kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Образование слов при помощи суффиксов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КСП урока  русского языка в 6 классе                           Дата:  20.11.2014 г
Тема:   Образование слов при помощи суффиксов 
Цели:
-формирование представлений о суффиксальном способе образования существительных в русском языке
- развивать навык выделять суффикс графически; формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического  мышления посредством выполнения лингвистических задач. 
- прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесный, наглядный, частично- поисковый
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры

Этапы урока               Учитель    Ученик    Модули
1.Оргмомент Психологический настрой ( слайд №1)

 

 

 

Деление на группы

Актуализация

 

II. Проверка знаний учащихся

Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний

 

 

 

III. Формирование новых знаний и способов действия

 

 

 

 

 

IV.Закрепление
1.Работа с кластером

Работа с постерами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.Работа с учебником

 

 

 


3.Физминутка

 


Работа с постерами

 


4.Задание спикерам 
групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


V.Подведение итогов урока
VI. Оценивание 


VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия
«Древо знаний»

 

 

 

 

    
Наш весёлый школьный звонок
Пригласил всех нас на урок!
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй улыбкой всем улыбнитесь
Много сегодня работы у нас, 
И всем я желаю успехов сейчас.
Раздаёт оценочные листы
Учитель:
Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
 Жетончик получай!
 В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше
Не надо лениться!
Дети выбирают разноцветные жетончики 
( приставка, суффикс, основа, окончание)


Как называется главная часть слова?
  Как называется часть слова, которая стоит 
после корня? суффикс Как называется изменяемая часть основы?
 Как называется часть слова, которая стоит
 перед корнем ? 

 

Взаимопроверка выполнения письменного упражнения  11на  стр 73
Чтение наизусть стих-я о приставке


Суффикс перед окончаньем
После корня встать готов.
Занят он образованьем
Самых разных новых слов

Каждая группа получает карточку с заданием. Закончи предложение
1.    Суффикс – это_______________
2.    Суффикс стоит ______________
3.    Суффикс служит ____________
Выписать выделенные слова, определить суффикс:

Папин секрет

Мне бабушка открыла
 вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет

Он как и все мальчишки, 
порой озорничал
И прыгал , как, мартышка , 
И двойки получал.

Ленился на зарядке,
Лицо не умывал
И чёртиков в тетрадке
Частенько рисовал.

Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.

Суффиксы
-тель             -ик          -енок
-ник              -очк-       - -онок
-ист             -ечк-       - -щик            
-к                 - чик         -  ок
          

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик    -    гвоздик                сынок- 
Диванчик      -                           учитель-
маленький  -                             осенний – 
медвежонок -                       стульчик-
котище-                               доброта-

Найди слова, в которых есть суффикс.  Выдели их.
Вода, водный, выходной, лесник, пришёл, подберёзовик, снежки, снега, заморозки.

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс
1.    Сладенький, вкусненький,  тортик.
2.    Бежала, смотрели, писала.
3.    Пленник, мостик, странник.
4.    Каменщик, бурильщик, учитель.
1.    Вариант № 1. Впиши суффиксы.
2.    Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.

 


3.    Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -
Пирог - …
Петух - …
Друг - …
Луг - …
4.    Вариант № 3 . Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
5.    Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду - …
Воротник из меха - …
Варенье из вишни - …
    - Проверяем задания.

Определите, от каких слов и при помощи чего образованы 
данные слова
Подоконник, подснежник, подсолнечник, поездка, разведка, покупка, записка

 


 после     Д    Т    З   С   Ж

                        
                      -чик

-чик- доклад, рассказ, перевод, водопровод
- щик  – камень, бетон, барабан
-тель - читать, писать, строить, изобретать
--ист – танк, трактор, журнал, футбол, горн
- ник – лес, двор, защита, физкультура

Задание спикерам групп
Кто где живёт? Образуйте новые слова при помощи суффиксов ( ник, юшн)
У лошади –
У коровы- 
у свиньи-
у курочки-

 

 

 

 

 

6. Обобщение и систематизация знаний.
- Что такое суффикс?
- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
6.    - Какой способ словообразования называется суффиксальным?
7.    - Чему научились сегодня  на уроке? Что повторили?


 
 

 

         

 
                                      


Инсерт

1)Суффикс – это часть слова 2)Суффикс служит для образования новых слов 3) Суффикс стоит после корня 4) Суффикс имеет значение 5)Понимаю, что такое суффикс 6)Умею находить суффиксы в словах 7)Знаю как называется способ образования слов при помощи суффикса

 

 

 


Напишите как можно больше слов с приставками и суффиксами

 

               


Спикеры групп оценивают работу своей группы

                          
   

 

 

 

 

 

ЧАСТИ СЛОВА
Как хорошо их в слове знать, 
Как хорошо их узнавать, 
А также правильно писать, 
Как будто семечки щелкать.
Сначала находим окончание, 
Но это не конец всем стараниям. 
А потом отыщем корень: 
Мы и здесь не знаем горя.
Без труда приставка объявится, 
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!
Он за корнем только становится 
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.
И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично

 

 

 

 


Спиши текст. 2. Впиши приставки. 3. Выдели приставки. Слайд 
 Вася шёл в школу. Сначала он..шел из дома. Потом..шёл прямо. …шёл по большой луже....шёл дорогу...шёл в магазин купить булочку. Наконец, Вася …шёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Как ты долго шёл!»
Проверь себя . Слайд 
Вася шёл в школу. Сначала он вышел из дома. Потом пошёл прямо. Прошёл по большой луже. Перешёл дорогу. Зашёл в магазин. Наконец, Вася пришёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Кк ты долго шёл!»

 

 

 

 

 

 

 

!
    
Дети  хлопают друг другу в ладошки

 

 

 


Делятся на группы, выбирают спикеров, тайм-пикеров
Дают характеристики морфемам

 

Работают в группах


Работают в группах

 

 

 

 

 

 

 

 


Работают в тетрадях

 


Делают самостоятельные выводы

 

 

Составляют новые слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Выполняют танцевальные движения

Выполняют упражнение в тетрадях

 


Собирают части слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводят итог урока

 

 

Прикрепляют картинки

 

 

 

 

 

 

 

    
Диалоговое обуче
ние

 

 

Диалоговое обуче
ние

 


Диалоговое обуче
ние

 

Управление и ли-
дерство

 

 


Критическое мыш
ление

 

 


Диалоговое обуче
ние
Критическое мыш
ление

 

 

 

 


 Диалоговое обуче
ние

 


Критическое мыш
ление

 

 

Критическое мыш
ление

 

 

 

 


Критическое мыш
ление

 

 

 

 

Критическое мыш
ление

 

 

 

Критическое мыш
ление

 

 

 

 

Критическое мыш
ление

 


Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление

 

 


Критическое мыш
ление

 

 

 

 

 

 

 

Диалоговое обуче
ние


ОДО и ОО (оцени
вание для обучения и оценивание обуче
ния)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Образование слов при помощи суффиксов" »



КСП урока русского языка в 6 классе Дата:15.11.2014 г

Тема: Приставка и суффикс как способ образования слов

Цели:

-формирование представлений об  основных способах образования существительных в русском языке (приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном )

- формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического мышления посредством выполнения лингвистических задач.

- создание условий для командной и личностной самореализации

Тип урока: формирование новых знаний

Методы урока: словесный, наглядный, частично- поисковый

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры



Этапы урока

Учитель

Ученик

Модули

1.Оргмомент Психологический настрой ( слайд №1)



























Деление на группы



II Актуализация



















































III. Формирование новых знаний и способов действия























IV.Закрепление

1.Работа с кластером









































































2.Работа с учебником









3.Физминутка





Работа с постерами





4.Задание спикерам

групп















5.Тест

































V.Подведение итогов урока

VI. Оценивание





VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия

«Древо знаний»





















Повернитесь все друг к другу, 
И пожмите руки другу. 
Руки вверх все поднимите, 
И вверху пошевелите. 
Крикнем весело: "Ура!" 
Игры начинать пора! 
Вы друг другу помогайте, 
На вопросы отвечайте: 
«Только ДА, и только НЕТ!»- 
Дружно дайте мне ответ. 
Если НЕТ вы говорите, 
То ногами постучите, 
Если говорите ДА, 
В ладоши хлопайте тогда. 
Для начала мы соберем БОЛЬШОЙ рюкзак,

который пригодится в школе. 

На дно кладем кулек конфет? (ДА) 
А милицейский пистолет? (НЕТ) 
Туда положим винегрет? (НЕТ) 
А может быть, улыбок свет? (ДА) 
Положим спелый апельсин? (ДА) 
А продуктовый магазин? (НЕТ) 
Цветов корзину для друзей? (ДА) 
Салат положим в сумку? (НЕТ) 
Кладем улыбку и успех? (ДА) 
Задорный детский звонкий смех? (ДА) 

- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!



Наш девиз: Хочу всё знать!!! (Слайд №2)

Раздаёт оценочные листы

Сегодня мы с вами будем исследователями и отправимся в путешествие по океану Знаний. В страну ... А в какую страну, послушайте(слайд №3)

Привет друзья! Примите приглашение!

В нашей стране мы ждем вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн,

Морфемы тут живут и здесь, и там.

  1. Наше путешествие будет проходить мимо островов, некоторые из них вам уже известны. Первый остров на нашем пути – это остров «Корень». Расскажите о нем. Продолжите правило; Корень – это ..... Чтобы отправиться дальше, вам необходимо выполнить задание на этом острове.( слайд №4)







1) Найдите лишнее слово в каждой группе слов.

Обоснуйте свой выбор.

Горевать             вода          столик пахать                      

Сгореть          водитель  столетие           пахучий                     

Гореть               водный           столовое пахнет                   

Обгореть         водянка             застолье запах                       

4. Я уже вижу следующий остров – остров «Окончание». Расскажите, что вы знаете об этом острове? Продолжите правило: Окончание – это .....

   На этом острове вам необходимо выполнить очередное задание.



2) Выделите корень и окончание в словах.

Лес, леса, лесной                                      Степь, степной, в степи

Луга, луг, на лугу                                     Море, моряк, морской.


 

1) Теперь мы можем отправиться к следующим островам. Но эти острова вам малоизвестны и вы не знаете, что ждет вас в них.







Рассмотрите формулы, показывающие как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов.

значками

ПРИСТАВКА + КОРЕНЬ = слово ВЫ + ХОД = выход

( приставочный способ)

КОРЕНЬ + СУФФИКС = слово ШКОЛА + НИК = школьник (суффиксальный )

ПРИСТАВКА + КОРЕНЬ + СУФФИКС = слово ПРИ + ШКОЛА + Н = слово ПРИШКОЛЬНЫЙ (приставочно- суффиксальный способ образования слов).

1. Рассмотрите кластеры образовательных приставок и суффиксов, составьте с ними слова на островах «Приставка» и «Суффикс»:

1. 

                                      у         при           под            про      

                               вы                                                            по

лететь

                               в        за                                               от

                                                  на                 с       до

 

 







                                             

2.

двор лес

                              защита                            физкультура

                 ворот                      ник            угол

                         курица                                                  песок

                                                 учёба корова



3.

дом

сад дождь

двор ИК нос

куст хвост

ёж













4.

писать

читать учить

водить тель воспитать

покупать руководить

строить





2.Упр3 в стр 69


Определите, от каких слов и при помощи чего образованы

данные слова

Подоконник, подснежник, подсолнечник, поездка, разведка,

покупка, записка



Показывает ролик





Напишите как можно больше слов с приставками и суффиксами







4.   «Одним  словом»                                





   Тот,  кто  водит машину  (машинист,водитель)

   Тот,кто  ходит  на  лыжах  (лыжник)            

Тот,кто  переводит  с  одного  языка  на  другой

   Тот,кто играет  на  гитаре  (гитарист)       

   Тот,  кто лечит глаза (окулист)

    Тот,кто  посуду  моет  (посудомойщик)      

Тот,кто  всегда  побеждает  (победитель)

    Тот,  кто  играет  в  футбол  (футболист)  

   Тот,кто  всегда  шутит    (шутник)

     Тот,кто  всегда  мечтает   (мечтатель)       






«Проверь  себя»   

  • 1.Найдите  однокоренное  слово  к  слову  «мечта»

  •  

  • А)  мечты    в)  мечтой    с)  мечтатель

  •  

  • 2. Сколько  значимых  частей  в  слове?

  •  

  • А) 2   В) 5    с)  3

  •  

  • 3. Как  называется  изменяемая часть слова ?

