Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных обстоятельствах, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
образовательная: систематизация сведений об обособленных обстоятельствах;
развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельства, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами и использовать их в речи, графически выделять обособленные обстоятельства;
Подготовка к ОГЭ.
воспитательная: воспитание культуры речи учащихся. Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к русскому языку через образцы художественной речи
Тип урока: урок - практикум (систематизации и обобщения ранее изученного материала, урок сообщения новых знаний, урок-исследование.)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Средства обучения: тетрадь, классная доска, отрывки из текстов художественных произведений, презентация, тест.
Технология реализации: -развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке
Цели урока:
1.Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.
2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
.Задачи урока:
Закрепить знания о причастном обороте, умения выделять их в предложениях
Формировать представление об обособлении и смысловой самостоятельности обособленных членов
Формировать навыки опознавания обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами
- уметь при чтении выделять интонационно обособленные члены предложения;
- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
II. Метапредметные (УУД):
- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);
- проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);
- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения (познавательные).
III. Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.
Оборудование:
1.Учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Т. А. Ладыженской
2. Раздаточный материал
3. План урока урока
4. Презентация к уроку
План урока:
Повторение изученного материала об обособлении определений и приложений.
Мастерская: построение новых знаний об обособлении обстоятельств, их стилистической роли в речи.
Ход урока.
1.Оргмомент. Рефлексия в начале урока. 1мин
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые приехали с разных школ нашего района, и мы рады нашим гостям, желаем им добра. А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.
2. Ознакомление с технологической картой урока. 1 мин.
В течение урока каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определённым количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.
3. Актуализация 3 мин Руслан
Орфоэпическая разминка : предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля, улыбаться, напевать, углубить. На доске 1 человек выставляет ударение
Проверка по эталону листок дать Руслан
Все Словарный под диктовку Пр...одолевая пр...грады, делит...ся (по)братски, (ни)чуть не ж...лея о потрачен...ом врем...ни, пр...творив м..чту в жизнь.
Проверка по компьютеру.
Оценивание
4. Постановка проблемы. 2мин.
- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум:
«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.
Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»
- Как он это сделал? На компьютере
5. Фронтальный опрос. 1 мин. -Какую тему изучаем:
-Давайте вспомним, что такое обособление?
+выделение по смыслу и интонационно второстепенных членов предложения, чтобы придать им самостоятельность.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения. Изучение этой темы важно для каждого, потому что в содержание экзаменационных работ по русскому языку как в 9, так и в 11 классах включены задания по распознаванию, классификации и выделению обособленных членов предложения.
_О каких обособленных членах мы уже говорили на предыдущих уроках?
+обособления определений и приложений.
6. Мозговой штурм («Да»/ «Нет») устно
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 мин.
1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? А.Да
2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения,? ДА
3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет
4 Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, обосабливаются? Да
5. согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, всегда обособляются? нет
6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет
7. приложения после имени собственного Всегда обособляется? Да
Оценивание
Обособляются: теория для меня.
любые определения, приложения относящиеся к личному местоимению;
согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного;
согласованные нераспространенныеоднородные определения, стоящие после определяемого существительного;
согласованные определения, стоящие перед определяемым сущ., если:
а) имеют добавочное обстоятельственное значение;
б) отделены от определяемого слова другими членами предложения.
Задание: 2 вариант – записать номера предложений с обособленным определением; I вариант– с обособленным приложением. Раздать материал.
Выборочный цифровой диктант.
Задание: 1 вариант – записать номера предложений с обособленным приложением, 2 вариант – с обособленными определением
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел, застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.
– Какой номер вы не выписали? Запишем его. + (8.) Лиза
Синтаксический разбор: Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину. Повеств, невосклиц, прост, осложнено дееприч оборот, двусост, полное, распр. 2мин
Почему? (Потому что в этом предложении есть другой обособленный член.) Какой второст. Член обособлен? (Обособленное обстоятельство.) Вот о нем мы и будем сегодня говорить.
Записываем тему урока: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом
Выслушав - морфологический разбор.
