План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное. Повторение"
План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное. Повторение"
Данный урок – закрепление и обобщение темы «Имя существительное» с применением знаний в нестандартных (необычных) ситуациях. Все цели, поставленные на урок, решались комплексно. Это: учебная цель – умение делать выводы по изученному материалу, развивающая – развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы, воспитательная – закрепление умения слушать друг друга, умения работать в группе, коллективе, уважение и любовь к родному краю.
Для закрепления изученного материала выбран проблемный метод обучения, так как учебные возможности школьников различны, у большинства детей не в достаточной степени развита монологичная речь. А этот метод действительно развивает творческую активность и самостоятельность детей, формирует познавательный интерес, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Этот метод действительно позволяет реализовать принципы личностно – ориентированного обучения не на словах, а на деле. Один этап плавно вытекает из другого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное. Повторение" »
План – конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имя существительное. Повторение».
Учителя русского языка и литературы МКОУ Семилукской СОШ № 1 с УИОП
Ватутиной Ларисы Владимировны.
Цель урока: 1. Повторить тему «Имя существительное».
2. Развивать активную и познавательную деятельность учащихся.
3. Воспитывать уважение и любовь к родному краю.
4. Развивать устную и письменную речь.
Оборудование: 1.Мультимедийная доска.
2. Карточки.
План – конспект урока.
1. Организационный момент.
* перед учащимися поставить цели урока, записать число и тему:
- Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученное в 6 классе по теме «Имя существительное». Дома вы разобрали контрольные вопросы по данной теме.
Запись числа и темы .
2. Закрепление изученного.
1. – Ребята, представьте себе, что вы сейчас находитесь в экскурсионном автобусе, и мы отправляемся в путешествие по нашему областному центру.
А чтобы вам было комфортно, примите от нашего экскурсионного бюро шоколад.
* на экране – слайды с видом Воронежа, звучит музыка. (3 шт.)
- Обратите внимание на экран:
- ЧТО ТАКОЕ ЭКСКУРСИЯ? ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ С ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ЭТОГО СЛОВА.(1 ученик читает).
* на экране дано лексическое значение слова:
«Экскурсия в переводе с латинского обозначает – поездка. Это может быть коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью».
2. – Но прежде, чем мы посетим современный город, отправимся в его прошлое.
* на экране – текст о Воронеже:
- Обратите внимание на текст, прочитайте его (1 ученик читает).
«Воронеж – областной город России. Ему уже более четырёхсот лет. Возникнув как пограничная крепость на юге Русского государства в 1585 году, город при Петре 1 стал колыбелью русского военного флота. К началу 19 века Воронеж становится большим культурным центром».
- ИЗ ДАННОГО ТЕКСТА ВЫПИШИТЕ ЛЮБЫЕ 5 ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.(дети записывают, затем задают к словам вопросы и говорят, что они обозначают).- 1 ученик отвечает устно.
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ КАК ЧАСТИ РЕЧИ.
3. – Итак, продолжаем нашу экскурсию, наш автобус отправляется дальше.
* на экране – слайды с видами города, звучит музыка.(20 шт.)
- Литературная прогулка. Что может быть прекраснее! Давайте с вами выйдем из автобуса и прогуляемся без этой сумасшедшей спешки, оставив за порогом суету, отдавшись полностью во власть впечатлений…
Не секрет: Воронеж имеет богатую культурную историю. Чтобы познакомиться с нею, не обязательно идти в библиотеку. Можно просто побродить по городу. И вот уже улицы как бы превратятся в полки, на которых стоят книги – дома. Ведь каждая старинная постройка – это непрочитанные текст. Перелистать тома каменной библиотеки, вчитаться в те самые яркие страницы – значит окунуться с головой в мир примечательных человеческих судеб.
* на экране слайд с проспектом Революции.(1 шт.)
- Так, проспект Революции – это магистраль – свидетельница многих событий, имевших непреходящее значение для судеб всего края. Здесь каждый камень хранит тепло ушедших поколений. Поэту В.Гордейчеву больше нравится сравнивать улицу с руслом древней реки:
Берегами давней старицы
Новых дней объяв разбег,
Через весь Воронеж тянется
Революции проспект.
Обнажая недра скальные,
С правой, с левой ли сторон,
Доски здесь мемориальные
Блещут славой всех времён.
* на экране – слайды с памятниками писателям и поэтам.(5 шт.)
- Воронеж стал родиной многих великих писателей и поэтов, вошедших в «золотой фонд» нашей литературы. Это известный Платонов, Никитин, Кольцов, Бунин . Улицы названы в честь Пушкина, Станкевича, есть площадь Никитина, сквер Кольцова. Всё это – перед вашими глазами.
4. – Ой, ребята, пока мы гуляли, пошёл дождь, но не просто дождь, а грамматический.(раздать 3 ученикам карточки с орфографическими заданиями, а остальные работают вместе с доской).
СЕЙЧАС МЫ ВЫПОЛНИМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ РАБОТУ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.
5. – Но вот мы зашли на проспект, где живут разносклоняемые имена существительные. Здесь случилась беда: падежи не заходят сюда, и эти существительные остались в именительном падеже. Давайте им поможем:
* на экране – слайд с предложениями:
У меня нет (время).
Тебя зовут по (имя).
В (пламя) костра.
От доброго (семя) – добрый всход.
- РЕБЯТА, ЗАПИШИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В СКОБКАХ ПРАВИЛЬНО, ВЫДЕЛИТЕ В НИХ СУФФИКСЫ И РАССКАЖИТЕ О РАЗНОСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРАВОПИСАНИИ СУФФИКСА В НИХ.(1 ученик).
6. – Мы выходим на авеню. Здесь недавно пронёсся ураган, и ветер унёс с собой окончания прилагательных.
* на экране – слайд со словосочетаниями:
Сер… кенгуру, в модн… пальто, интересн… кино, соседн… кафе, забавн… какаду, чёрн… кофе.
- ЗАПИШИТЕ ЭТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРАВИЛЬНО ВСТАВЬТЕ ОКОНЧАНИЯ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. РАССКАЖИТЕ О НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. (1 ученик).
7. – Мы пришли в переулок. А тут – крик, шум. Существительные общего рода не знают, какого они рода.
* на экране – слайд с предложениями.
«Ах, ты моя плакса!» - говорила мама.
Непоседа Вовка уже вскочил со своего места.
Зинаида вовсе не такая задира, как о ней говорили.
- УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: ПЛАКСА, НЕПОСЕДА, ЗАДИРА И РАССКАЖИТЕ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕГО РОДА. (1 ученик).
8. – Мы выходим на площадь. Здесь гуляют суффиксы существительных.
- ЗАПИШИТЕ ДАННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ВЫДЕЛИТЕ В НИХ СУФФИКСЫ, ОБЪЯСНЯЯ ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.
9. – Кажется, мы с вами заблудились. Мы попали в Тупик ошибок. Здесь на деревьях висят двоечные плоды. Если мы не исправим ошибки, то отведаем этих плодов
* на экране – слайд с предложениями:
Моя сестра учится играть на пианине.
В комнату вошла незнакомая мадама.
Стало холодно, все ходят в польтах.
Часто я бегаю на улице без пальта.
Я люблю чёрное кофе.
У меня нет время.
- УСТНО: КАК ПРАВИЛЬНО НАДО СКАЗАТЬ?( 1 ученик).
10. – ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СДЕЛАЙТЕ ЕГО СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР. (1 ученик работает у доски, другие вместе с ним пишут в тетрадях).
В зелёном бору на зелёной травинке поводит усами зелёный жучок.
11. – Из предложения выпишите существительное –жучок и сделайте его морфологический разбор.(1 ученик у доски, ребята работают в тетрадях).
12. – Ребята, а теперь подведём итоги урока на тему: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».
- Что нового мы узнали об имени существительном в 6 классе?
(отвечает 1ученик).
- разносклоняемые имена существительные
- несклоняемые имена существительные
- существительные общего рода
- правописание суффиксов существительных
- правописание – не с существительными.
13. Выставить оценки на уроке.
14. ЗАПИШИТЕ ЗАДАНИЕ НА ДОМ : стр.103(контрольные вопросы), упр. № 268.
15. – На этом наша экскурсия закончена, автобус вернулся в школу. Желаю вам удачно провести оставшееся время.
* на экране – слайд с видом города, звучит музыка.(2 шт.)
Самоанализ урока русского языка на тему: «Имя существительное. Повторение». 6 класс.
Учитель русского языка и литературы МКОУ Семилукская СОШ № 1 с УИОП Ватутина Лариса Владимировна.
Данный урок – закрепление и обобщение темы «Имя существительное» с применением знаний в нестандартных (необычных) ситуациях. Все цели, поставленные на урок, решались комплексно. Это: учебная цель – умение делать выводы по изученному материалу, развивающая – развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы, воспитательная – закрепление умения слушать друг друга, умения работать в группе, коллективе, уважение и любовь к родному краю.
Для закрепления изученного материала выбран проблемный метод обучения, так как учебные возможности школьников различны, у большинства детей не в достаточной степени развита монологичная речь. А этот метод действительно развивает творческую активность и самостоятельность детей, формирует познавательный интерес, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Этот метод действительно позволяет реализовать принципы личностно – ориентированного обучения не на словах, а на деле. Один этап плавно вытекает из другого.
Первый этап – стадия вызова. Задания на этом этапе носили в основном познавательный характер. В начале была проведена лексическая работа со словом «экскурсия», что настроило их на определённый лад и вызвало интерес к уроку.
Второй этап – стадия, когда дети формируют навыки в умении не только обобщить изученное, но и развивать монологичную речь, делать логические выводы. Задания на этом этапе носили в основном продуктивный характер: использовались индивидуальная и групповая формы работы. Дети вспомнили, что такое имя существительное, поработали с орфограммами, определёнными морфологическими признаками имени существительного, изученными в 6 классе, выполнили морфологический и синтаксический разборы. Таким образом, данный этап использовался с целью воспроизведения имеющихся у детей знаний и умений.
На завершающей стадии урока мы увидели, что дети внимательно и вдумчиво работали на протяжении всего урока, что позволило им самостоятельно обобщить изученное по данной теме.
Смена различных форм деятельности (индивидуальная, коллективная) способствовала активной деятельности детей на протяжении всего урока.
Для предупреждения нагрузки и снятия напряжения использовались слайды, что было познавательно и интересно для детей. Это их не расслабляет, а помогает набраться оптимизма.
Задание на дом было предложено общее, что способствует продуктивной подготовке к единой контрольной работе(диктанту с грамматическим заданием).
Считаю, выбранная структура урока помогла реализовать поставленные цели.