Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»
Е.А.Шилова, учитель русского языка и литературы ГБОУ ШИ № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга
I. Пояснительная записка
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса общеобразовательной школы.
Тема урока: «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением».
Цели урока:
Ø Образовательные:
- формировать умение и навыки находить обращения в речи.
Ø Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие способности общаться и договариваться, работая в группах.
Ø Воспитательные:
- воспитание умения анализировать свою работу;
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях.
Задачи урока:
- развитие умения находить обращения, выделять на письме запятыми, в устной речи - интонационно
- развитие умений использования полученных знаний в дальнейшей работе;
- развитие ситуации успеха.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые технологии: на уроке используются элементы технологии ИКТ, сотрудничества, технологии проблемного обучения, что подводит меня к использованию деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных методов обучения.
Методы обучения: методы устного контроля и самоконтроля, методы стимулирования интереса к учению, индивидуальная работа, работа в парах.
Раздаточный материал: цветные карточки с заданиями.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint – 13 слайдов.
Продолжительность урока: 30 минут.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему с постановкой вопросов по теме.
3. Открытие нового знания.
4. Закрепление полученных связей.
5. Применение вежливых формул в различных ситуациях.
6. Рефлексия.
7. Постановка домашнего задания.
8. Заключение.
II. Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к работе.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна. (Слайд1) Давайте с вами настроимся на плодотворное сотрудничество. Как ваше настроение?
- Введение в тему с постановкой вопросов по теме.
Приём: использование нестандартной ситуации.
- Я сейчас вам зачитаю отрывки из произведений А.С.Пушкина. А вы внимательно послушайте и подумайте, что объединяет все эти строки. (Слайд 2)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы.
Ах, няня, няня, я тоскую, милая моя. – Дитя моё, ты нездорова.
Как грустно мне твоё явленье, весна, весна!
Бог с тобою, золотая рыбка!
Свет мой, зеркальце! скажи…
Отпусти ты, старче, меня в море!
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Учитель: Что связывает все эти предложения? (Обращение).
- Назовите обращения. Они бывают распространенными и нераспространенными.
- Кто может назвать тему урока? (Обращение).
-Давайте откроем тетради, отступим две строки и запишем тему урока.
3. Открытие нового знания.
Прием: изучение нового материала.
Учитель: Обратите внимание на экран, к кому обращается А.С.Пушкин? К лицу или к предмету? (Можно обратиться и к лицу, и к предмету).
- Ребята, в устной речи, когда мы к кому-либо обращаемся, используем звательную интонацию, а что происходит в письменной речи? (Запятыми) (Слайд 3)
- Правильно, где бы ни находилось обращение (в начале, середине или в конце предложения), оно всегда выделяется чем? (Запятыми).
- Но только ли запятыми? А если обращение произносится с особым чувством? (То оно выделяется в конце предложения восклицательным знаком).
- Попробуйте произнести предложения, где стоит восклицательный знак, с особым чувством.
Учитель: Теперь сравним два предложения: (Слайд 4)
„Отпусти ты, старче, меня в море!"
Старче отпустил меня в море.
- Чем является слово старче в двух примерах? В первом? (это обращение)
-Во втором? (подлежащее).
-Почему? (В предложении говорится о старче)
- А в первом предложении можно задать вопрос? (нет).
-Правильно, поэтому обращение является членом предложения или нет? (нет, потому что к нему нельзя задать вопрос).
-Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 5) Посмотрите, как схематично можно обозначить обращение
[О,…]. […,О,…]. […,О].
-Таким образом, обращение не является членом предложения и обозначается таким знаком.
- Что же такое обращение? Посмотрите на экран. (Слайд 6) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.
4. Закрепление полученных знаний.
Приём: разноуровневая групповая работа.
Учитель: Теперь давайте закрепим полученные знания. Откройте учебник, найдите упражнение 272. Как вы уже заметили, я разделила вас на группы. И у каждой будет своё задание. На парте у вас лежит зеленая карточка. Прочитайте задание, обсудите друг с другом, запишите предложение в тетрадь. Затем выберите одного человека от вашей группы, который расскажет нам, что же у них получилось. На выполнение задания у вас по три минуты.
1. группа. Записать четвертое предложение упражнения 272. Найти нераспространенное обращение.
Алгоритм ответа:
- прочитать предложение;
-назвать обращение.
2. группа. Записать третье предложение упражнения 272. Найти распространенное обращение.
Алгоритм ответа:
- прочитать предложение;
-назвать обращение.
3. группа. Записать второе предложение упражнения 272. Расставить знаки препинания. Найти обращение.
Алгоритм ответа:
-прочитать предложение;
-назвать обращение:
-сказать, где поставлены запятые.
4. группа. Записать первое предложение упражнения 272. Расставить знаки препинания. Найти обращение. Составить схему.
Алгоритм ответа:
-прочитать предложение;
-назвать обращение:
-сказать, где поставлены запятые;
-нарисовать схему на доске.
- Молодцы, все группы справились с заданием.
- Применение вежливых формул в различных ситуациях
Приём: индивидуальная работа в группах.
- Мы знаем с вами, что существуют не только математические формулы,
но и вежливые формулы. Я для вас подготовила формулы-просьбы и формулы – отказы.
- Достаточно ли для культурного человека только знание этих слов - формул?
Что обязательно нужно знать? (как и где применять формулы в конкретных жизненных ситуациях)
- Сейчас вы покажете умение применять знания на практике.
- Возьмите оранжевые карточки. У каждой группы своё задание. 1 и 2 группы записывает на лист, что получилось, затем один человек от группы рассказывает это всему классу. Одной группе попадётся просьба, другой отказ, будьте внимательны! Есть верные и неверные выражения, вам нужно выбрать правильное. А 3 и 4 группе нужно инсценировать, проиграть ситуацию. 2 человека от группы встают и показывают, что получилось. На выполнение задания даю вам 2 минуты. Группа, выполнившая задание поднимает руку.
Пожалуйста.
Будьте так любезны.
Будьте добры.
Извините.
Простите.
Ситуации:
3 группа. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
Используйте обращение и вежливую формулу.
1 группа. Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании.
Используйте обращение и вежливую формулу.
Не буду и не просите.
Режьте меня, но задание не выполню.
Не хочу и не буду.
Простите.
К сожалению, у меня нет времени.
Скорее всего, я не успею.
Я бы с радостью сделал, но.
Спасибо, но мне не нужно.
Ситуации:
4 группа. Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и вежливые формулы.
2 группа. Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и вежливые формулы.
6. Рефлексия.
Учитель: А теперь, ребята, послушайте меня внимательно. Вам нужно будет продолжить мое высказывание.
- Обращение может быть распространенным и…(нераспространенным).(Слайд 7)
- Обращение в начале, в середине и в конце предложения выделяется….(запятыми) (Слайд8)
- Если обращение произносится с особым чувством, то после него ставится….(восклицательный знак). (Слайд 9)
-Является ли обращение членом предложения? (нет).
Почему? (потому, что к обращению нельзя задать вопрос).
- Как графически обозначается обращение? (значками в виде галочек)
- Что же такое обращение? Кто может сказать? (Обращение – это) (Слайд 10)
Учитель: Дорогие ребята, я хвалю вас сегодня за работу на уроке. Вы молодцы!
- Обменяйтесь тетрадями с соседом и запишите в тетрадь предложение, используя обращение в виде похвалы однокласснику. Снова обменяйтесь тетрадями. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
-Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
(Слайд 11) На экране записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
- Почему я написала эти глаголы? (это оценка вашей работы на уроке)
- Выберите свой глагол, а, может, несколько.
-Мирослава, назови свой глагол.
-Что было интересным, что запомнилось? (Работа в группах). Устали? Как настроение?
7. Постановка домашнего задания.
Учитель: Вы молодцы, хорошо сегодня поработали.
- Пожалуйста, решите в группах, какую отметку вы поставите каждому за работу на уроке. Выпишите отметки на листок, после урока отдадите его Надежде Аркадьевне. Она сегодня смотрела на то, как вы работаете, и поставит всем хорошие отметки.
(Слайд 12) Домашнее задание: упражнение 274.
И еще небольшое творческое задание. У вас на партах лежат белые карточки, дома напишите мне сообщение, либо отправьте на электронную почту. Только, обязательно, используя что? (обращение).
Заключение.
(Слайд 13) Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать. Можете отдыхать.
Библиография
- Русский язык 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. 1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва, Н.А.Исаева; под научн. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Баллас, 2012. – 256 с.: (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319 с.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2012. – 270 с.
- Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Е.И.Никитина. – М.: Дрофа, 2012. – 191 с.