже было

Когда-то восемь лет



Он как и все мальчишки,

порой озорничал

И прыгал , как, мартышка ,

И двойки получал.



Ленился на зарядке,

Лицо не умывал

И чёртиков в тетрадке

Частенько рисовал.



Я папиным секретом

Ужасно удивлён,

Ведь именно за это

Меня ругает он.



Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Например: Столик - гвоздик

1 гр. Диванчик - сынок-

2гр. учитель- маленький -

3 гр. осенний – медвежонок

4гр. котище - доброта-



Найди слова, в которых есть суффикс. Выдели их.

Вода, водный, выходной, лесник, пришёл, подберёзовик, снежки, снега, заморозки.



Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.

  2. Бежала, смотрели, писала.

  3. Пленник, мостик, странник.

  4. Каменщик, бурильщик, учитель.

Впиши суффиксы.

Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

Игра «Яблочко». Дети передают друг другу яблочко, называя при этом любое существительное с суффиксом. Выбывают по одному, пока не останется победитель







От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -

Пирог - …

Петух - …

Друг - …

Луг - …

Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.

  1. Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка

Дорожка в саду - …

Воротник из меха - …

Варенье из вишни - …

    - Проверяем задания.



Определите, от каких слов и при помощи чего образованы

данные слова

Подоконник, подснежник, подсолнечник, поездка, разведка, покупка, записка




после Д Т З С Ж

-чик



-чик- доклад, рассказ, перевод, водопровод

- щик – камень, бетон, барабан

-тель - читать, писать, строить, изобретать

--ист – танк, трактор, журнал, футбол, горн

- ник – лес, двор, защита, физкультура









Дети составляют кластеры с суффиксами:



-онок, - очк, - ик







Задание спикерам групп

Кто где живёт? Образуйте новые слова при помощи суффиксов ( ник, юшн)

У лошади –

У коровы-

у свиньи-

у курочки-

















Обобщение и систематизация знаний.

- Что такое суффикс?

- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?

  1. - Какой способ словообразования называется суффиксальным?

  2. - Чему научились сегодня  на уроке? Что повторили?

ЧАСТИ СЛОВА

Как хорошо их в слове знать, 
Как хорошо их узнавать, 
А также правильно писать, 
Как будто семечки щелкать.

Сначала находим окончание, 
Но это не конец всем стараниям. 
А потом отыщем корень: 
Мы и здесь не знаем горя.

Без труда приставка объявится, 
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!

Он за корнем только становится 
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.

И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично

Спикеры групп оценивают работу своей группы



         


 Упражнение 12 стр 83 Выучить правила

                                   



Напишите как можно больше слов с приставками и

суффиксами

Дети составляют слова применимое к дереву и прикрепляют их ( листочки, веточки, стебелёк, яблочко, корешок, корнище, цветочки













Дети хлопают друг другу в ладошки



Дети выбирают разноцветные жетончики





Делятся на группы, выбирают спикеров, тайм-пикеров




Дают характеристики морфемам

Читают стихи про морфемы



Работают в группах



Работают в группах


















Работают в тетрадях





Делают самостоятельные выводы






Составляют новые слова






































Выполняют танцевальные движения




Выполняют упражнение в тетрадях





Собирают части слова




Подводят итог урока



















Прикрепляют картинки


Лепят слова на дерево



Диалоговое обуче

ние











Диалоговое обуче

ние









Диалоговое обучение






Управление и лидерство













Критическое мышле

ние













Диалоговое обуче

ние

Критическое мыш

ление











Диалоговое обуче

ние





Критическое мыш

ление






Критическое мыш

ление











Критическое мыш

ление










Критическое мыш

ление








Критическое мыш

ление










Критическое мыш

ление





Критическое мыш

ление

Критическое мыш

ление







Критическое мыш

ление
















Диалоговое обуче

ние







































ОДО и ОО (оцени

вание для обучения и оценивание обуче

ния)












































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
: Образование слов при помощи суффиксов

Автор: Амирдинова Алянур Маруповна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока " Образование слов при помощи суффиксов" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "167957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423153630"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Образование слов при помощи суффиксов "
    ["seo_title"] => string(41) "obrazovaniie-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "219207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434045180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Образование слов при помощи суффиксов6 ? класс"
    ["seo_title"] => string(43) "obrazovaniieslovpripomoshchisuffiksov6klass"
    ["file_id"] => string(6) "323546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461935434"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Образование слов при помощи суффиксов" "
    ["seo_title"] => string(43) "obrazovaniie-slov-pri-pomoshchi-suffiksov-1"
    ["file_id"] => string(6) "246318"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446349696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Образование слов при помощи суффиксов" открытый урок"
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniieslovpripomoshchisuffiksovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "292392"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455274280"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства