kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Чередующиеся гласные в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Чередующиеся гласные в корне слова.
Тип урока – обобщение изученного материала.
Цель урока – обобщение и систематизация знаний по правописанию корней с чередующимися гласными, развитие активной творческой самостоятельности учащихся, развитие поискового коллективного обучения.
На уроке использована технология проблемно-развивающего обучения.
          Исследовательский метод на уроке оправдал себя. Так как урок был обобщающего характера, дидактический материал был трудным, развивающим. Ребята самостоятельно выполняли творческие задания: это и орфографический диктант-разминка, и составление обобщающей таблицы орфограмм, и работа с текстом. Выполнять задания учащимся было интересно, чувствовалось их желание самостоятельно добывать все недостающие факты для раскрытия темы.
В шестом классе учащиеся завершают изучение корней с чередующимися гласными. Поэтому самым ценным в уроке было то, что ребята коллективно сделали вывод, что чередующиеся гласные – это особые гласные, их нельзя путать с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать слово с чередующейся гласной, надо определить, от чего зависит выбор гласной, вспомнить правило и применить его к конкретному случаю.
                                                 Ход урока.
         I Орфографическая разминка.
         Излагать, возложить, приложение, произрастать, Ростов, поросль, выращенный, обгорелый, прикосновение, касающийся, блестеть, блистательный, растирать, протереть, промочить, обмакнуть, разровнять, уравнение.
         II Обобщение изученного материала.
         1. Назовите типы орфограмм, встретившиеся вам в разминке. Проанализируйте, от чего зависит выбор гласной в корне каждого слова. Распределите слова по группам в зависимости от условия выбора гласной в корне.
         В результате у учащихся появится следующая таблица:

Согласный в
корне
 
      -А-
 
Ударение 
Смысл
Излагать
Возложить
Приложение
Произрастать
Ростов
Поросль
Выращенный Прикосновение
Касающийся
Блестеть
Блистательный
Растирать
Протереть Обгорелый Промочить
Обмакнуть
Разровнять
Уравнение

       Заполните таблицу своими примерами.
       2. Игра «4-ый лишний».
                           Дикорастущие деревья
 Вечнозелёные растения
                           Выросший клён
 Известный растениевод
Предполагать                                    Горючее вещество
Прикасаться                                      Горячий пирог
Слагаемое                                          Горный воздух
Полагаться                                         Загорать на берегу
      3. Решите уравнение.
                      Раздирать                              Х 

                          -   А    -                          -  А  -
 
      4. Прочитайте текст. Объясните, почему в слове «равнина» в корне пишется «а». Подберите однокоренные слова к слову «равнина».
                                                 Ровная неравнина.
      Трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложны, их не так легко установить. Пример: пишется равнина, с буквой «а». Но ведь так хочется определить: равнина – это ровное место, ро-о-о-о-вное! Почему же пишется буква «а»?
      Для равнины нужно, чтобы место было горизонтальное – плоское. То есть чтобы все её точки были на равном расстоянии от уровня моря. На ра-а-а-а-вном! Поэтому она – равнина.
                                                                  (По Б. Панову)
        5. Выборочно-распределительный диктант. Из предложений выпишите выделенные слова, распределив их по трём группам: 1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; 2) слова с чередующимися О-А в корне; 3) слова с чередующимися Е-И в корне.
1) Синим утром удивлён, зацветает в поле лён. (Рыленков)
2) Загоралась над степью заря, на траве засверкала роса. (Суриков)
3) Чародейкою зимою околдован, лес стоит – и под снежной бахро-
мою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит. (Тютчев)
       4) Нас было много на челне, иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёсла. (Пушкин)
       5) Лесом, частым и дремучим, по тропинкам и по мхам ехал всадник, пробираясь к светлым невским берегам. (Майков)
       6) По нивам, по лугам, уставленным стогами, задумчиво брожу в прохладной полутьме, и песнь сама собой слагается в уме. (Некрасов)
       7) Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень. (Дрожжин)
 8) В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева) 
        9) Стыдливая мимоза складывает свои листья, если к ним прикос-
нуться. (Свирин)
       10) Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прика-
саясь мордочкой до кушанья. (Тургенев)
       11) Лучи полдневного солнца прижигают грибные шляпки. (Аксаков)
       12) По-над речкой расстилается туман, росы чистые упали на траву. (Народная песня)
       13) Сердце не скатерть: перед каждым не расстелешь. (Пословица)
       III Рефлексия. В этом году мы завершаем изучение корней с чередующимися гласными. Поэтому сделайте вывод о том, что чередующиеся гласные – это особые гласные.
Вывод. Они особые, потому что их нельзя путать с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать слово с чередующейся гласной, надо определить, от чего зависит выбор гласной, вспомнить правило и применить его к конкретному случаю.
       IV Домашнее задание. Составьте свои уравнения по типу задания 3.

 

  

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Чередующиеся гласные в корне слова" »

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова.

Тип урока – обобщение изученного материала.

Цель урока – обобщение и систематизация знаний по правописанию корней с чередующимися гласными, развитие активной творческой самостоятельности учащихся, развитие поискового коллективного обучения.

На уроке использована технология проблемно-развивающего обучения.

Исследовательский метод на уроке оправдал себя. Так как урок был обобщающего характера, дидактический материал был трудным, развивающим. Ребята самостоятельно выполняли творческие задания: это и орфографический диктант-разминка, и составление обобщающей таблицы орфограмм, и работа с текстом. Выполнять задания учащимся было интересно, чувствовалось их желание самостоятельно добывать все недостающие факты для раскрытия темы.

В шестом классе учащиеся завершают изучение корней с чередующимися гласными. Поэтому самым ценным в уроке было то, что ребята коллективно сделали вывод, что чередующиеся гласные – это особые гласные, их нельзя путать с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать слово с чередующейся гласной, надо определить, от чего зависит выбор гласной, вспомнить правило и применить его к конкретному случаю.

Ход урока.

I Орфографическая разминка.

Излагать, возложить, приложение, произрастать, Ростов, поросль, выращенный, обгорелый, прикосновение, касающийся, блестеть, блистательный, растирать, протереть, промочить, обмакнуть, разровнять, уравнение.

II Обобщение изученного материала.

1. Назовите типы орфограмм, встретившиеся вам в разминке. Проанализируйте, от чего зависит выбор гласной в корне каждого слова. Распределите слова по группам в зависимости от условия выбора гласной в корне.

В результате у учащихся появится следующая таблица:


Согласный в

корне



-А-



Ударение


Смысл

Излагать

Возложить

Приложение

Произрастать

Ростов

Поросль

Выращенный

Прикосновение

Касающийся

Блестеть

Блистательный

Растирать

Протереть

Обгорелый

Промочить

Обмакнуть

Разровнять

Уравнение


Заполните таблицу своими примерами.

2. Игра «4-ый лишний».

Дикорастущие деревья

Вечнозелёные растения

Выросший клён

Известный растениевод

Предполагать Горючее вещество Прикасаться Горячий пирог Слагаемое Горный воздух Полагаться Загорать на берегу 3. Решите уравнение. Раздирать Х
- А - - А -

4. Прочитайте текст. Объясните, почему в слове «равнина» в корне пишется «а». Подберите однокоренные слова к слову «равнина».

Ровная неравнина.

Трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложны, их не так легко установить. Пример: пишется равнина, с буквой «а». Но ведь так хочется определить: равнина – это ровное место, ро-о-о-о-вное! Почему же пишется буква «а»?

Для равнины нужно, чтобы место было горизонтальное – плоское. То есть чтобы все её точки были на равном расстоянии от уровня моря. На ра-а-а-а-вном! Поэтому она – равнина.

(По Б. Панову)

5. Выборочно-распределительный диктант. Из предложений выпишите выделенные слова, распределив их по трём группам: 1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; 2) слова с чередующимися О-А в корне; 3) слова с чередующимися Е-И в корне.

  1. Синим утром удивлён, зацветает в поле лён. (Рыленков)

  2. Загоралась над степью заря, на траве засверкала роса. (Суриков)

  3. Чародейкою зимою околдован, лес стоит – и под снежной бахро-

мою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит. (Тютчев)

4) Нас было много на челне, иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёсла. (Пушкин)

5) Лесом, частым и дремучим, по тропинкам и по мхам ехал всадник, пробираясь к светлым невским берегам. (Майков)

6) По нивам, по лугам, уставленным стогами, задумчиво брожу в прохладной полутьме, и песнь сама собой слагается в уме. (Некрасов)

7) Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень. (Дрожжин)

8) В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева)

9) Стыдливая мимоза складывает свои листья, если к ним прикос-

нуться. (Свирин)

10) Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прика-

саясь мордочкой до кушанья. (Тургенев)

11) Лучи полдневного солнца прижигают грибные шляпки. (Аксаков)

12) По-над речкой расстилается туман, росы чистые упали на траву. (Народная песня)

13) Сердце не скатерть: перед каждым не расстелешь. (Пословица)

III Рефлексия. В этом году мы завершаем изучение корней с чередующимися гласными. Поэтому сделайте вывод о том, что чередующиеся гласные – это особые гласные.

Вывод. Они особые, потому что их нельзя путать с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать слово с чередующейся гласной, надо определить, от чего зависит выбор гласной, вспомнить правило и применить его к конкретному случаю.

IV Домашнее задание. Составьте свои уравнения по типу задания 3.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему: "Чередующиеся гласные в корне слова"

Автор: Шакирзянова Наталья Мирославовна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Гласные в корне слова"
    ["seo_title"] => string(23) "glasnyie_v_kornie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "439309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510924135"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Правописание чередующихся гласных  а – о  в корнях  - лаг\\-лож-, -рос-\\-раст-(-ращ-)."
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "262622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449395348"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Правописание гласных и согласных в корне слова. "
    ["seo_title"] => string(52) "pravopisaniie-ghlasnykh-i-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423378447"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства