Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении".
Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении".
Задачи: 1) организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно-выразительных возможностей слова: показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;
2) содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся;
3) создать благоприятные условия для воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный.
План урока
I. Организационный момент.
Приветствие
Вот и прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
Разминка «Сорви ромашку».
(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).
- Что такое лексика?
- В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка?
- Что такое лексическое значение слова?
- Сколько лексических значений имеет слово? Например:
- Как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
- Какое значение называется переносным? Например
III. Постановка темы и задач урока.
1. Слово учителя (Слайд 1)
Обратите внимание на тему, записанную на доске: «Когда слово употребляется в переносном значении». Вам знакома эта тема? Почему же тогда мы снова к ней возвращаемся? (Наверное, мы должны узнать что-то новое по этой теме)
Правильно, мы продолжим изучать значение и изобразительно-выразительные возможности слов. Но сначала предлагаю вам совершить «небольшую прогулку на речку» вместе с поэтессой Ириной Токмаковой, чтобы разгадать загадку одного деревца. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.
- Что показалось вам необычным в этом стихотворении?
- Какие слова указывают на то, что ива как живая? Назовите их.
- Ещё раз внимательно прочитайте эти слова. Какой они рисуют иву в стихотворении? (Плачущей, как девушка)
3. Слово учителя
Поэтесса И.Токмакова увидела сходство между ивой и плачущей девушкой. Однако увидеть сходство между разными предметами – задача нелёгкая. На нашем уроке мы будем с вами учиться наблюдать у поэтов, писателей, обладающих особым даром замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, поэты постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением.
Так в языке появляются особые выразительные средства – тропы – слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой». (Слайд 2)
IV. Освоение нового материала.
Задание 1
Откройте учебники на странице 84, выразительно прочитайте лингвистический текст упр. 258.
Задание 2
- Какие слова вам не знакомы?
(Слайд 3)
В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является перено?сным. Видами переносного употребления являются: метафора, олицетворение, эпитет.
Разъясните их значение с помощью словарной статьи. (Слайд 4)
V.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем - поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)
VI. Первичное закрепление нового материала.
Задание 1(Слайд 5)
- Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности – тропы – метафоры, эпитеты, олицетворения.
- Какие картины «видятся» вам за этими словами?
1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.
2) Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
Задание 2 (Слайд 6)
Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок
Сидит в темнице, Лису из норки поволок.
А коса на улице. На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Народная загадка) (Е.Благинина)
- Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?
- Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
- На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой и во второй загадках?
- Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).
- Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?
- Какие общие признаки у лисы и моркови?
- Как называется такой приём сравнения? (Метафора).
- В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?
Задание 3
Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Послушайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. (Раздаточный материал).
- Какие звуки весны вы услышали?
- Как вы понимаете значение слова мелодия?
- В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?
- Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". »
8
МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок русского языка по теме
«Когда слово употребляется в переносном значении».
(по учебнику Русский язык. 5 класс: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; по ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2011)
Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы.
2014 г.
Задачи: 1) организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно-выразительных возможностей слова: показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;
2) содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся;
3) создать благоприятные условия для воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный.
План урока
I. Организационный момент.
Приветствие
Вот и прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
Разминка «Сорви ромашку».
(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).
- Что такое лексика?
- В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка?
- Что такое лексическое значение слова?
- Сколько лексических значений имеет слово? Например:
- Как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
- Какое значение называется переносным? Например
III. Постановка темы и задач урока.
1. Слово учителя (Слайд 1)
Обратите внимание на тему, записанную на доске: «Когда слово употребляется в переносном значении». Вам знакома эта тема? Почему же тогда мы снова к ней возвращаемся? (Наверное, мы должны узнать что-то новое по этой теме)
Правильно, мы продолжим изучать значение и изобразительно-выразительные возможности слов. Но сначала предлагаю вам совершить «небольшую прогулку на речку» вместе с поэтессой Ириной Токмаковой, чтобы разгадать загадку одного деревца. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.
- Что показалось вам необычным в этом стихотворении?
- Какие слова указывают на то, что ива как живая? Назовите их.
- Ещё раз внимательно прочитайте эти слова. Какой они рисуют иву в стихотворении? (Плачущей, как девушка)
3. Слово учителя
Поэтесса И.Токмакова увидела сходство между ивой и плачущей девушкой. Однако увидеть сходство между разными предметами – задача нелёгкая. На нашем уроке мы будем с вами учиться наблюдать у поэтов, писателей, обладающих особым даром замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, поэты постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением.
Так в языке появляются особые выразительные средства – тропы – слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой». (Слайд 2)
IV. Освоение нового материала.
Задание 1
Откройте учебники на странице 84, выразительно прочитайте лингвистический текст упр. 258.
Задание 2
- Какие слова вам не знакомы?
(Слайд 3)
В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является перено́сным. Видами переносного употребления являются: метафора, олицетворение, эпитет.
Разъясните их значение с помощью словарной статьи. (Слайд 4)
V.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем - поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)
VI. Первичное закрепление нового материала.
Задание 1(Слайд 5)
- Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности – тропы – метафоры, эпитеты, олицетворения.
- Какие картины «видятся» вам за этими словами?
1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.
2) Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
Задание 2(Слайд 6)
Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок
Сидит в темнице, Лису из норки поволок.
А коса на улице. На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Народная загадка) (Е.Благинина)
- Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?
- Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
- На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой и во второй загадках?
- Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).
- Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?
- Какие общие признаки у лисы и моркови?
- Как называется такой приём сравнения? (Метафора).
- В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?
Задание 3
Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Послушайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. (Раздаточный материал).
- Какие звуки весны вы услышали?
- Как вы понимаете значение слова мелодия?
- В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?
- Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты.