Енбекшиказахский район
с.Шелек Сш им Т.Кенжебаева учитель русского языка и литературы
АмирдиноваАлянурМаруповна
КСП урока русского языка в 6 классе
Тема: Образование слов при помощи суффиксов
Цели:
-формирование представлений о суффиксальном способе образования существительныхв русском языке
- развивать навык выделять суффикс графически;формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического мышления посредством выполнения лингвистических задач.
-прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесный, наглядный, частично- поисковый
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры
Этапы урока
Учитель
Ученик
Модули
1.Оргмомент Психологический настрой ( слайд №1)
Деление на группы
Актуализация
II. Проверка знаний учащихся
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
III. Формирование новых знаний и способов действия
IV.Закрепление
2.Работа с учебником
3.Физминутка
Работа с постерами
Задание спикерам
групп
V.Подведение итогов урока
VI. Оценивание
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия
«Древо знаний»
Наш весёлый школьный звонок
Пригласил всех нас на урок!
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй улыбкой всем улыбнитесь
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас.
( Приставка, суффикс, основа, окончание)
Учитель раздаёт оценочные листы
Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
Жетончик получай!
В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше
Не надо лениться!
Как называется главная часть слова?
Как называется часть слова, которая стоит
после корня? Как называется изменяемая часть основы?
Как называется часть слова, которая стоит
перед корнем ?
Взаимопроверка выполнения письменного упражнения 11на стр 73
Чтение наизусть стих-я о приставке
Суффикс перед окончаньем
После корня встать готов.
Занят он образованьем
Самых разных новых слов
Каждая группа получает карточку с заданием. Закончи предложение
- Суффикс – это_______________
- Суффикс стоит ______________
- Суффикс служит ____________
Выписать выделенные слова, определить суффикс:
Суффиксы
-тель-ик -енок
-ник -очк- -онок
-ист-ечк- -щик
-к - чик - ок
после Д Т З С Ж
-чик
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Это суффикс
Придумайте и запишите существительные с суффиксами
Папин секрет
Мне бабушка открыла
вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет
Он как и все мальчишки,
порой озорничал
И прыгал, как, мартышка,
И двойки получал.
Ленился на зарядке,
Лицо не умывал
И чёртиков в тетрадке
Частенько рисовал.
Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Например: Столик - гвоздик
1 гр. Диванчик - сынок-
2гр. учитель-маленький -
3 гр. осенний – медвежонок
4гр. котище - доброта-
Найди слова, в которых есть суффикс. Выдели их.
Вода, водный, выходной, лесник, пришёл, подберёзовик, снежки, снега, заморозки.
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс
- Сладенький, вкусненький, тортик.
- Бежала, смотрели, писала.
- Пленник, мостик, странник.
- Каменщик, бурильщик, учитель.
Впиши суффиксы.
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
Игра «Яблочко». Дети передают друг другу яблочко, называя при этом любое существительное с суффиксом. Выбывают по одному, пока не останется победитель
От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -
Пирог - …
Петух - …
Друг - …
Луг - …
Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
1.Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду - …
Воротник из меха - …
Варенье из вишни - …
- Проверяем задания.
Определите, от каких слов и при помощи чего образованы
данные слова
Подоконник, подснежник, подсолнечник, поездка, разведка, покупка, записка
после Д Т З С Ж
-чик
-чик- доклад, рассказ, перевод, водопровод
- щик – камень, бетон, барабан
-тель - читать, писать, строить, изобретать
-ист – танк, трактор, журнал, футбол, горн
- ник – лес, двор, защита, физкультура
Дети составляют кластеры с суффиксами:
-онок, - очк, - ик
Задание спикерам групп
Кто где живёт? Образуйте новые слова при помощи суффиксов ( ник, юшн)
У лошади –
У коровы-
у свиньи-
у курочки-
Обобщение и систематизация знаний.
- Что такое суффикс?
- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
2.- Какой способ словообразования называется суффиксальным?
3.- Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?
ЧАСТИ СЛОВА
Как хорошо их в слове знать,
Как хорошо их узнавать,
А также правильно писать,
Как будто семечки щелкать.
Сначала находим окончание,
Но это не конец всем стараниям.
А потом отыщем корень:
Мы и здесь не знаем горя.
Без труда приставка объявится,
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!
Он за корнем только становится
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.
И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично