kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГККП «Детский сад №64 «Асыл б?бек»

Воспитатель первой категории

Камалова З.Т.

Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к. то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) я стараюсь соблюдать принцип интегрированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы провожу диагностику. Полученные сведения фиксирую в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.

На основе этих данных составляю индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на предстоящий период (3–4 месяца).

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью. Развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.

В начале я проводила  занятия по рисованию индивидуально, чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, гуашью. Поэтому, я выполняю все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, показываю, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а я направляю руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.

Для изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

В результате своих наблюдений я пришла к выводу, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Детям  я часто предлагаю рисовать красками, пальцем. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской. Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.

А ведь это уже открытие, и ребенок на радостях восклицает: “Я умею рисовать пальчиком!” Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе (море, небо, рыбок и т.д.).

Используя нетрадиционные техники рисования дети овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями (“Осенний лес”, “Рябина”), штампами из картофеля, моркови (“Ваза с фруктами”, “Дары осени”), рисуют куском мыла (“Морозные узоры”, “Дождь”), поролоном (“Одуванчики в траве”, “Астры”). Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клейстера и манки (“Снег идет”, “Снеговик”, “Верблюжонок”, “Котенок”).

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

УОД по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца. Большой коррекционной эффективности в процессе обучения я добиваюсь в проведении УОД с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем (“Солнышко”, “Лес”, “Облака”), способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Использование художественного слово: стихи,  пальчиковые игры, загадки на занятиях по рисованию позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

При оценке динамики продвижения  ребенка, нужно сравнивать его результаты на предыдущем этапе развития. Педагогический прогноз нужно выводить на основе углубленного понимания медицинского диагноза, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.

Дети очень рано начинают реагировать на песенки, стихи, потешки. Они вызывают у них эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Используя художественное слово в учебной организованной деятельности по рисованию с нетрадиционными техниками, можно добиться лучших результатов, особенно в области развития творческих способностей детей.

В учебной организованной деятельности по рисованию, когда дети еще только знакомятся с карандашами, учу их видеть в бесцельно проводимых линиях конкретные предметы, явления, иногда подсказывая. В этом помогают небольшие стихи. Они просты, понятны и доступны детям. Например:

Карандаш в руках держу,

Я туда – сюда вожу.

Я туда – сюда вожу

И дорожку проложу!

Проложу дорожку –

Поведу матрешку!

Несколько раз проговаривая эти строки, по очереди помогаю детям проводить линии карандашом. А затем даю возможность поиграть с матрешками.

Стихи помогают при анализе рисунков. Так, после рисования на тему «Лошадка» выставила все работы на доске и прочитала несколько четверостиший, например:

Что за лошадка! Ее шерстка гладка,

Черненький глазок, в яблоках бочок!

Я заметила, что дети стали проявлять интерес к рисованию, приобрели необходимые навыки, стали самостоятельно использовать в одном рисунке две – три краски; обогатилась речь детей. При рассматривании предметов, игрушек они могли дать их описание, используя образные слова и выражения.

Литература

1.    Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. – М. Просвещение, 1993. – 224.

2.    Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Е.М. Матюкова. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

3.    Развитие с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

4.    Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. А.В. Никитина. – СПб. КАРО, 2007. – 96 с.

5.    Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. Ю.В. Рузанова. – СПб. КАРО, 2007. – 160 с.

6.    Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии на занятиях по изобразительной деятельности и художественному конструированию “Солнечные зайчики”. М.Ю. Безделева, Г.И. Иванова, Н.Г. Черепанова. – Казань: РИЦ “Школа”, 2009. – 196 с.

Просмотр содержимого документа
«Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП.»

ГККП «Детский сад №64 «Асыл бөбек»

Воспитатель первой категории

Камалова З.Т.

Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к. то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) я стараюсь соблюдать принцип интегрированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы провожу диагностику. Полученные сведения фиксирую в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.

На основе этих данных составляю индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на предстоящий период (3–4 месяца).

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью. Развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.

В начале я проводила занятия по рисованию индивидуально, чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Когда ребенок только начинает учиться рисовать, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, гуашью. Поэтому, я выполняю все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, показываю, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а я направляю руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.

Для изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

В результате своих наблюдений я пришла к выводу, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Детям я часто предлагаю рисовать красками, пальцем. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской. Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.

А ведь это уже открытие, и ребенок на радостях восклицает: “Я умею рисовать пальчиком!” Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе (море, небо, рыбок и т.д.).

Используя нетрадиционные техники рисования дети овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями (“Осенний лес”, “Рябина”), штампами из картофеля, моркови (“Ваза с фруктами”, “Дары осени”), рисуют куском мыла (“Морозные узоры”, “Дождь”), поролоном (“Одуванчики в траве”, “Астры”). Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клейстера и манки (“Снег идет”, “Снеговик”, “Верблюжонок”, “Котенок”).

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

УОД по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца. Большой коррекционной эффективности в процессе обучения я добиваюсь в проведении УОД с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем (“Солнышко”, “Лес”, “Облака”), способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Использование художественного слово: стихи, пальчиковые игры, загадки на занятиях по рисованию позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

При оценке динамики продвижения ребенка, нужно сравнивать его результаты на предыдущем этапе развития. Педагогический прогноз нужно выводить на основе углубленного понимания медицинского диагноза, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.

Дети очень рано начинают реагировать на песенки, стихи, потешки. Они вызывают у них эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Используя художественное слово в учебной организованной деятельности по рисованию с нетрадиционными техниками, можно добиться лучших результатов, особенно в области развития творческих способностей детей.

В учебной организованной деятельности по рисованию, когда дети еще только знакомятся с карандашами, учу их видеть в бесцельно проводимых линиях конкретные предметы, явления, иногда подсказывая. В этом помогают небольшие стихи. Они просты, понятны и доступны детям. Например:

Карандаш в руках держу,

Я туда – сюда вожу.

Я туда – сюда вожу

И дорожку проложу!

Проложу дорожку –

Поведу матрешку!

Несколько раз проговаривая эти строки, по очереди помогаю детям проводить линии карандашом. А затем даю возможность поиграть с матрешками.

Стихи помогают при анализе рисунков. Так, после рисования на тему «Лошадка» выставила все работы на доске и прочитала несколько четверостиший, например:

Что за лошадка! Ее шерстка гладка,

Черненький глазок, в яблоках бочок!

Я заметила, что дети стали проявлять интерес к рисованию, приобрели необходимые навыки, стали самостоятельно использовать в одном рисунке две – три краски; обогатилась речь детей. При рассматривании предметов, игрушек они могли дать их описание, используя образные слова и выражения.

Литература

  1. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. – М. Просвещение, 1993. – 224.

  2. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Е.М. Матюкова. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

  3. Развитие с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

  4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. А.В. Никитина. – СПб. КАРО, 2007. – 96 с.

  5. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. Ю.В. Рузанова. – СПб. КАРО, 2007. – 160 с.

  6. Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии на занятиях по изобразительной деятельности и художественному конструированию “Солнечные зайчики”. М.Ю. Безделева, Г.И. Иванова, Н.Г. Черепанова. – Казань: РИЦ “Школа”, 2009. – 196 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Камалова Забирахан Тольжановна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275472

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства