КСП урока русского языка в 6 классе Дата: 20.11.2014 г
Тема: Образование слов при помощи суффиксов
Цели:
-формирование представлений о суффиксальном способе образования существительных в русском языке
- развивать навык выделять суффикс графически; формирование умений работать в группах; развитие связной речи; развитие критического мышления посредством выполнения лингвистических задач.
- прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесный, наглядный, частично- поисковый
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные таблицы, картинки, оценочный лист, постеры
Этапы урока Учитель Ученик Модули
1.Оргмомент Психологический настрой ( слайд №1)
Деление на группы
Актуализация
II. Проверка знаний учащихся
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
III. Формирование новых знаний и способов действия
IV.Закрепление
1.Работа с кластером
Работа с постерами
2.Работа с учебником
3.Физминутка
Работа с постерами
4.Задание спикерам
групп
V.Подведение итогов урока
VI. Оценивание
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия
«Древо знаний»
Наш весёлый школьный звонок
Пригласил всех нас на урок!
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй улыбкой всем улыбнитесь
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас.
Раздаёт оценочные листы
Учитель:
Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
Жетончик получай!
В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше
Не надо лениться!
Дети выбирают разноцветные жетончики
( приставка, суффикс, основа, окончание)
Как называется главная часть слова?
Как называется часть слова, которая стоит
после корня? суффикс Как называется изменяемая часть основы?
Как называется часть слова, которая стоит
перед корнем ?
Взаимопроверка выполнения письменного упражнения 11на стр 73
Чтение наизусть стих-я о приставке
Суффикс перед окончаньем
После корня встать готов.
Занят он образованьем
Самых разных новых слов
Каждая группа получает карточку с заданием. Закончи предложение
1. Суффикс – это_______________
2. Суффикс стоит ______________
3. Суффикс служит ____________
Выписать выделенные слова, определить суффикс:
Папин секрет
Мне бабушка открыла
вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет
Он как и все мальчишки,
порой озорничал
И прыгал , как, мартышка ,
И двойки получал.
Ленился на зарядке,
Лицо не умывал
И чёртиков в тетрадке
Частенько рисовал.
Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.
Суффиксы
-тель -ик -енок
-ник -очк- - -онок
-ист -ечк- - -щик
-к - чик - ок
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик - гвоздик сынок-
Диванчик - учитель-
маленький - осенний –
медвежонок - стульчик-
котище- доброта-
Найди слова, в которых есть суффикс. Выдели их.
Вода, водный, выходной, лесник, пришёл, подберёзовик, снежки, снега, заморозки.
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс
1. Сладенький, вкусненький, тортик.
2. Бежала, смотрели, писала.
3. Пленник, мостик, странник.
4. Каменщик, бурильщик, учитель.
1. Вариант № 1. Впиши суффиксы.
2. Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
3. Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса - ок -
Пирог - …
Петух - …
Друг - …
Луг - …
4. Вариант № 3 . Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
5. Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду - …
Воротник из меха - …
Варенье из вишни - …
- Проверяем задания.
Определите, от каких слов и при помощи чего образованы
данные слова
Подоконник, подснежник, подсолнечник, поездка, разведка, покупка, записка
после Д Т З С Ж
-чик
-чик- доклад, рассказ, перевод, водопровод
- щик – камень, бетон, барабан
-тель - читать, писать, строить, изобретать
--ист – танк, трактор, журнал, футбол, горн
- ник – лес, двор, защита, физкультура
Задание спикерам групп
Кто где живёт? Образуйте новые слова при помощи суффиксов ( ник, юшн)
У лошади –
У коровы-
у свиньи-
у курочки-
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Что такое суффикс?
- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
6. - Какой способ словообразования называется суффиксальным?
7. - Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?
Инсерт
1)Суффикс – это часть слова 2)Суффикс служит для образования новых слов 3) Суффикс стоит после корня 4) Суффикс имеет значение 5)Понимаю, что такое суффикс 6)Умею находить суффиксы в словах 7)Знаю как называется способ образования слов при помощи суффикса
Напишите как можно больше слов с приставками и суффиксами
Спикеры групп оценивают работу своей группы
ЧАСТИ СЛОВА
Как хорошо их в слове знать,
Как хорошо их узнавать,
А также правильно писать,
Как будто семечки щелкать.
Сначала находим окончание,
Но это не конец всем стараниям.
А потом отыщем корень:
Мы и здесь не знаем горя.
Без труда приставка объявится,
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!
Он за корнем только становится
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.
И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично
Спиши текст. 2. Впиши приставки. 3. Выдели приставки. Слайд
Вася шёл в школу. Сначала он..шел из дома. Потом..шёл прямо. …шёл по большой луже....шёл дорогу...шёл в магазин купить булочку. Наконец, Вася …шёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Как ты долго шёл!»
Проверь себя . Слайд
Вася шёл в школу. Сначала он вышел из дома. Потом пошёл прямо. Прошёл по большой луже. Перешёл дорогу. Зашёл в магазин. Наконец, Вася пришёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Кк ты долго шёл!»
!
Дети хлопают друг другу в ладошки
Делятся на группы, выбирают спикеров, тайм-пикеров
Дают характеристики морфемам
Работают в группах
Работают в группах
Работают в тетрадях
Делают самостоятельные выводы
Составляют новые слова
Выполняют танцевальные движения
Выполняют упражнение в тетрадях
Собирают части слова
Подводят итог урока
Прикрепляют картинки
Диалоговое обуче
ние
Диалоговое обуче
ние
Диалоговое обуче
ние
Управление и ли-
дерство
Критическое мыш
ление
Диалоговое обуче
ние
Критическое мыш
ление
Диалоговое обуче
ние
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Критическое мыш
ление
Диалоговое обуче
ние
ОДО и ОО (оцени
вание для обучения и оценивание обуче
ния)