  •  

  • А)  окончание   в) основа   С)  корень

  •  

  • 4.  Укажите  суффикс  в  слове  «местечко»

  •  

  • А)  ечк   в)  к   с) ко

  •  

  • 5.  Определите  форму  слова  «гора»

  •  

  • А) горка     в)  горой   с)  горный

  •  

  • 6.  Укажите  приставку  в  слове  «постройка»

  •  

  • А)  -к-  В) -по-  С)  -пос-



Ответы: 1. С 2. В 3. А 4. А 5. В 6. В



              

Диаграмма Венна





Спикеры групп оценивают работу своей группы



                         

                          

        Упражнение 5 стр 70


Ребята, во время нашего урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.

Если оно для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если общение ничего нового не принесло – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – желтый лист



Отвечает на вопросы «Да» и «Нет»
















Делятся на группы, выбирают спикеров, тайм- пикеров







Дают характеристики морфемам







Работают в группах






Работают в группах







Работают в тетрадях





Делают самостоятельные выводы






Составляют новые слова








































Выполняют упражнение в тетрадях



Выполняют танцевальные движения



Собирают части слова







Решают тестовые задания
















Подводят итог урока






Прикрепляют картинки


















Диалоговое обучение









Диалоговое обучение







Управление и лидерство







Критическое мышление







Диалоговое обучение

Критическое мышление











Диалоговое обучение





Критическое мышление






Критическое мышление











Критическое мышление










Критическое мышление








Критическое мышление










Критическое мышление





Критическое мышление

Критическое мышление







Критическое мышление
















Диалоговое обучение



ОДО и ОО (оценивание для обучения и оценивание обучения)






































\























Луга, на лугу, луг

                                    

Лес, леса, лесной  





                                   









Степь, степной,

в степи



Море , морской, моряк

при           под           

у        про

вы                                                            по

лететь

в                                                     от

на                 до

за  с      

















дом

сад дождь



двор ИК нос

куст хвост



ёж















писать

читать учить



водить тель воспитать

покупать руководить



строить





вода водитель водный     водянка       

горевать сгореть гореть   обгореть  







столик пахать столетие  пахнет столовое пахучий

застолье   запах                           

   лес двор

защита                            физкультура

ворот                     ник   угол           

курица                                                  песок



учёба корова



  • Тест



  • 1.Найдите  однокоренное  слово  к  слову  «мечта»

  •  

  • А)  мечты    в)  мечтой    с)  мечтатель

  •  

  • 2. Сколько  значимых  частей  в  слове?

  •  

  • А) 2   В) 5    с)  3

  •  

  • 3. Как  называется  изменяемая часть слова ?

  •  

  • А)  окончание   в) основа   С)  корень

  •  

  • 4.  Укажите  суффикс  в  слове  «местечко»

  •  

  • А)  ечк   в)  к   с) ко

  •  

  • 5.  Определите  форму  слова  «гора»

  •  

  • А) горка     в)  горой   с)  горный

  •  

  • 6.  Укажите  приставку  в  слове  «постройка»

  •  

  • А)  -к-  В) -по-  С)  -пос-



Ф.И.О. учащегося

Оценки

Итоговая оценка

1




2.




3.




4.




5.




6.




7.






























Дополнительные упражнения

2. От данных слов при помощи суффиксов и приставок образуйте новые слова :

- чик: доклад, рассказ, перевод, водопровод.

- щик: камень, бетон, барабан, экскаватор

шёл: -у, -до, -за, -вы, -пере, -во, -со.

- ист: танк, трактор, журнал, футбол.





















-УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА;

- УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ;

- НЕ ПЕРЕБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА;

- РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ;

- СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА КОМАНДЫ
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока " Образование слов при помощи суффиксов"

Автор: Амирдинова Алянур Маруповна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-odnokoriennykh-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "277106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452844552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока в 6 классе Образование слов при помощи суффиксов "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-v-6-klassie-obrazovaniie-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "150089"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420394686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка на тему "Суффикс" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "142218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418235410"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Образование слов с помощью приставки и суффикса""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_obrazovanie_slov_s_pomoshchiu_pristavk"
    ["file_id"] => string(6) "513049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559410649"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства