"Образование слов при помощи суффиксов" открытый урок
"Образование слов при помощи суффиксов" открытый урок
Тема урока: Образование слов при помощи суффиксов. Урок предназначен для шестого класса с казахским языком обучения. Цель урока: Систематизировать знания; дать общую характеристику о суффиксах как части слова. Формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;
Уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слова с новым значением;
Развивать мышление, внимательность, речь, самостоятельность и активность;
Воспитывать уважение друг к другу, уметь оказывать помощь;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учащиеся образуют пары по кругу, задают друг другу вопросы по изученной теме. Примерные вопросы:
- В каком разделе языка изучаются части слова ?
- Что такое корень ?
- Какие слова называются однокоренными ?
- Какие слова называются формами одного и того же корня ?
- Что такое приставка ?
- Для чего приставка служит ?
2) Деление учащихся на микрогруппы.
Работа по карточкам.
Задание: разобрать слова по составу.
Карточка №1. Подстаканник, золотистый, посадка;
№2. Дошкольник, рассада, рассказчик;
№3. Перелет, прилетит, горный;
№4. Унес, полет, подводный;
№5. Пригород, разбег, приезд;
Взаимопроверка выполненных эаданий.
Объяснение нового материала.
Мы сегодня с вами будем немножко волшебниками и при помощи волшебства суффикса будем превращать существительные в другие, придавать им разные значения и даже превратим существительные в другие части речи.
Все на свете из чего-либо состоит:
- Облако из капли воды;
- Лес из деревьев;
Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. А слова имеют свой строительный материал.
Сегодня мы продолжим работу по теме «Словообразование» и уточним представление о суффиксе как части слова.
Суффикс – это часть слова, который стоит после корня и служит для образования новых слов.
На интерактивной доске изображены суффиксы
-енок -онок -ист -ое -ек -ик -к -тель
Суффикс
-ник -янн -щик -чик
От данных слов с помощью суффиксов образуем слова:
Мяч – мячик;
Вагон – вагончик;
Голос – голосок;
Село – сельский;
С помощью суффиксов: -чик, -щик, -ист, -тель образуются слова, обозначающие лицо по профессии по роду занятий. Например: каменщик, докладчик, машинист, строитель.
Суффиксы: -ик, -очк, -ечк, -к имеют уменьшительно-ласкательное значение. Например: мамочка, дворик, веточка, травка, ротик.
Физминутка.
Закрепление нового материала
Выполнить упражнение 3 на странице 81 (письменно). Из каждой подгруппы учащиеся работают у доски.
Задание: от данных слов при помощи суффиксов образовать названия людей по профессиям.
Выполнить упражнение 4 на странице 80 (устно). Члены подгруппы задают друг другу вопросы и должны назвать одним словом.
V. Работа в группах.
Составление коллажа на тему «Суффикс».
VI.Подведение итога урока. Подгруппы задают подгруппам вопросы по новой теме.
Заполнение семантической карты
Например
Однокоренные слова
Формы одного и того же слова
При помощи приставок
При помощи суффиксов
При помощи приставок и суффиксов
Березка, березонька
Лиса, лисы, лису, лисе
Пересадить, садовник, садовод
Переписать, дописать, выписать
Подводный, водяной, водник
VII.Рефлексия. Написать эссе на тему «Что нового интересного я узнал(а) на уроке». Зачитывается на авторском стуле.
Солнышко.
На доске круг от солнышка, учащимся раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
Желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации.
Голубого цвета – занятие не интересное, не было полезной информации.