9.Целеполагание и мотивация: 1 мин.
-Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).
- знать правила обособления обстоятельств;
- уметь при чтении выделять интонационно обособленные члены предложения;
- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
10.Изучение нового материала. Выход из затруднения. 4мин Проанализируйте предложения, сформулируйте правила обособления обстоятельств, где они могут стоять в предложении? Определите вид обстоятельства. Работаем в паре. Как нужно работать? Консультант.
1 пара
обстоятельств образа действия:
Лось стоял на дороге, гордо подняв свою красивую голову. (В. Попов);
времени:
Проводив товарищей, Таня долго стояла молча. (Н. Островский);
2 пара Проанализируйте предложения, сформулируйте правила обособления обстоятельств, где они могут стоять в предложении? Определите вид обстоятельства.
причины:
А ветер, устав от игры, валялся в гнезде зелёном. (В. Проталин);
условия:
Не имея терпения, ничему не научишься. (Пословица);
следствия:
Снег с полей сошёл за одну неделю, обнажив парящую землю. (А. Мусатов)
Опираясь на проанализированные предложения, сформулируем правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом
Эти обороты имеют значение:
Вывод: обстоятельства обособляются в любом месте предложения
• Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.
-Как выделяем Д.О.+Чертами Выделим.
- Где проверим наш вывод7
+В учебнике.
-Вы проверите в справочном материале.
Справочный материал
Выделяются на письме запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 1) Мать несколько раз обернулась, взмахивая платком.
От деепричастий нужно отличать фразеологические обороты наречного значения спустя рукава, сломя голову и др., связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие фразеологические обороты не обособляются, например:1) Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
-что нового узали?
+Д.О. входит во фразеологический оборот не обосабливается. запишем предложение
Во время школьной перемены не беги в столовую сломя голову.
Деепричастный оборот - фразеологизм
Алгоритм «Как определить обособленное обстоятельство»
1. Задать вопрос от глагола- сказуемого к обстоятельству.
2.Определить, чем выражено.
3.Поставить знаки по правилу.
-Показать виды обстоятельств по компьютеру..
11.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: 2мин.
Пунктуационный разбор.
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения; совершенствовать умение применять полученные знания на практике.
Как вы уже поняли, сегодня мы в гостях у старого знакомого – Предложения.
Задание 11 Пунктуационный разбор.
Прочитать предложение, расставить знаки препинания, найдите обособление. Задание выполняется по цепочке с комментированием.
Чиновники, увидев проявление дерзости с его стороны,
подняли тревогу. (А. Толстой)
2) Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы. (Л. Толстой)
3)Накрыв шапкой ежа, мы не знали, как пересадить его в корзину. (К. Паустовский).
4)Ветер свистел, раскачивая деревья,
Физминутка. 1 мин
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вниз и вверх. Повторить 4-5 раз.
Найти глазами в кабинете предметы красного, желтого и зеленого цветов.
12. Включение в систему знаний и повторение в паре
12. творческая работа в паре 4мин.
12. творческая работа Из двух предложений составьте одно, заменив второе предложение деепричастным оборотом. записать
1. На краю поляны рос могучий дуб.
Он широко раскинул свои ветви.
2. Снег осыпался с вершин деревьев.
Он сверкал на солнце.
Упростите предложение. Замените придаточные предложения синонимичными им деепричастными оборотами.
Ученики хорошо усвоили материал, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
12. творческая работа Из двух предложений составьте одно, заменив второе предложение деепричастным оборотом.
1. Вечер тихо таял. Он как бы переливался в звездную ночь.
2.На опушке леса стояла стройная березка. Она робко шелестела листвой.
Замените придаточное предложение синонимичными им деепричастными оборотами.
1.Ты не сможешь успешно заниматься спортом, если не бросишь курить.
13. работа над грамматическими ошибками. 1мин устно
13. работа над грамматическими ошибками.
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
Увидев шоколадный торт, у Кости потекли слюнки.
13. работа над грамматическими ошибками.
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
Оказавшись в темноте, на мальчика подуло ветром.
Обратите внимание: основное действие, обозначенное глаголом—сказуемым, и добавочное действие, обозначенное обособленным обстоятельством относятся к одному лицу.
14. Задание. Готовимся к ОГЭ.5 этап 2мин.
Индивидуально проверка по шаблону
Цель: активизировать и систематизировать знания учащихся по теме.
14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3, 4 4)3,4
15.Проведем исследование (раздается каждой команде текст
художественного произведения) 2мин мин роль использования д.о. в худ. литер
Как великие мастера помогают понять красоту и богатство поэтического слова? - Расставить знаки препинания и определить, для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе.
15.Проведем исследование : для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе? Индивидуально. Записать.
Расставить знаки препинания и определить, для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе.
Отрывок из повести «Детство» М.Горького, где даётся описание бабушки:
« Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня…»
(Автор, используя обособленные члены предложения, подчёркивает главную мысль – бабушка для Алёши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, вывела в свет из темноты.)
(Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создаёт экспрессивность, усиливает динамику эпизода).
Как говорил известный лингвист Д.Э.Розенталь:
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.
16. Тест 5мин.
17. Тест
I. Найти словосочетания с деепричастием.
1. Выкрашенный краской;
2. выкрасив краской;
3. устроенный по проекту;
4. устроившись на ночлег;
5. запертый дома;
6. заперев дома.
II. Найти предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1. Из дома вышел человек и направился к машине.
2. Выйдя из дома человек направился к машине.
3. Человек вышедший из дома направился к машине.
4. Берега окружающие озеро густо поросли камышом.
5. Не замечая меня лебеди плавали переговаривались
Задание 3.
В каком примере допущена ошибка:
1). Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.
2). Читая стихи, обращайте внимание на ритм.
3). Войдя в комнату, Петя поздоровался.
Ответы:1). 2 4 6 2). 25 3). 1
17. Работа со слайдом «Обособленное обстоятельство». 1мин
Чтение слайда. Учащиеся отвечают на вопросы:
– Чем может быть выражено обособленное обстоятельство?
– Какие из способов обособления обстоятельств нам уже встречались?
– Какие нам неизвестны?
Обособленное обстоятельство
– Сегодня мы подробнее остановимся на обособленном обстоятельстве, выраженном ДО (деепричастным оборотом) , на следующих уроках рассмотрим обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, существительным с предлогами, уточнением.
18. «Брейн-ринг». 1 мин
Цель: закрепление всего пройденного на уроке
-Обособление – это…
-Какие члены предложения обособляются? (второстепенные)
- Когда обосабливаем обстоятельство? +всегда
-Когда не обособляются обстоятельства? (Фразеологические обороты,
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами
умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
Оценивание работы, оценка.
Дополнительное задание
. Исследоватедьская работа Проблемный вопрос. Работа в паре
Почему в первом предложении перед и нет запятой, а во 2 есть.
1. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
2. Он постоял, вглядываясь в темноту, и , улыбнувшись каким-то своим мыслям, зашагал быстрее.
Исследовательская работа
Почему в первом предложении после союза и и перед ним есть запятая, а во втором нет запятой.
1.Туристы шли по узкой горной тропе, поднимаясь все выше, и, одолев подъем, сделали привал.
2.Поезд, бойко журча колесами и сердито рявкая сиренами, бежал по Подмосковью. (Полевой)
Вывод: Не разделяются запятой, если зависят от одного и того же слова. Во всех остальных случаях отделяются от предшествующего или следующего за ними союза и.
12.Графический диктант. Проверим знания. Есть в предложении обособленные обстоятельства или нет? 1 человек у доски. 3мин Саша
12.Графический диктант. Я диктую
1. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши.
2. Установив орудия, солдаты принялись за подготовку землянок.
3. Работал он не покладая рук.
4. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.
Оценка работы учащихся на уроке.
Обратите внимание: основное действие, обозначенное глаголом—сказуемым, и добавочное действие, обозначенное обособленным обстоятельством относятся к одному лицу.
