КГУ ”Средняя школа №16” Г.Усть-Каменогорск
Учитель русского языка и литературы: Кададанова А.М.
Тема: Имя существительное. Обобщение и закрепление.
Урок русского языка, 5 класс
Цели:
>Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как часть речи.
>Научить правильно определять имена существительные, различать и объяснять постоянные и непостоянные признаки, правильно употреблять существительные в речи, развивать орфографическую зоркость, мышление.
>Воспитание внимания, интереса к родному языку, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- мультимедийный проект
-демонстрационный экран
-компьютерные тесты для учеников
-учебник русского языка
Виды урока: комбинированный
Метод урока: словесный, частично-поисковый, продуктивный.
Тип урока: Обобщение и закрепление.
Ход урока
I.Орг.момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Психологический настрой учащихся.
Учеником предлагается игра <Лучик счастья >(пожмите друг другу руки и пожелайте <удачи>)
Сегодня я приглашаю всех присутствующих на интересную и увлекательную телепередачу < С добрым утром страна !> по теме <Существительное>
Ребята!- закройте глаза и шепотом произнесите слово<зима> (Включить музыку о зиме)
Почему?
Какое чувство возникло у вас?
Дети:-Нам сразу стало холодно,потому что зима –самое холодное время года.
-Мне стало радостно, потому что зимой можно кататься на санках, коньках, играть в снежки.
В. –А что вам нравится в зимней природе?
О. – Мне нравится, что все деревья в снегу.
- Мне нравится, что березка стоит как хрустальная
-Мне нравится, когда деревья покрыты инеем, а земля пушистым снегом.
В. Скажите ребята, где больше всего бывает снега?
Больше всего снега бывает в лесу.
А теперь,ребята, мы с вами перенесемся в зимний лес.
Многие поэты и писатели в своих произведениях описывают зимний лес.
Красоту зимнего леса описал наш с вами земляк, писатель-натуралист Владимир Николаевич Нетисов.(рассказ Дины о нем)
На наш урок мы взяли небольшой текст из В.Н.Нетисова<Зима>, где автор раскрывает нам тайны зимней природы, а мы с вами должны раскрыть свои таланты в знании имени существительного.
Итак,<поход> по следам телевизионных передач <начался>, в ходе которого вспомним <Что же такое имя существительное>.
Повтор по схеме
Рассказывает один ученик
Мозговая атака
А) Имя существ.-это часть речи, которая обозначает…
Б)Имя сущ-е бывает …
В)Имя сущ-е одуш. Отвечает на вопрос …
Г)Имя сущ-е неод. Отвечает на вопрос…
Д)Сколько падежей в русском языке…
Чтение текста <Зима>
Определит тему, идею.
Подчеркнуть все сущ.,отвечающие на вопрос кто?, что?
Конкурс <Знатаков>
Распределить имена существительные одушевленные в первую колонку, неодушевленные во вторую колонку.
К существительным ед.ч. подобрать сущ-е множ-го числа.
Лыжа – Калина-
Пихта- Снегирь-
Гора - Ягода-
Береза- След-
Что мы знаем о падежах ?
Назовите падежи с вопросами просклоняйте сущ-ые по падежам.
1 группа
2 группа
3 группа
речка
береза
полянка
<Эрудит>
От данных сущ-ых образуйте однокоренные, которые отвечают на вопросы кто?что?
Лыжи- Снег-
Дом- Зима-
Стая- Птица-
<Умники и умницы>
Морфологический разбор сущ-го
1 группа
2 группа
3 группа
снег
птицы
гора
<Узнать в лицо>
Склонение существительного
1 скл. Ж.р.-а,-я, м.р. –а,-я.
2 скл. М.р.-0, ср.р. –о,-е.
3 скл. Ж.р. –ь на конце.
Выпишите из текста сущ-ые
1-го скл-я-
2-го скл-я-
3-го скл-я-
Конкурс знатоков
Тестовые задания
- Что обозначает имя сущ-ое?
А)признак предмета
В)действие
- На какие вопросы отвечает имя сущ-ое?
Б)что делать?,что сделать?
- Определите существительное обозначающие действие как предмет:
А)волейбол
Б)прыжок
4. Где нужны кавычки в словосочетаниях?
А)Улица Пермитина
Б)Проспект Сатпаева
В)Журнал Балдырган
- Сколько падежей в русском языке?
А)пять
Б)шесть
В)семь
Взаимопроверка теста
9-10б. <5>
8-7б. <4>
- <3>
Д.з.
Задание по учебнику :
На стр. 113 есть упражнение 258 текст Соколова Микитова
<Зимний лес>. Вы должны дома прочитать, определить тему, идею, подчеркнуть все существительные.
Сравнить два текста <Зима>Нетисова и <Зимний лес> Соколова-Микитова. Ответить на вопрос :< Что объединяет эти два текста ?>
Выставление оценок
Подведение итого урока:
Великий русский поэт Ф.Тютчев писал:
Не то,что мните вы,природа:
Не слепок, не бездушный век-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Сегодня, мы с вами вместе с героями рассказа услышали звук зимнего леса, познали тайну природы, повторили тему<Имя существительное> и его постоянные и непостоянные признаки, а нашем земляке, писателе-натуралисте, который так красиво пишет о природе родного края –Владимире Николаевиче Нетисове
Рефлексия
А сейчас ребята мы проведем рефлексию урока.
Спасибо за урок!
Приятно было с вами работать !
Ключ к тексту по теме <Имя существительное>
1.а, 2.в,3.в,4.а,5.а,6.в,7.б,8.в,9.б,10.в
<5>-9-10б.
<4>-7-9б.
<3>-5-6 б.