Просмотр содержимого документа
««Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением».»
Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением».
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «обращение», обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты: предметные (знать определение обращения, правильно выделять обращения на письме, составлять схемы предложений с обращением, разобрать случаи возможного смещения подлежащего и обращения). Метапредметные (возможность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, интернет-ресурсы, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой). Личностные (понимание русского языка как одной из основных культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности).
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы обучения.
Наглядно-демонстративный материал: презентации по теме урока.
Организационная структура урока:
Этапы урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (вступительное слово учителя). «Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи…Недаром же хорошую речь называют музыкальной». (К.Станиславский)
2.Актуализация и проблемное учебное действие. Учащиеся получили опережающее задание: найти предложение с обращениями в русских народных сказках и сказках А.С.Пушкина. (работа проводилась с 3 творческими группами).
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч» (объяснить орфограммы).
«Чего тебе надобно, старче?»
«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи»
«Смилуйся, государыня рыбка»
«Здравствуй, утро прекрасное»
3.Выявление места и причины затруднения (эвристическая беседа, рассказ учителя).
-Есть ли разница в обращении героев друг к другу? От чего зависит обращение к человеку? ( От ситуации, возраста, отношений между людьми.)
-На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство- обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку.
Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и др.)
4.Физминутка:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише; деревцо все выше, выше.
5.Построение проекта выхода из затруднения (беседа по вопросам, формулирование правила, составление схемы- помощницы).
-Итак, ребята, мы нашли обращение в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми.
-Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страницам нашей повседневной жизни ( на слайдах- картинки по теме заданной ситуации). Составить предложения с обращениями, записать их в тетрадях. Например, разговор с мамой, встреча с другом, поведение на перемене.
6. Работа с учебными пособиями, проверка знаков препинания по схемам.
- А теперь проверим знаки препинания.
7.Творческая и практическая деятельность (прочитайте текст, найдите обращения, расставьте знаки препинания, запишите в тетради, продолжите рассказ (3-4предложения), используя обращение.)
Что такое духовная гимнастика?
Дорогой друг! Отложи книгу, обойди комнату, потихоньку прикоснись к каждой вещи: к обоям, стеклу, столу. Выйди на улицу, дотронься до дерева, заборчика, двери. Представь людей, которые делали эти вещи. Может быть, это был твой отец или сосед. Попытайся, юный друг, почувствовать человеческое тепло во всем, что нас окружает.
Ответь на вопросы:
А) О чем данный текст, какова его тема, главная мысль?
Б) Как нужно обращаться с вещами, в которые вложен труд людей?
В) Найди предложения с обращениями, составь схемы этих предложений.
Взаимопроверка.
8. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.
-Посмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:
1.Где может стоять обращение: в начале, середине или конце предложения?
2. Сколько слов может включать обращения?
3.Какую форму имеет обращение?
4.В какой речи чаще всего употребляется обращение?
-А теперь заучим стихотворение об обращении.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
9. Рефлексия. Заключительная беседа.
- Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом.
10.Домашнее задание: написать небольшой (5-6 предложений) рассказ по картине Н.Дубовского «Пейзаж с березами», используя обращения. Выучить правило и стихотворение про обращение.
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
["file_id"] => string(6) "117439"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412786681"
}
}