Образность и выразительность художественного слова
Образность и выразительность художественного слова
“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образность и выразительность художественного слова»
Учитель Чичерова Т.И.
Конспект урока русского языка в 8 – ом классе
Тема: Образность и выразительность художественного слова. Эпиграф
“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский).
Цели:
Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ - 11 класс, ГИА - 9 класс.
Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Задачи:
активизация познавательной деятельности учащихся ;
усиление практической направленности;
оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
развитие творческих, коммуникативных качеств ;
обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы.
формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;
Введение в тему. Чтение учителем эпиграфа урока. Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»
( Италия). Презентация к уроку (интерактивная доска ).
Ребята, работая над текстом произведения, мы с вами будем анализировать изобразительно выразительные средства, которые И.С. Тургенев для описания природы, мальчиков и которые помогают нам увидеть тончайшие изменения, которые здесь происходят.
Текст И.С. Тургенева «Бежин луг» на экране ( или на интерактивной доске).
2. Повторение пройденного материала.
-Вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете ?
(Тропы и стилистические фигуры).
3. Учитель: Определить роль пейзажа (I абзац). Указать тропы и фигуры, объяснить значение. Акцентировать внимание на тургеневский пейзаж: запахи, цвета.
2.группа. Дать определение метафоры. Найти их в тексте.
( Ответы учеников:
Метафоры: «лиловый её [тучи] туман»; «край … облачка засверкает змейками» и пр.)
3группа. Дать определение сравнению. Найти их в тексте.
(Ответы учеников:
Сравнение: «блеск их» подобен блеску кованого серебра, как небо.
Выводы. Тропы играют большую роль в тексте.
Вопрос учителя:
-Так какую же роль играют тропы в художественном произведении?
( Помогают передавать, описывать небо, солнце, природу; помогают видеть образные картины, создают определенные картины природы)
4. Объяснение нового материала.
-Учитель: Какие стилистические фигуры вы можете сейчас назвать?
Ответы: Две, три фигуры ( Анафору, эпифору)
Учитель: Почему их называют фигурами речи?
Ответы: Они созданы на основе особого построения предложений.
Учитель: Как бы вы объяснили понятие « Инверсия» своим одноклассникам?
Индивидуальное задание обучающемуся.
В русском языке есть прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке слов определение стоит перед определяемым словом , подлежащее перед сказуемым.
Дополнение после глагола или существительного – при прямом порядке слов.
Учитель: Но иногда авторы лирических или прозаических произведений для того, чтобы сделать текст более эмоциональным или экспрессивно окрашенным меняют привычный порядок слов. И тогда определения стоят после определяемого слова, а подлежащее после сказуемого. Этот прием и есть инверсия.
Материал для наблюдения. Работа с презентацией к уроку.
Учитель ( даю предложение, где нет инверсии, предложение построено по принципам синтаксиса – всё понятно – все предложения находятся на своем месте ( с инверсией - перестановка).
Доска ( экран).
Золотая тучка ночевала
На груди утеса- великана.
Учитель: А как эту же информацию ( об этом же) сказал бы М.Ю.
Лермонтов? ( попробуете переставить местами).
Учащиеся:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана.
Учитель: Что вы увидели? Изменили свое привычное место расположения?
-Да.
Учитель: Какое предложение лучше?
-Второе.
Верно, звучит поэтично, красиво. Вот для чего нужна – инверсия.
Индивидуальное задание учащегося (из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов ) выписать определение инверсии. Зачитать на уроке.
Экран.
Инверсия (лат. «inversio» — перестановка) — расположение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами. Расположение слов в особом порядке для усиления выразительности.
Обратимся к рассказу « Бежин луг» Тургенева.
-Как вы думаете , есть ли в этом отрывке инверсия ?
( Ответы учащихся:
Стилистические фигуры
Инверсия:
«хлынули … лучи» ;
«поднимается … светило» ;
«появляется множество … облаков» ;
«затеплится … звезда» ;
«лежит печать кротости» и пр.)
Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?
( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию, основное содержание).
Учитель: А теперь понаблюдаем над другим приемом.
Материал для наблюдения.
Доска (экран).
«Жара вставала стеной ... Жара сводила с ума...»
Учитель: Что же вы увидели?
Ответы : Жара, жара- все предложения начинаются с одних и тех же слов.
Учитель: А как мы можем изменить предложение? Заменить.
В первом предложении - жара, во втором предложении – Она.
Учитель: Останется ощущение яркого образа?
Ученики: Нет. Так было красивее.
Индивидуальное задание учащегося ( из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов) выписать анафору. Зачитать на уроке. Экран.
Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца .
(Учитель зачитывает отрывок «В такие дни…» - «В такие дни…»)
- Найдите в тексте сами одну анафору.
( Ответы учащихся: « решительно умнейшую … но умнейшая; « отвесным обрывом…тем обрывом»; «принял за гуртовщиков… за гуртовщиков»; « мальчики сидели … тут же сидели»; « изредка рыгали … сперва рыгали…»; « он опять … опять…» ; « … пошёл он … пошёл он…» ).
- Продолжая разговор о выразительных средствах языка , проанализируем пейзаж.
Вывод: Роль пейзажа:
создает светлое настроение у читателя;
определяет настроение повествователя;
подчеркивает красоту русской природы.
Учитель: Какова же роль этих фигур речи?
( Инверсия и анафора – с особенным построением предложений. Особенное синтаксическое построение предложений).
А теперь проанализируем вот это предложение. Карточки с текстом
Учитель: Обратите внимание на то, как расположены главные члены предложения .
- Что особенного вы заметили в этом предложении?
Ответы учащихся: Другая постановка главных членов предложения. Они находятся в обратном порядке. В общепринятых простых предложениях подлежащее предшествует сказуемому.
Здесь – обратный порядок слов)
Учитель: Действительно, ребята, вы правы. В этом предложении обратный порядок слов сказуемое стоит перед подлежащим. и это является одним из средств выразительности речи, которую мы называем фигурой речи.
-Итак, ребята на сегодня на уроке будем знакомиться с фигурами речи, которые относятся к образности и выразительности языка.
Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа, тему занятия «Образность и выразительность художественного слова»
Читаем определение по карточкам.
Инверсия (лат. «inversio» — перестановка) — расположение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами Расположение слов в особом порядке для усиления выразительности
Обратимся к рассказу « Бежин луг» И.С.Тургенева.
-Как вы думаете, есть ли в этом отрывке инверсия ?
( Ответы учащихся:
Стилистические фигуры
Инверсия:
«хлынули … лучи» ;
«поднимается … светило» ;
«появляется множество … облаков» ;
«затеплится … звезда» ;
«лежит печать кротости» и пр.)
Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?
( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию , основное содержание).
Учитель: А какая стилистическая фигура есть в этом отрывке?
-А теперь проанализируем вот это предложение.
Карточка с текстом.
«Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...»
-Что особенного вы заметили в этом предложении?
Ответы: Повторы. Повторение начальных частей слова.
Учитель: Верно, ребята.
Читаем определение по карточкам.
Анафора- это стилистическая фигура, заключающаяся в повторении слов, словосочетаний, предложений, самостоятельных отрезков речи.
Служит для усиления предшествующего слова. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.
-Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца.
(Учитель зачитывает отрывок «В такие дни…» - «В такие дни…»).
- Как вы думаете, какая стилистическая фигура в отрывке, который я вам зачитала?
( Анафора).
- Найдите в тексте сами одну анафору.
( Ответы учащихся: « решительно умнейшую … но умнейшая,; « отвесным обрывом…тем обрывом»,; «принял за гуртовщиков… за гуртовщиков»,; « мальчики сидели … тут же сидели»,; « изредка рыгали … сперва рыгали…»; « он опять … опять…»; « … пошёл он … пошёл он…».)
- Продолжая разговор о выразительных средствах языка, проанализируем пейзаж.
Вывод:
Роль пейзажа:
создает светлое настроение у читателя;
определяет настроение повествователя;
подчеркивает красоту русской природы.
Физ. Минутка (упражнения показывает один ученик)
5. Синтаксический разбор сложного предложения
- Продолжаем работу над первым абзацем рассказа.
( Синтаксический разбор сложного предложения).
-Кроме тропов и стилистических фигур автор использует и синтаксические средства.
-Как вы думаете, что это за средства?
( Это – сложные предложения, в состав которых входят однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты).
- Давайте проанализируем следующее предложение.
Запись в тетрадь предложения с экрана «Подобно островам…»
- Какое предложение – простое или сложное?
«Подобно островам…»
- Назовите грамматические основы?
(Первая грамматическая основа - Они не трогаются;
Вторая - они сдвигаются, теснятся;
Третья - нет подлежащего … синевы не может быть подлежащим - не в им. П; сказуемое - не видать .
Четвертая - они лазурны;
Пятая - они проникнуты.
Всего - пять грамматических основ).
-Это большое предложение несет много информации.
-Назовите однородные члены предложения?
( Сдвигаются, теснятся;
светом и теплом).
-Найдите сравнительные обороты?
( Подобно островам;
как небо).
- Найдите причастные и деепричастные обороты со словами, к которым они относятся?
( …островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы).
В этом предложении:
два причастных оборота;
пять грамматических основ;
два сравнительных оборота;
два ряда однородных членов предложения
Вывод: Предложение сложное с разными видами связи. В нем много разных конструкций: однородные члены предложения, причастные обороты, сравнительные обороты.
Это - синтаксические средства выразительности.
К синтаксическим средствам выразительности относятся и ряды однородных членов предложения, и предложения с обращениями, вводными слова
6. Рефлексия.
Итоговый результат усвоения материала.
К концу урока учащиеся научатся различать фигуры речи, тропы, синтаксические средства, овладеют основными видами изобразительно – выразительных средств языка;
учащиеся научатся навыкам и умениям различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовятся к сдаче ГИА - 9 класс и ЕГЭ - 11 класс.
Учащиеся научатся практически в тексте находить тропы и фигуры речи, синтаксические средства языка,
развивать творческие коммуникативные качества; прививать обучение образцовой речи; овладеют умением комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы, воспитают бережное отношение к родному языку, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи, подготовятся к ГИА и ЕГЭ.
Примерные вопросы:
Учитель:
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Что нового узнали на уроке?
- Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к будущему экзамену? Какие мысли по поводу высказывания К. Д Паустовского о языке получили в вашей душе эмоциональный отклик?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастер слова К.Д. Паустовский использует средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Через некоторое время вы повзрослеете и будущее русского языка окажется в ваших руках. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет?
“… Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.
В завершении урока я хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. Достоинствами русского языка восхищались многие поэты, писатели. Отмечали его богатство, блеск, обилие красок, звуков, образов. Сегодня мы убедились в этом. Богатство языка – это в первую очередь богатство выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.
Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.
Какова же образность и выразительность художественного слова?
С помощью употребленных фигур, тропов, синтаксических средств автор создает разнообразные картины природы, которые не только помогают понять состояние души героя, но и понять, что человек зависим от природы, что жизнь человека ограничена и что смерть может возникнуть неожиданно. А также задуматься над тем, что грань между жизнью и смертью очень тонка.
8 Домашнее задание
1 группа - обратиться ко II абзацу. Ваша задача - проанализировать средства художественной выразительности, которые использовал автор . Записать их в тетрадь.
2 группа - определить функцию пейзажа во II-ом абзаце, сопоставить с его функцией в I-ом абзаце.
9. Под тихую музыку АнтониоВивальди «Времена года» ( Италия), используя пейзажные зарисовки презентации урока, написать сочинение – миниатюру на тему: « Зимний лес» или «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока.
Проверки сочинений – миниатюр.
10. Выставление оценок за урок.
Список использованной литературы:
Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.
Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509с.
Т.Б.Иванова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева «Нормы русского языка» (Пермь, 2009)
Т.Б.Трошева. Тесты по русскому языку. (Пермь, 2009)
П.М. Эрдниев. Об использовании приема противопоставления на уроках русского языка (некоторые замечания о структуре упражнений). Сборник «Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе». Москва, Учпедгиз, 1963г.
