kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образность и выразительность художественного слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего   такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, –   для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”           (К.Паустовский).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образность и выразительность художественного слова»

Учитель Чичерова Т.И.

Конспект урока русского языка в 8 – ом классе

Тема: Образность и выразительность художественного слова. Эпиграф

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский).

Цели:

  1. Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ - 11 класс, ГИА - 9 класс.

  2. Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;

  3. Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся ;

  • усиление практической направленности;

  • оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);

  • развитие творческих, коммуникативных качеств ;

  • обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы.

  • формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;

  • систематизация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.

Оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация ,словарь литературоведческих и лингвистических терминов, толковый словарь, компьютер, интерактивная доска.

Методические приемы: работа с текстом, беседа.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.


Ход урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Постановка целей. Интерактивная доска.

Введение в тему. Чтение учителем эпиграфа урока. Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»

( Италия). Презентация к уроку (интерактивная доска ).

Ребята, работая над текстом произведения, мы с вами будем анализировать изобразительно выразительные средства, которые И.С. Тургенев для описания природы, мальчиков и которые помогают нам увидеть тончайшие изменения, которые здесь происходят.

Текст И.С. Тургенева «Бежин луг» на экране ( или на интерактивной доске).

2. Повторение пройденного материала.


-Вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете ?

(Тропы и стилистические фигуры).


3. Учитель: Определить роль пейзажа (I абзац). Указать тропы и фигуры, объяснить значение. Акцентировать внимание на тургеневский пейзаж: запахи, цвета.

Работа по группам.

1группа. Дать определение эпитета.

– Найти их в тексте.

( Ответы учеников:

Эпитеты: «светлое», «лучезарное» (солнце); «золотисто-серые», «нежные белые» (края облаков); «легкий, бледно-лиловый» (цвет небосклона) и т.д.

2.группа. Дать определение метафоры. Найти их в тексте.


( Ответы учеников:

Метафоры: «лиловый её [тучи] туман»; «край … облачка засверкает змейками» и пр.)

3группа. Дать определение сравнению. Найти их в тексте.

(Ответы учеников:

Сравнение: «блеск их» подобен блеску кованого серебра, как небо.

Выводы. Тропы играют большую роль в тексте.

Вопрос учителя:

-Так какую же роль играют тропы в художественном произведении?

( Помогают передавать, описывать небо, солнце, природу; помогают видеть образные картины, создают определенные картины природы)

4. Объяснение нового материала.

-Учитель: Какие стилистические фигуры вы можете сейчас назвать?

Ответы: Две, три фигуры ( Анафору, эпифору)

Учитель: Почему их называют фигурами речи?

Ответы: Они созданы на основе особого построения предложений.

Учитель: Как бы вы объяснили понятие « Инверсия» своим одноклассникам?

Индивидуальное задание обучающемуся.

В русском языке есть прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке слов определение стоит перед определяемым словом , подлежащее перед сказуемым.

Дополнение после глагола или существительного – при прямом порядке слов.

Учитель: Но иногда авторы лирических или прозаических произведений для того, чтобы сделать текст более эмоциональным или экспрессивно окрашенным меняют привычный порядок слов. И тогда определения стоят после определяемого слова, а подлежащее после сказуемого. Этот прием и есть инверсия.

Материал для наблюдения. Работа с презентацией к уроку.

Учитель ( даю предложение, где нет инверсии, предложение построено по принципам синтаксиса – всё понятно – все предложения находятся на своем месте ( с инверсией - перестановка).

Доска ( экран).

Золотая тучка ночевала

На груди утеса- великана.

Учитель: А как эту же информацию ( об этом же) сказал бы М.Ю.

Лермонтов? ( попробуете переставить местами).

Учащиеся:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана.

Учитель: Что вы увидели? Изменили свое привычное место расположения?

-Да.

Учитель: Какое предложение лучше?

-Второе.

Верно, звучит поэтично, красиво. Вот для чего нужна – инверсия.

Индивидуальное задание учащегося (из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов ) выписать определение инверсии. Зачитать на уроке.

Экран.

Инверсия  (лат. «inversio» — перестановка) — распо­ложение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами. Расположение слов в особом порядке для усиления выразительности.

Обратимся к рассказу « Бежин луг» Тургенева.

-Как вы думаете , есть ли в этом отрывке инверсия ?

( Ответы учащихся:

Стилистические фигуры

Инверсия:

«хлынули … лучи» ;

«поднимается … светило» ;

«появляется множество … облаков» ;

«затеплится … звезда» ;

«лежит печать кротости» и пр.)

Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?

( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию, основное содержание).


Учитель: А теперь понаблюдаем над другим приемом.

Материал для наблюдения.

Доска (экран).

