Тема: Урок повторения, обобщения и систематизации по теме
«Имя существительное».
Цели урока: Обобщение и закрепление знании об имени существительном как части речи. Развитие умения распознавать падежи имен существительных по личным окончаниям, предлогам и падежным вопросам. Закрепление знания и умения склонять имена существительные в единственном и во множественном числе. Развитие орфографической зоркости, творческого мышления, воспитания аккуратности при выполнении классной работы.
Ход урока:
І. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока- обобщение знании об имени существительном. Цель нашего урока- обобщить и закрепить полученные знания об имени существительном.
ІІ. Тестирование (у детей лежат листочки) Запишите цифры в столбик 1,2,3,4,5. Выберите верное утверждение.
1) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает
а) признак предмета б) предмет в) действие предмета
2) Имя существительное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает ? б) какой? какая? какие? в) кто ? что?
3) Имена существительное бывают
а) только мужского и женского рода б) только женского рода и среднего рода в) Мужского рода, женского рода, среднего рода
4) В русском языке
а) 6 падежей б) 7 падежей в) 5 падежей.
5) Что называется склонением?
а) изменение по родам и числам. б) изменение по падежам в) изменение по родам, числам и падежам.
Ключ ответов на доске 1) б 2) в 3) в 4) а 5) б
Взаимопроверка «5» нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибка
«2» - 3 ошибка
Итог
– Что такое имя существительное ?
- Как изменяются имена существительные?
- Какого рода бывают ?
ІІІ. Словарный диктант
Республика,город, село, улица, памятник, река, озеро, гора.
- Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали. Что у них общего?
- Что они обозначают?
(Они обозначают предметы)
- Какой частью речи они являются?
- Какие это существительные нарицательные или собственные? (нарицательные)
- Подберите и ним собственные имена
IV Выписать одушевленные и неодушевленные существительные
Слово не воробей, вылетит-не поймаешь.
Человек человеку-друг и брат.
Кончил дело-гуляй смело.
-Ребята,что это?(Пословицы)
-Выпишите из этих пословиц одушевленные и неодушевленные существительные
V. Физминутка:
Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопрос соответствуют друг другу-хлопайте, а если не соотвествуют – топайте.
И.п –кого? что?
Р.п – кому? чему?
Д.п – кого? чего?
В.п- кто? что?
Т.п – кем? чем?
П.п – о ком? о чем?
?І. Найди «лишнее» слово. Единственное и множественное число.
Этажи, песня, дома, тетради
?ІІ. Игра «Кто в каком домике живёт» У доски три ученика с табличками – домиками «мужской род», «женский род», «средний род»
Расселите каждое слово в свой домик
Брат, земля, лицо, корова, поле.
Пальто, стакан, волк, дорога.
Девочка, окно, солнце, телевизор.
?ІІІ. Морфологический разбор имени существительного
Книга лежит на полке.
Книга – существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении – подлежащее.
Итог урока.
Домашнее задание.