9. «Современный урок русского языка». Пособие для учителя. Сост.: Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 1984г.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная работа, работа в группах.
Этапы урока:
Организационный момент. Постановка целей. Введение в тему с использованием интерактивной доски .
Повторение пройденного материала.
Работа по группам. Работа с текстом И.С. Тургенева «Бежин луг» на экране ( или на интерактивной доске).
Вопросы учителя. Выводы.
3.Объяснение нового материала.
Материал для наблюдения. Работа с презентацией к уроку.
Индивидуальное задание обучающемуся.
Беседа по вопросам, используя компьютер.
Карточки с текстом. Вопросы учителя. Выводы.
4. Работа с текстом. Материал для наблюдения.
Доска ( экран), используя компьютер.
Индивидуальное задание учащегося ( из Словаря литературоведческих из лингвистических терминов) выписать анафору.
Зачитать на уроке.
Вопросы учителя. Выводы.
5. Синтаксический разбор сложного предложения.
Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Запись в тетрадь предложения с экрана «Подобно островам…».
Вопросы учителя. Выводы.
6. Творческая работа.
Под тихую музыку АнтониоВивальди «Времена года» ( Италия), используя пейзажные зарисовки презентации урока, написать сочинение – миниатюру на тему: « Зимний лес» или «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока.
Проверки сочинений – миниатюр. Выводы.
7. Подведение итогов урока. Вопросы учителя. Выводы.
8. Физ.минутка.
9.Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Повторили тропы- эпитеты, метафоры , сравнения.
Познакомились с инверсией, анафорой - фигурами речи, находили их в тексте. Учились находить синтаксические средства языка.
Вопросы учителя. Выводы.
Я для себя поставила основные дидактические задачи урока: познакомить учащихся с фигурами речи, повторить тропы, синтаксические средства, повторить и обобщить основные виды изобразительно – выразительных средств языка;
совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ - 11 класс , ГИА - 9 класс .
Дополнительные задачи: повышать познавательную активность детей, усилить практическую направленность; развивать творческие коммуникативные качества; прививать обучение образцовой речи, умение комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы, воспитывать бережное отношение к родному языку , ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи
Для достижения поставленных целей и решения задач использовала индивидуальную и групповую , самостоятельную формы работы ( межпредметную связь).
Для подведения итога работы урока использовала задания творческого характера. Урок был направлен на повторение материала, связанного с анализом средств художественной выразительности языка и объяснением нового материала « Фигур речи».
В качестве дидактического материала был использован отрывок из произведения И.С. Тургенева « Бежин луг».
В течение урока был дан новый материал «Фигуры языка», повторены тропы, синтаксическая характеристика предложения , синтаксические средства выразительности.
Для повышения мотивации обучающихся к изучению языка и с целью подготовки их к ГИА и ЕГЭ проводила смысловой анализ отрывка.
В качестве оборудования к уроку использовала презентацию по теме урока (текст И. С. Тургенева «Бежин луг»), раздаточный материал.
Все формы и методы направлялись для того, чтобы добиться главной цели урока, т.е. подготовка к ГИА и ЕГЭ. Это привело к положительному результату, потому что учащиеся справились с заданиями , которые я предлагала.
На уроке учащиеся соблюдали культуру учебного труда ( порядок на партах, поднятие руки, ведение диалога, был проведен итог урока и его этапов, осуществлялся контроль ( самостоятельная, групповая, коллективная работа).
На уроке все были активны, каждый из них самостоятельно или с помощью учителя использовал прием актуализации знаний, слушал и принимал точку зрения одноклассников, точно выражал свои мысли, работал с различными источниками ,например « Словарь литературоведческих и лингвистических терминов», что говорит о результативности не только проводимого, но и предыдущих занятий .
Учащиеся высказывали свою точку зрения, самостоятельно выполняли задания.
Считаю, что учащиеся с поставленными задачами справились, хорошо усвоили учебный материал, получили практические навыки анализа художественно – языковых средств.
Как учитель считаю, что формы и методы, использованные на уроке соответствовали его цели и задачам.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
["file_id"] => string(6) "275472"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452584621"
}
}