Тема: Образование слов при помощи суффиксов
Ссылка: Поурочный план, учебник русского языка
Цель: Научить учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов
Задачи:
1 научить учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов, познакомить со значениями суффиксов, обучение навыкам самостоятельной работы и самооценки;
2 формирование и развитие у учащихся навыков работы в группах, сформировать умения определять способы образования слов, развитие памяти, мышления;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образование слов при помощи суффиксов6 ? класс»
Открытый урок по русскому языку на тему: Образование слов при помощи суффиксов 6 Ә класс
Тема: Образование слов при помощи суффиксов Ссылка: Поурочный план, учебник русского языка Цель: Научить учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов Задачи: 1 научить учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов, познакомить со значениями суффиксов, обучение навыкам самостоятельной работы и самооценки; 2 формирование и развитие у учащихся навыков работы в группах, сформировать умения определять способы образования слов, развитие памяти, мышления;
3 воспитание человечности, доброжелательности, воспитание взаимопонимания и уважения среди школьников, воспитание нравственности Ожидаемый результат: Учащиеся должны научиться образовывать новые слова при помощи суффиксов, разбирать слова по составу Основная идея урока: Я хочу учиться Я хочу работать Я хочу, учась, работать Я хочу, работая, учиться Оборудование: интерактивная лоска, слайды, схемы, карточки, учебник «Русский язык» 6 класс под ред.Г.Ф.Гуревич,Р.И.Бекишева Дополнительные задания : тест по теме «Состав слова», шарады, загадки
Ход урокаI Организационный момент : готовность класса к уроку, отчёт дежурного о посещаемости Психологический настрой на урок. Учащиеся (хором) Небо ясное над нами Твердь земная под ногами Мир дороги открывает Солнце свет нам посылает II Опрос домашнего задания Упр.172 стр.82 Учитель-учительница воспитатель-воспитательница читатель-читательница физкультурник-физкультурница работник-работница проводник-проводница Упр.177 (наизусть стих) Доброта III Актуализация знаний учащихся Тест по теме «Словообразование»
1 Как называется главная значимая часть слова: а) окончание б) основа в) корень 2 Какая часть слова не входит в основу: а)приставка б) окончание в) корень 3 Найдите однокоренное слово к слову «мечта»: а) мечты б) мечтой в) мечтать 4 Окончание, основа, корень –это… а) части речи б) части слова в) члены предложения 5
1 Как называется главная значимая часть слова: а) окончание б) основа в) корень 2 Какая часть слова не входит в основу: а) приставка б)окончание в) корень 3 Найдите однокоренное слово к слову »мечта»: а) мечты б) мечтой, в) мечтать 4 Окончание, основа, корень, приставка, суффикс-это.. А) части речи б) части слова в) члены предложения. 5 В основу слова входят: а)корень, суффикс, окончание б) корень, приставка, окончание в) корень, суффикс, приставка
6 Суффикс-это… а) изменяемая значимая часть слова б) часть слова, которая не входит в основу в) часть слова, которая стоит после корня 7 Приставка –это… а) часть слова, которая не входит в основу б) часть слова, которая стоит перед корнем в) часть слова, которая стоит после корня 8 Новые слова образуются при помощи: а) суффикса и приставки б) приставки и окончания в) приставки и суффикса
9 Определи способ образования слова прикаспийский: а) приставочный б) суффиксальный в) приставочно-суффиксальный 10 Определи способ образования слова храбрость: а) приставочный б) суффиксальный в) приставочно-суффиксальный
11 Определи последовательность образования слова пришкольный: а) школа, школьный, пришкольный б) школа, школе, школьник в) школьный, школьник, пришкольный 12 В каком слове надо писать суффикс –чик-: а) добыт… б) стеколь… в) набор…. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют тесты и оценивают «5» -11-12 »4» -9 -10 «3» - 7 -8 «2» -6…
IY Объяснение нового материала Новые слова образуются не только при помощи приставок, но и при помощи суффиксов. Обратите внимание на слова тракторист, орешек, волчонок . Как вы думаете, от каких слов они образованы? –Правильно, от слов трактор, орех, волк. А какие суффиксы помогли вам образовать? Да, суффиксы –-- ИСТ-, -ЕК,- -ОНОК- Что они обозначают? Суффикс – значимая морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы придают словам: 1 Уменьшительный оттенок 2 Ласкательный оттенок 3 Увеличительный оттенок
4 Пренебрежительный оттенок -ИЩ- домище, ручище -ОК-, -ЕК-, -ИК- кулачок, кораблик -ОНК-, -ЕНК- собачонка, одежонка -ОЧК-, -ЕЧК-, -ЕНЬК- ОНЬК- Митенька, лапонька, книжечка, булавочка Y Закрепление пройденного материала Работа в группах Задание 1 Придумайте слова с суффиксами: (5 мин) 1 гр. Уменьшительный оттенок 2 гр. –ЧИК-, ЩИК- 3 гр. –ИСТ-, -ТЕЛЬ- Разбирают на доске слова
Задание 2 Стихотворные шарады 1 Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Всё же – в дневнике я и в журнале. 2 Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе –на темы различные пишешь. 3 В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом –по мне на уроке пой.
Задание 3 Разберите слова по составу Барабанщик, лётчик, медвежонок, доченька, котище, подберёзовик, приморский. Задание 4 Отгадайте загадки. Найдите слова с уменьшительно -ласкательным значением 1 Мохнатенька, Усатенька, Лапки мягоньки, А коготки востры.
2 Лежала под ёлками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да в лес побежала. IY Обобщение пройденного 1Что называется суффиксом? 2 При помощи каких суффиксов образуются слова? 3 Какой способ образования слов называется суффиксальным? Диаграмма Венна Суффикс--------- Приставка YII Рефлексия Знал Хочу узнать Узнал