Технологическая карта урока
Фамилия, имя ученика (цы)…………………………………………
Первый этап (знание и их актуализация)
баллы
мои баллы
примечания
Орфоэпические нормы или
Орфографические нормы.
1-11
1-11
Решение проблемы
фронтальный опрос.
Мозговой штурм
1-4
1-3
1-7
Выборочный цифровой диктант,
Определение темы и задач урока
1-4
1-4
Синтаксический разбор предложения или морфологический разбор деепричастия
1-13
11.Изучение нового материала.
1-4
Пунктуационный разбор
1-6
творческая работа
1-3
14. работа над грамматическими ошибками.
1
15. Задание. Готовимся к ОГЭ
1-4
16.Проведем исследование : для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе?
7 Задание: 2 вариант – записать номера предложений с обособленным определением
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Задание анализ при изучении нового материала
1 пара
Проанализируйте предложения, сформулируйте правила обособления обстоятельств, где они могут стоять в предложении? Определите вид обстоятельства.
Лось стоял на дороге, гордо подняв свою красивую голову. (В. Попов);
Проводив товарищей, Таня долго стояла молча. (Н. Островский);
Справочный материал
Выделяются на письме запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 1) Мать несколько раз обернулась, взмахивая платком.
От деепричастий нужно отличать фразеологические обороты наречного значения спустя рукава, сломя голову и др., связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие фразеологические обороты не обособляются, например:1) Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
Алгоритм «Как определить обособленное обстоятельство»
1. Задать вопрос от глагола- сказуемого к обстоятельству.
2.Определить, чем выражено.
3.Поставить знаки по правилу.
Задание 12 Прочитать предложение, расставить знаки препинания, найдите обособление. Задание выполняется по цепочке с комментированием.
1) Чиновники увидев проявление дерзости с его стороны подняли тревогу. (А. Толстой)
2) Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы. (Л. Толстой)
3)Накрыв шапкой ежа мы не знали как пересадить его в корзину. (К. Паустовский).
4)Ветер свистел раскачивая деревья,
12. творческая работа Из двух предложений составьте одно, заменив второе предложение деепричастным оборотом.
1. На краю поляны рос могучий дуб.
Он широко раскинул свои ветви.
2. Снег осыпался с вершин деревьев.
Он сверкал на солнце.
Упростите предложение. Замените придаточные предложения синонимичными им деепричастными оборотами.
Ученики хорошо усвоили материал, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
13. работа над грамматическими ошибками.
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
Оказавшись в темноте, на мальчика подуло ветром.
14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4
15.Проведем исследование : для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе?
Расставить знаки препинания и определить, для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе.
Отрывок из повести «Детство» М.Горького, где даётся описание бабушки:
« Сказки она сказывает тихо таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками точно вливая в сердце моё силу приподнимающую меня…
16. Тест
I. Найти словосочетания с деепричастием.
1. Выкрашенный краской;
2. выкрасив краской;
3. устроенный по проекту;
4. устроившись на ночлег;
5. запертый дома;
6. заперев дома.
II. Найти предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1. Из дома вышел человек и направился к машине.
2. Выйдя из дома человек направился к машине.
3. Человек вышедший из дома направился к машине.
4. Берега окружающие озеро густо поросли камышом.
5. Не замечая меня лебеди плавали переговаривались
Задание 3.
В каком примере допущена ошибка:
А). Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.
Б). Читая стихи, обращайте внимание на ритм.
В). Войдя в комнату, Петя поздоровался.
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы
Задания 1 пары девочки
7. Выборочный цифровой диктант.
7. Задание: I вариант – записать номера предложений с обособленным приложением.
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.
10. Задание анализ при изучении нового материала
2 пара Проанализируйте предложения, сформулируйте правила обособления обстоятельств, где они могут стоять в предложении? Определите вид обстоятельства.
1.А ветер, устав от игры, валялся в гнезде зелёном. (В. Проталин);
2.Не имея терпения, ничему не научишься. (Пословица);
Справочный материал
Выделяются на письме запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 1) Мать несколько раз обернулась, взмахивая платком.
От деепричастий нужно отличать фразеологические обороты наречного значения спустя рукава, сломя голову и др., связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие фразеологические обороты не обособляются, например:1) Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
Алгоритм «Как определить обособленное обстоятельство»
1. Задать вопрос от глагола- сказуемого к обстоятельству.
2.Определить, чем выражено.
3.Поставить знаки по правилу.
Задание 11. Прочитать предложение, расставить знаки препинания, найдите обособление. Задание выполняется по цепочке с комментированием.
1) Чиновники увидев проявление дерзости с его стороны подняли тревогу. (А. Толстой)
2) Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы. (Л. Толстой)
3)Накрыв шапкой ежа мы не знали как пересадить его в корзину. (К. Паустовский).
4)Ветер свистел раскачивая деревья,
12. творческая работа Из двух предложений составьте одно, заменив второе предложение деепричастным оборотом.
1. Вечер тихо таял. Он как бы переливался в звездную ночь.
2.На опушке леса стояла стройная березка. Она робко шелестела листвой.
Упростите предложение.Замените придаточные предложения синонимичными им деепричастными оборотами.
1.Ты не сможешь успешно заниматься спортом, если не бросишь курить.
13. работа над грамматическими ошибками.
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
Увидев шоколадный торт, у Кости потекли слюнки.
14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4
15.Проведем исследование : для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе?
Расставить знаки препинания и определить, для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе.
Отрывок из повести «Детство» М.Горького, где даётся описание бабушки:
« Сказки она сказывает тихо таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками точно вливая в сердце моё силу приподнимающую меня…»
16. Тест
I. Найти словосочетания с деепричастием.
1. Выкрашенный краской;
2. выкрасив краской;
3. устроенный по проекту;
4. устроившись на ночлег;
5. запертый дома;
6. заперев дома.
II. Найти предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1. Из дома вышел человек и направился к машине.
2. Выйдя из дома человек направился к машине.
3. Человек вышедший из дома направился к машине.
4. Берега окружающие озеро густо поросли камышом.
5. Не замечая меня лебеди плавали переговаривались
Задание 3.
В каком примере допущена ошибка:
А). Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.
Б). Читая стихи, обращайте внимание на ритм.
В). Войдя в комнату, Петя поздоровался.
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
Дополнительное задание
Исследоватедьская работа Проблемный вопрос. Работа в паре
Почему в первом предложении перед и нет запятой, а во 2 есть.
1. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
2. Он постоял, вглядываясь в темноту, и , улыбнувшись каким-то своим мыслям, зашагал быстрее.
12.Графический диктант. Я диктую
1. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши.
2. Установив орудия, солдаты принялись за подготовку землянок.
3. Работал он не покладая рук.
4. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.
Дополнительное задание
Исследоватедьская работа Проблемный вопрос. Работа в паре
Почему в первом предложении перед и нет запятой, а во 2 есть.
1. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
2. Он постоял, вглядываясь в темноту, и , улыбнувшись каким-то своим мыслям, зашагал быстрее.
12.Графический диктант. Я диктую
1. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши.
2. Установив орудия, солдаты принялись за подготовку землянок.
3. Работал он не покладая рук.
4. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.
Дополнительное задание
Исследоватедьская работа Проблемный вопрос. Работа в паре
Почему в первом предложении перед и нет запятой, а во 2 есть.
1. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
2. Он постоял, вглядываясь в темноту, и , улыбнувшись каким-то своим мыслям, зашагал быстрее.
12.Графический диктант. Я диктую
1. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши.
2. Установив орудия, солдаты принялись за подготовку землянок.
3. Работал он не покладая рук.
4. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.
Дополнительное задание
Исследоватедьская работа Проблемный вопрос. Работа в паре
Почему в первом предложении перед и нет запятой, а во 2 есть.
1. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой, мгновенно наполнил парус.
2. Он постоял, вглядываясь в темноту, и , улыбнувшись каким-то своим мыслям, зашагал быстрее.
12.Графический диктант. Я диктую
1. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши.
2. Установив орудия, солдаты принялись за подготовку землянок.
3. Работал он не покладая рук.
4. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.