«Жара вставала стеной ... Жара сводила с ума...»

Учитель: Что же вы увидели?

Ответы : Жара, жара- все предложения начинаются с одних и тех же слов.

Учитель: А как мы можем изменить предложение? Заменить.


В первом предложении - жара, во втором предложении – Она.

Учитель: Останется ощущение яркого образа?

Ученики: Нет. Так было красивее.

Индивидуальное задание учащегося ( из Словаря литературоведческих и лингвистических терминов) выписать анафору. Зачитать на уроке. Экран.

Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца .

(Учитель зачитывает отрывок «В такие дни…» - «В такие дни…»)

- Найдите в тексте сами одну анафору.

( Ответы учащихся: « решительно умнейшую … но умнейшая; « отвесным обрывом…тем обрывом»; «принял за гуртовщиков… за гуртовщиков»; « мальчики сидели … тут же сидели»; « изредка рыгали … сперва рыгали…»; « он опять … опять…» ; « … пошёл он … пошёл он…» ).

- Продолжая разговор о выразительных средствах языка , проанализируем пейзаж.

Вывод: Роль пейзажа:

  • создает светлое настроение у читателя;

  • определяет настроение повествователя;

  • подчеркивает красоту русской природы.


Учитель: Какова же роль этих фигур речи?

( Инверсия и анафора – с особенным построением предложений. Особенное синтаксическое построение предложений).

А теперь проанализируем вот это предложение. Карточки с текстом

Учитель: Обратите внимание на то, как расположены главные члены предложения .

- Что особенного вы заметили в этом предложении?

Ответы учащихся: Другая постановка главных членов предложения. Они находятся в обратном порядке. В общепринятых простых предложениях подлежащее предшествует сказуемому.

Здесь – обратный порядок слов)

Учитель: Действительно, ребята, вы правы. В этом предложении обратный порядок слов сказуемое стоит перед подлежащим. и это является одним из средств выразительности речи, которую мы называем фигурой речи.

-Итак, ребята на сегодня на уроке будем знакомиться с фигурами речи, которые относятся к образности и выразительности языка.

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа, тему занятия «Образность и выразительность художественного слова»

Читаем определение по карточкам.

Инверсия  (лат. «inversio» — перестановка) — распо­ложение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами Расположение слов в особом порядке для усиления выразительности

Обратимся к рассказу « Бежин луг» И.С.Тургенева.

-Как вы думаете, есть ли в этом отрывке инверсия ?

( Ответы учащихся:

Стилистические фигуры

Инверсия:

«хлынули … лучи» ;

«поднимается … светило» ;

«появляется множество … облаков» ;

«затеплится … звезда» ;

«лежит печать кротости» и пр.)

Учитель: Почему автор выбрал именно эту стилистическую фигуру?

( Используя обратный порядок слов, автор делает акцент на те слова, которые несут основную информацию , основное содержание).


Учитель: А какая стилистическая фигура есть в этом отрывке?

-А теперь проанализируем вот это предложение.

Карточка с текстом.

«Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...»

-Что особенного вы заметили в этом предложении?

Ответы: Повторы. Повторение начальных частей слова.

Учитель: Верно, ребята.

Читаем определение по карточкам.

Анафора- это стилистическая фигура, заключающаяся в повторении слов, словосочетаний, предложений, самостоятельных отрезков речи.

Служит для усиления предшествующего слова. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.

-Я обращу ваше внимание на такие моменты этого абзаца.

(Учитель зачитывает отрывок «В такие дни…» - «В такие дни…»).

- Как вы думаете, какая стилистическая фигура в отрывке, который я вам зачитала?

( Анафора).

- Найдите в тексте сами одну анафору.

( Ответы учащихся: « решительно умнейшую … но умнейшая,; « отвесным обрывом…тем обрывом»,; «принял за гуртовщиков… за гуртовщиков»,; « мальчики сидели … тут же сидели»,; « изредка рыгали … сперва рыгали…»; « он опять … опять…»; « … пошёл он … пошёл он…».)

- Продолжая разговор о выразительных средствах языка, проанализируем пейзаж.

Вывод:

Роль пейзажа:

  • создает светлое настроение у читателя;

  • определяет настроение повествователя;

  • подчеркивает красоту русской природы.

Физ. Минутка (упражнения показывает один ученик)

5. Синтаксический разбор сложного предложения

- Продолжаем работу над первым абзацем рассказа.

( Синтаксический разбор сложного предложения).

-Кроме тропов и стилистических фигур автор использует и синтаксические средства.

-Как вы думаете, что это за средства?

( Это – сложные предложения, в состав которых входят однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты).

- Давайте проанализируем следующее предложение.

Запись в тетрадь предложения с экрана «Подобно островам…»

- Какое предложение – простое или сложное?

«Подобно островам…»

- Назовите грамматические основы?

(Первая грамматическая основа - Они не трогаются;

Вторая - они сдвигаются, теснятся;

Третья - нет подлежащего … синевы не может быть подлежащим - не в им. П; сказуемое - не видать .

Четвертая - они лазурны;

Пятая - они проникнуты.

Всего - пять грамматических основ).

-Это большое предложение несет много информации.

-Назовите однородные члены предложения?

( Сдвигаются, теснятся;

светом и теплом).

-Найдите сравнительные обороты?

( Подобно островам;

как небо).

- Найдите причастные и деепричастные обороты со словами, к которым они относятся?

( …островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы).

В этом предложении:

два причастных оборота;

пять грамматических основ;

два сравнительных оборота;

два ряда однородных членов предложения

Вывод: Предложение сложное с разными видами связи. В нем много разных конструкций: однородные члены предложения, причастные обороты, сравнительные обороты.

Это - синтаксические средства выразительности.

К синтаксическим средствам выразительности относятся и ряды однородных членов предложения, и предложения с обращениями, вводными слова

6. Рефлексия.

Итоговый результат усвоения материала.

К концу урока учащиеся научатся различать фигуры речи, тропы, синтаксические средства, овладеют основными видами изобразительно – выразительных средств языка;

учащиеся научатся навыкам и умениям различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовятся к сдаче ГИА - 9 класс и ЕГЭ - 11 класс.

Учащиеся научатся практически в тексте находить тропы и фигуры речи, синтаксические средства языка,

развивать творческие коммуникативные качества; прививать обучение образцовой речи; овладеют умением комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы, воспитают бережное отношение к родному языку, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи, подготовятся к ГИА и ЕГЭ.



Примерные вопросы:

Учитель:

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Что нового узнали на уроке?

- Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к будущему экзамену? Какие мысли по поводу высказывания К. Д Паустовского о языке получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастер слова К.Д. Паустовский использует средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Через некоторое время вы повзрослеете и будущее русского языка окажется в ваших руках. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет?

“… Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

В завершении урока я хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. Достоинствами русского языка восхищались многие поэты, писатели. Отмечали его богатство, блеск, обилие красок, звуков, образов. Сегодня мы убедились в этом. Богатство языка – это в первую очередь богатство выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.

Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать



7. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.

Какова же образность и выразительность художественного слова?



С помощью употребленных фигур, тропов, синтаксических средств автор создает разнообразные картины природы, которые не только помогают понять состояние души героя, но и понять, что человек зависим от природы, что жизнь человека ограничена и что смерть может возникнуть неожиданно. А также задуматься над тем, что грань между жизнью и смертью очень тонка.

8 Домашнее задание

1 группа - обратиться ко II абзацу. Ваша задача - проанализировать средства художественной выразительности, которые использовал автор . Записать их в тетрадь.

2 группа - определить функцию пейзажа во II-ом абзаце, сопоставить с его функцией в I-ом абзаце.


9. Под тихую музыку Антонио Вивальди «Времена года» ( Италия), используя пейзажные зарисовки презентации урока, написать сочинение – миниатюру на тему: « Зимний лес» или «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока.

Проверки сочинений – миниатюр.

10. Выставление оценок за урок.

Список использованной литературы:
  1. Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.

  2. Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.

  3. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.

  5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509с.

  6. Т.Б.Иванова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева «Нормы русского языка» (Пермь, 2009)

  7. Т.Б.Трошева. Тесты по русскому языку. (Пермь, 2009)

  8. П.М. Эрдниев. Об использовании приема противопоставления на уроках русского языка (некоторые замечания о структуре упражнений). Сборник «Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе». Москва, Учпедгиз, 1963г.

9. «Современный урок русского языка». Пособие для учителя. Сост.: Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 1984г.

10. А.Д. Дейкина , Л.И.Журавлёва , Т.М. Пахнова «Практикум по русскому языку. Орфография» (М., Вербум-М, 2008)

11. Т.Б.Иванова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева «Нормы русского языка» (Пермь, 2009)

12. Г.П.Соколова Уроки углублённого изучения русского языка. М., «Просвещение», 2008г.

13. Т.Б.Трошева . Как подготовиться к тестированию по русскому языку. (Пермь, 2008)

14. Тесты, раздаточный материал, карточки .

15. Интернет-ресурсы.

16. Библиотека « Первое сентября»

17. Журналы «Русский язык в школе» и « Русский язык» (приложение к газете « Первое сентября») , 2009-2014 г.г.

18. «Русский язык. Тренинг. Дидактические материалы для закрепления знаний». Москва. «Айрис-пресс», 2005 год.

19. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля» М.: «Интелект-центр», 2009г.

20. Справочная литература.







. Актуальность и новизна урока


Оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация ,словарь литературоведческих и лингвистических терминов, толковый словарь, компьютер, интерактивная доска.

Методические приемы: работа с текстом, беседа.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная работа, работа в группах.



Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей. Введение в тему с использованием интерактивной доски .

  2. Повторение пройденного материала.

Работа по группам. Работа с текстом И.С. Тургенева «Бежин луг» на экране ( или на интерактивной доске).

Вопросы учителя. Выводы.

3.Объяснение нового материала.

Материал для наблюдения. Работа с презентацией к уроку.

Индивидуальное задание обучающемуся.

Беседа по вопросам, используя компьютер.

Карточки с текстом. Вопросы учителя. Выводы.

4. Работа с текстом. Материал для наблюдения.

Доска ( экран), используя компьютер.

Индивидуальное задание учащегося ( из Словаря литературоведческих из лингвистических терминов) выписать анафору.

Зачитать на уроке.

Вопросы учителя. Выводы.

5. Синтаксический разбор сложного предложения.

Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Запись в тетрадь предложения с экрана «Подобно островам…».

Вопросы учителя. Выводы.

6. Творческая работа.

Под тихую музыку Антонио Вивальди «Времена года» ( Италия), используя пейзажные зарисовки презентации урока, написать сочинение – миниатюру на тему: « Зимний лес» или «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока.

Проверки сочинений – миниатюр. Выводы.

7. Подведение итогов урока. Вопросы учителя. Выводы.

8. Физ.минутка.

9.Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Повторили тропы- эпитеты, метафоры , сравнения.

Познакомились с инверсией, анафорой - фигурами речи, находили их в тексте. Учились находить синтаксические средства языка.

Вопросы учителя. Выводы.




Я для себя поставила основные дидактические задачи урока: познакомить учащихся с фигурами речи, повторить тропы, синтаксические средства, повторить и обобщить основные виды изобразительно – выразительных средств языка;

совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи); подготовка к сдаче ЕГЭ - 11 класс , ГИА - 9 класс .

Дополнительные задачи: повышать познавательную активность детей, усилить практическую направленность; развивать творческие коммуникативные качества; прививать обучение образцовой речи, умение комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы, воспитывать бережное отношение к родному языку , ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи

Для достижения поставленных целей и решения задач использовала индивидуальную и групповую , самостоятельную формы работы ( межпредметную связь).

Для подведения итога работы урока использовала задания творческого характера. Урок был направлен на повторение материала, связанного с анализом средств художественной выразительности языка и объяснением нового материала « Фигур речи».

В качестве дидактического материала был использован отрывок из произведения И.С. Тургенева « Бежин луг».

В течение урока был дан новый материал «Фигуры языка», повторены тропы, синтаксическая характеристика предложения , синтаксические средства выразительности.

Для повышения мотивации обучающихся к изучению языка и с целью подготовки их к ГИА и ЕГЭ проводила смысловой анализ отрывка.

В качестве оборудования к уроку использовала презентацию по теме урока (текст И. С. Тургенева «Бежин луг»), раздаточный материал.

Все формы и методы направлялись для того, чтобы добиться главной цели урока, т.е. подготовка к ГИА и ЕГЭ. Это привело к положительному результату, потому что учащиеся справились с заданиями , которые я предлагала.

На уроке учащиеся соблюдали культуру учебного труда ( порядок на партах, поднятие руки, ведение диалога, был проведен итог урока и его этапов, осуществлялся контроль ( самостоятельная, групповая, коллективная работа).

На уроке все были активны, каждый из них самостоятельно или с помощью учителя использовал прием актуализации знаний, слушал и принимал точку зрения одноклассников, точно выражал свои мысли, работал с различными источниками ,например « Словарь литературоведческих и лингвистических терминов», что говорит о результативности не только проводимого, но и предыдущих занятий .

Учащиеся высказывали свою точку зрения, самостоятельно выполняли задания.

Считаю, что учащиеся с поставленными задачами справились, хорошо усвоили учебный материал, получили практические навыки анализа художественно – языковых средств.

Как учитель считаю, что формы и методы, использованные на уроке соответствовали его цели и задачам.






17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образность и выразительность художественного слова

Автор: Чичерова Татьяна Ивановна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-koghda-slovo-upotriebliaietsia-v-pierienosnom-znachienii"
    ["file_id"] => string(6) "108993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404012742"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
    ["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "275472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452584621"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Презентация к уроку на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-koghda-slovo-upotriebliaietsia-v-pierienosnom-znachienii"
    ["file_id"] => string(6) "108999"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404023937"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Развитие выразительной речи для детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(67) "razvitiie-vyrazitiel-noi-riechi-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197701"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428298668"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства