Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»
Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»
Дюсенева Дарига Гариффуловна
Воспитатель
ГККП ДО №18 «Балдырган»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Художественная литература как средство
воспитания гуманных чувств к природе»
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека воспитывается с детства в семье и дошкольной организации.
Природа – не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания ребенка.
Правильные представления о природе, полученные с детства, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. Сегодня непоколебима идея приобщения детей с самого раннего детства к художественной литературе. Именно художественные произведения позволяют ребенку познакомиться с окружающей действительностью. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, а это приводит к развитию умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет их знания.
Дети всегда и везде, в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы – все это привлекает внимание детей, дает богатую пищу для их развития.
Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-этические чувства детей. Возникающая при этом связь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки обогащают занятие, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
И я считаю, что нравственно-этическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природе, эмоционально откликается не нее, активно за ней наблюдает, замечает изменения и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, используя выразительные средства художественного слова.
Поэтому, прежде, чем приступить к работе по теме творческого поиска, я провела тщательный отбор художественного материала. Очень важно отобрать для чтения и исполнительской деятельности высоко художественные произведения, в которых явления природы раскрываются как бы с новых сторон, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, я всегда помню, что разные литературные жанры по-разному воздействую на детей:
-Народная сказка раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека.
-Рассказы о природе способствуют воспитанию нравственных чувств, гуманизма.
-Поэтические произведения дают представления о разнообразии поэтического образа природы.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, тянется к красивому, испытывает радость общения с природой. Его первое знакомство с поэтическим образом природы происходит в сказках, потешках, стихотворениях.
Ставя перед собой задачу, познакомить детей с фольклором, я стремлюсь дать детям представление о народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках, познакомить с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников.
Мне хочется, чтобы дети узнали истоки народной культуры, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
Жизнь народа связана с природой, природными явлениями, от умения к которым часто зависела жизнь человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре отводится большое место природе, временам года.
Фольклорные праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Готовясь к ним, я много рассказываю детям о красоте природы нашего Приуралья, напоминаю о бережном отношении к ней. Но главное то, что они учат добру, любви к Родине и родной природе.
Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине.
Казахстан – страна богатейшая в природном отношении, как по красоте природы, так и по изобилию животных и растений, природных ресурсов. Но так было раньше, но в настоящее время многие растения, животные занесены в Красную книгу. Поэтому, знакомя детей с фольклором, я стараюсь связать это знакомство с вопросами экологического воспитания дошкольников.
Нравственно-этическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природе, эмоционально откликается не нее, активно за ней наблюдает, замечает изменения и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, используя выразительные средства художественного слова.
Одновременно с развитием восприятия художественного слова у детей развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Свои наблюдения за природными явлениями дети отражают в играх и самостоятельной творческой деятельности. Очень нравится детям придумывать творческие рассказы о природе: по картинам, при непосредственном восприятии природных явлений. Желание детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, высказывания – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. А творчество детей свидетельствует о том, что они приобрели определенные знания о природных явлениях, научились выражать свои мысли и чувств.
Театральные игры, праздники и развлечения экологической направленности обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников. Они помогают детям увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Считаю, что строить экологические праздники необходимо так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к родной природе.
Эстетическое воздействие произведений искусства будет максимальным, если пользоваться разнообразными выразительными художественными средствами: интонацией, мимикой, жестами. На чувства детей также оказывает большое влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т. п.
Сказанное позволяет утверждать, что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.
Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.
Научить ребенка видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней мне помогает метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы.
Кроме этого, эстетическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Знания о природных явлениях, полученные на прогулках и экскурсиях, углубляются и дополняются на художественно-речевых занятиях.
Эмоциональное восприятие природы и ее поэтического образа я закрепляю и совершенствую в деятельности детей, в обучении их практическим действиям – рассказывание, ответы на вопросы, чтение наизусть.
Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности я применяю метод проблемных, поисковых ситуаций. Для этого использую словесные игры, отгадать или придумать свою загадку, сочинить сказку, рассказ, стихотворение.
Считаю, что эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса еще более эффективно осуществляется при ознакомлении детей с поэтическими произведениями и их разучивании. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают речь ребенка. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.
Считаю, что интерес детей к природе, эмоционально-образное восприятие ими ее отражения в художественных произведениях развивают нравственно-этические чувства. Ребенок приобщается к красоте, а это первый росток доброго чувства, которое при умелом воспитании превратиться в активную деятельность.
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями позволяет мне: повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей; создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения; помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка, а живое слово, представленное в виде простого, несложного художественного рассказа о природных явлениях должно иметь постоянный доступ к детям как при проведении прогулок и экскурсий, так и на художественно-речевых занятиях, так как использование художественных произведений на занятиях по экологии и в повседневной жизни учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»»
Дюсенева Дарига Гариффуловна
Воспитатель
ГККП ДО №18 «Балдырган»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Статья «Художественная литература как средство
воспитания гуманных чувств к природе»
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека воспитывается с детства в семье и дошкольной организации.
Природа – не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания ребенка.
Правильные представления о природе, полученные с детства, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. Сегодня непоколебима идея приобщения детей с самого раннего детства к художественной литературе. Именно художественные произведения позволяют ребенку познакомиться с окружающей действительностью. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, а это приводит к развитию умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет их знания.
Дети всегда и везде, в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы – все это привлекает внимание детей, дает богатую пищу для их развития.
Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-этические чувства детей. Возникающая при этом связь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки обогащают занятие, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
И я считаю, что нравственно-этическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природе, эмоционально откликается не нее, активно за ней наблюдает, замечает изменения и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, используя выразительные средства художественного слова.
Поэтому, прежде, чем приступить к работе по теме творческого поиска, я провела тщательный отбор художественного материала. Очень важно отобрать для чтения и исполнительской деятельности высоко художественные произведения, в которых явления природы раскрываются как бы с новых сторон, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, я всегда помню, что разные литературные жанры по-разному воздействую на детей:
-Народная сказка раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека.
-Рассказы о природе способствуют воспитанию нравственных чувств, гуманизма.
-Поэтические произведения дают представления о разнообразии поэтического образа природы.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, тянется к красивому, испытывает радость общения с природой. Его первое знакомство с поэтическим образом природы происходит в сказках, потешках, стихотворениях.
Ставя перед собой задачу, познакомить детей с фольклором, я стремлюсь дать детям представление о народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках, познакомить с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников.
Мне хочется, чтобы дети узнали истоки народной культуры, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
Жизнь народа связана с природой, природными явлениями, от умения к которым часто зависела жизнь человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре отводится большое место природе, временам года.
Фольклорные праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Готовясь к ним, я много рассказываю детям о красоте природы нашего Приуралья, напоминаю о бережном отношении к ней. Но главное то, что они учат добру, любви к Родине и родной природе.
Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине.
Казахстан – страна богатейшая в природном отношении, как по красоте природы, так и по изобилию животных и растений, природных ресурсов. Но так было раньше, но в настоящее время многие растения, животные занесены в Красную книгу. Поэтому, знакомя детей с фольклором, я стараюсь связать это знакомство с вопросами экологического воспитания дошкольников.
Нравственно-этическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природе, эмоционально откликается не нее, активно за ней наблюдает, замечает изменения и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, используя выразительные средства художественного слова.
Одновременно с развитием восприятия художественного слова у детей развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Свои наблюдения за природными явлениями дети отражают в играх и самостоятельной творческой деятельности. Очень нравится детям придумывать творческие рассказы о природе: по картинам, при непосредственном восприятии природных явлений. Желание детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, высказывания – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. А творчество детей свидетельствует о том, что они приобрели определенные знания о природных явлениях, научились выражать свои мысли и чувств.
Театральные игры, праздники и развлечения экологической направленности обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников. Они помогают детям увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Считаю, что строить экологические праздники необходимо так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к родной природе.
Эстетическое воздействие произведений искусства будет максимальным, если пользоваться разнообразными выразительными художественными средствами: интонацией, мимикой, жестами. На чувства детей также оказывает большое влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т. п.
Сказанное позволяет утверждать, что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.
Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.
Научить ребенка видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней мне помогает метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы.
Кроме этого, эстетическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Знания о природных явлениях, полученные на прогулках и экскурсиях, углубляются и дополняются на художественно-речевых занятиях.
Эмоциональное восприятие природы и ее поэтического образа я закрепляю и совершенствую в деятельности детей, в обучении их практическим действиям – рассказывание, ответы на вопросы, чтение наизусть.
Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности я применяю метод проблемных, поисковых ситуаций. Для этого использую словесные игры, отгадать или придумать свою загадку, сочинить сказку, рассказ, стихотворение.
Считаю, что эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-эстетических чувств, обогащение словарного запаса еще более эффективно осуществляется при ознакомлении детей с поэтическими произведениями и их разучивании. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают речь ребенка. Поэтический образ открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.
Считаю, что интерес детей к природе, эмоционально-образное восприятие ими ее отражения в художественных произведениях развивают нравственно-этические чувства. Ребенок приобщается к красоте, а это первый росток доброго чувства, которое при умелом воспитании превратиться в активную деятельность.
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями позволяет мне: повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей; создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения; помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка, а живое слово, представленное в виде простого, несложного художественного рассказа о природных явлениях должно иметь постоянный доступ к детям как при проведении прогулок и экскурсий, так и на художественно-речевых занятиях, так как использование художественных произведений на занятиях по экологии и в повседневной жизни учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.