kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку на тему "Когда слово употребляется в переносном значении".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме

«Когда слово употребляется в переносном значении».

(по учебнику Русский язык. 5 класс: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; по ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2011)

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы,
МОУ ССОШ №1, г.Сретенска,
Забайкальского края.

Двадцать второе ноября.

Классная работа.

Когда слово употребляется в переносном значении

  Тропы – слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является переносным. Видами переносного употребления являются:

?метафора,

?олицетворение,

 

?эпитет.    Олицетворение - перенос свойств человека на явления природы и неодушевлённые предметы. 

  Например, весёлый мальчик - весёлый ветер,
Лиза хмурится - небо хмурится,
 малыш улыбается - солнце улыбается.

 Метафора - это переносное употребление слов на основе сходства.
Например:
ветка дерева -  железнодорожная ветка,
корень растения - корень слова.

Эпитет – определение, прибавляемое

к названию предмета или лица для большей художественной выразительности. Чаще всего это прилагательное, употреблённое в переносном значении. Например,

золотые монеты - золотые руки,

     волчья пасть         -  волчий аппетит,

     каменная стена – каменное сердце.

Запишите предложения и подчеркните в предложенных

отрывках средства выразительности –тропы – метафоры,

эпитеты, олицетворения.

  Какие картины «видятся» вам за этими словами?

-1)Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

2) Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

Отгадайте загадки

1. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Народная загадка)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(Е. Благинина)

1. Определи, в каком ряду находится метафора? 

нос корабля, крыло самолёта

сладкие воспоминания, солнечное настроение 

ветер воет, мороз лечит 

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение? 

изумрудные глаза, золотые руки 

гора подарков, куча желаний 

сердитая зима,  дремлет лес 

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты? 

серп луны, река времени 

жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы 

злой ветер, весёлое солнышко 

Всё получилось на уроке

Что-то не получилось

Ничего не получилось

Домашнее задание

?Параграф 34,

?записи в словаре,

?упражнение 260.

 

 

?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". »

Урок русского языка по теме «Когда слово употребляется в переносном значении».  (по учебнику Русский язык. 5 класс: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; по ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2011) Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы,  МОУ ССОШ №1, г.Сретенска,  Забайкальского края.

Урок русского языка по теме

«Когда слово употребляется в переносном значении».

(по учебнику Русский язык. 5 класс: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; по ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 11-е изд. – М.: Дрофа, 2011)

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ ССОШ №1, г.Сретенска, Забайкальского края.

Двадцать второе ноября. Классная работа .

Двадцать второе ноября.

Классная работа .

Когда слово употребляется в переносном значении

Когда слово употребляется в переносном значении

Тропы –  слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

Тропы – слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является переносным . Видами переносного употребления являются:

В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является переносным . Видами переносного употребления являются:

  • метафора,
  • олицетворение,
  • эпитет.
Олицетворение - перенос свойств человека на явления природы и неодушевлённые предметы.    Например, весёлый мальчик - весёлый ветер,  Лиза хмурится - небо хмурится,    малыш улыбается - солнце улыбается .

Олицетворение - перенос свойств человека на явления природы и неодушевлённые предметы. Например, весёлый мальчик - весёлый ветер, Лиза хмурится - небо хмурится, малыш улыбается - солнце улыбается .

Метафора -  это переносное употребление слов на основе сходства.   Например:  ветка дерева - железнодорожная ветка ,  корень растения - корень слова.

Метафора - это переносное употребление слов на основе сходства. Например: ветка дерева - железнодорожная ветка , корень растения - корень слова.

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности. Чаще всего это прилагательное, употреблённое в переносном значении. Например, золотые монеты - золотые руки ,  волчья пасть - волчий аппетит,  каменная стена – каменное сердце.

Эпитет – определение, прибавляемое

к названию предмета или лица для большей художественной выразительности. Чаще всего это прилагательное, употреблённое в переносном значении. Например,

золотые монеты - золотые руки ,

волчья пасть - волчий аппетит,

каменная стена – каменное сердце.

Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности – тропы – метафоры, эпитеты, олицетворения.  Какие картины «видятся» вам за этими словами? Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше. 2) Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу .

Запишите предложения и подчеркните в предложенных

отрывках средства выразительности – тропы – метафоры,

эпитеты, олицетворения.

Какие картины «видятся» вам за этими словами?

  • Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

2) Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу .

Отгадайте загадки 1. Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Народная загадка) 2. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус, как сахар, сладкая. (Е. Благинина)

Отгадайте загадки

1. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Народная загадка)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(Е. Благинина)

1. Определи, в каком ряду находится метафора? нос корабля, крыло самолёта сладкие воспоминания, солнечное настроение ветер воет, мороз лечит

1. Определи, в каком ряду находится метафора?

нос корабля, крыло самолёта

сладкие воспоминания, солнечное настроение

ветер воет, мороз лечит

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение?    изумрудные глаза, золотые руки гора подарков, куча желаний сердитая зима, дремлет лес

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение?

изумрудные глаза, золотые руки

гора подарков, куча желаний

сердитая зима, дремлет лес

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты? серп луны, река времени жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы злой ветер, весёлое солнышко

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты?

серп луны, река времени

жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы

злой ветер, весёлое солнышко

Всё получилось на уроке Что-то не получилось Ничего не получилось

Всё получилось на уроке

Что-то не получилось

Ничего не получилось

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 34,
  • записи в словаре,
  • упражнение 260 .
Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация к уроку на тему "Когда слово употребляется в переносном значении".

Автор: Варанкина Ирина Владимировна

Дата: 29.06.2014

Номер свидетельства: 108999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Презентация на тему: Омонимы "
    ["seo_title"] => string(32) "priezientatsiia-na-tiemu-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "157994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421678936"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-v-4-m-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "170632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423577224"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Открытый урок по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi-urok-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "287508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454498693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства