Просмотр содержимого документа
««Обобщение знаний правил о правописании корня».»
Урок русского языка в 3 классе на тему:
«Обобщение знаний правил о правописании корня».
Цель:обобщение знаний правил о правописании корня.
Задачи:
обучающие:
-формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;
-совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне);
-А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? («Дядя Фёдор, пёс и кот».)
-Эдуард Николаевич Успенский – не простой юморист, а детский. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского и городского фольклора. (СЛАЙД №3.)
-А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте его.
Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет? (Это Печкин, почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?) (СЛАЙД №4.)
IV. Работа по теме урока.
Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
-Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка. (СЛАЙД №5.)
-Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.)
-Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин? («Правописание безударной гласной в корне слова».)
-Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)
-Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)
-Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)
-«Хорошо живётся ударной гласной корня, - пишет в своей замечательной книге для детей Бурмако – все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда!»
-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. (СЛАЙД №6.)
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:
выяснить смысл слова;
узнать, есть ли в слове безударный гласный;
ДА НЕТ
узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;
КОРЕНЬ ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ
подобрать проверочное слово:
-изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным
ИЛИ
-подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;
сравнить проверяемое и проверочное слово.
-Почтальон Печкин предлагает «эстафету - соревнование» между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (СЛАЙД №7.)
ТР.ПА Г.РА СВ.ТЛЯЧОК
СТ.НА Р.КА П.ТЁРКА
П.ТНО ГР.БЫ СКР.ПАЧ
Ч.СЛО СЛ.ДЫ С.ДОВНИК
ГР.ЧИ М.ЧИ Л.СНИК
ПЛ.ТА С.СНА СН.ГОВИК
З.МЛЯ В.СНА ДР.ЖИТ
П.ЛЯ ДВ.РЫ КР.ЧИТ
-В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?
-В каком – только подбором однокоренных слов?
-Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.
-Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне слова:
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение. (СЛАЙД №8.)
Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.
-А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (СЛАЙД №9.)
В нашем русском языке
«Ходят парами» БЭ-ПЭ,
ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать, писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту!
И расскажем всему свету.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.)
-Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.
Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.
-Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)
-На какие группы можно их разбить? (Один - звонкий, другой – глухой.)
-Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)
-Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (СЛАЙД №10.)
Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:
выяснить смысл слова;
найти парную согласную в слабой позиции;
НА КОНЦЕ СЛОВА ПЕРЕД ГЛУХОЙ СОГЛАСНОЙ
подобрать проверочное слово:
-изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
ИЛИ
-подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная;
4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
-Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции.
-Прежде, чем вы начнёте записывать слова, послушайте совет:
Смотреть в тетрадь соседа,
Считаю, смысла нет.
Ведь нет у вас уверенности,
Знает ли сосед.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной - … (МЕДВЕДЬ). (СЛАЙД №11.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (АРБУЗ). (СЛАЙД №12.)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ЁЖ) (СЛАЙД №13.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (ГРИБ) (СЛАЙД №14.)
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявишь море! (УТЮГ) (СЛАЙД №15.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (МОРОЗ) (СЛАЙД №16.)
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в парах. (СЛАЙД №17.)
-Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. (СЛАЙД №18.)
Солнечная пого. ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!
-А проверят ваши работы родители.
-Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты. (СЛАЙД №19.)
Физминутка(Учащиеся выполняют движения под слова песни «Глухие согласные» из уроков «Радионяня. Весёлая грамматика»:
На дворе стоит мороз,
Низкая температура.
Стынет лоб и мёрзнет нос,
Снег валит и небо хмуро.
Покрывает землю лёд
И в машине стынет смазка.
А в берлоге молодой медведь ревёт,
Что нельзя ему кататься на салазках.
Чтобы знать, как тут быть,
Надо слово изменить,
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла.
Сделай так поскорей –
Сразу станет веселей
И послушай нашу песенку сначала.
На дворе стоит мороз –
Нам морозы надоели.
Стынет лоб и мёрзнет нос –
Лбы от стужи покраснели.
Покрывает землю лёд
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медведь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не может.)
Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.
-А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно «золотое» правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (СЛАЙД №20.)
-Составьте из данных слов предложение:
Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.
(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)
-К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)
-Назовите в этой пословице однокоренные слова.
-Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.
-Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)
-Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)
-Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)
-Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.)
-Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)
-Какие ещё «хитрые» сочетания вы знаете? (СЛАЙД №21.)
-Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (СЛАЙД №22.)
Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:
произнести слово;
проверить, есть ли в слове «хитрые» сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;
ДА НЕТ
подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:
произносятся не произносятся
писать согласную надо писать согласную не надо
сравнить проверяемое и проверочное слово.
-Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)
-Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните «хитрые» сочетания согласных.
здешний житель – местный
пасмурный день – ненастный
печальная картина – грустная
знаменитый артист – известный
весёлый мальчик – радостный
страшный ветер - ужасный (СЛАЙД №23.)
-Проверим с Печкиным вашу работу.
-Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки:
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово
Должны так подобрать,
Чтоб Л и Т, и Д, и В
В них верно написать.
НО:
вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте! (СЛАЙД №24.)
-Молодцы! И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.
Тест для проверки знаний правил написания корня слов.
Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Проверочными словами к слову г.ра являются:
а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.
3. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:
а) мороз;
б) зима;
в) холод;
г) пальто.
4. К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.
ветер мя_кая
зайчик у_кая
лёд ре_кий
дорога кре_кий
подушка ро_кий
5. Образуй от существительных прилагательные:
радость -__________
ненастье -__________
счастье -____________
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки –«3»
3 и более ошибок – «2».)
V. Итог урока.
-Итак, какие «золотые» правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?
-Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и, конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор и Шарик? (СЛАЙД №25.)
-А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ ученика.)
Герою легендарного советского мультфильма «Простоквашино» почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его, что, конечно, очень символично, напротив здания местного почтампа. Почтальон Печкин изображён на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин и Шарик. (СЛАЙД №26.)
-Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (СЛАЙД №27.) Он находится в трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)
-В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня.
(-Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.
На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.
-Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.
Ученик сделал в диктанте три ____________.
В аквариуме живут золотые ____________.
К лесу вела узкая ____________.
Сторож живёт в ______________.
У берега реки стояла ветхая ____________.
В берлогу зале_ бурый __________.)
-Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.