~~Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Чередующиеся гласные в корне слова.
Тип урока – обобщение изученного материала.
Цель урока – обобщение и систематизация знаний по правописанию корней с чередующимися гласными, развитие активной творческой самостоятельности учащихся, развитие поискового коллективного обучения.
На уроке использована технология проблемно-развивающего обучения.
Исследовательский метод на уроке оправдал себя. Так как урок был обобщающего характера, дидактический материал был трудным, развивающим. Ребята самостоятельно выполняли творческие задания: это и орфографический диктант-разминка, и составление обобщающей таблицы орфограмм, и работа с текстом. Выполнять задания учащимся было интересно, чувствовалось их желание самостоятельно добывать все недостающие факты для раскрытия темы.
В шестом классе учащиеся завершают изучение корней с чередующимися гласными. Поэтому самым ценным в уроке было то, что ребята коллективно сделали вывод, что чередующиеся гласные – это особые гласные, их нельзя путать с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать слово с чередующейся гласной, надо определить, от чего зависит выбор гласной, вспомнить правило и применить его к конкретному случаю.
Ход урока.
I Орфографическая разминка.
Излагать, возложить, приложение, произрастать, Ростов, поросль, выращенный, обгорелый, прикосновение, касающийся, блестеть, блистательный, растирать, протереть, промочить, обмакнуть, разровнять, уравнение.
II Обобщение изученного материала.
1. Назовите типы орфограмм, встретившиеся вам в разминке. Проанализируйте, от чего зависит выбор гласной в корне каждого слова. Распределите слова по группам в зависимости от условия выбора гласной в корне.
В результате у учащихся появится следующая таблица:
Согласный в
корне
-А-
Ударение
Смысл
Излагать
Возложить
Приложение
Произрастать
Ростов
Поросль
Выращенный Прикосновение
Касающийся
Блестеть
Блистательный
Растирать
Протереть Обгорелый Промочить
Обмакнуть
Разровнять
Уравнение
Заполните таблицу своими примерами.
2. Игра «4-ый лишний».
Дикорастущие деревья
Вечнозелёные растения
Выросший клён
Известный растениевод
Предполагать Горючее вещество
Прикасаться Горячий пирог
Слагаемое Горный воздух
Полагаться Загорать на берегу
3. Решите уравнение.
Раздирать Х
- А - - А -
4. Прочитайте текст. Объясните, почему в слове «равнина» в корне пишется «а». Подберите однокоренные слова к слову «равнина».
Ровная неравнина.
Трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложны, их не так легко установить. Пример: пишется равнина, с буквой «а». Но ведь так хочется определить: равнина – это ровное место, ро-о-о-о-вное! Почему же пишется буква «а»?
Для равнины нужно, чтобы место было горизонтальное – плоское. То есть чтобы все её точки были на равном расстоянии от уровня моря. На ра-а-а-а-вном! Поэтому она – равнина.
(По Б. Панову)
5. Выборочно-распределительный диктант. Из предложений выпишите выделенные слова, распределив их по трём группам: 1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; 2) слова с чередующимися О-А в корне; 3) слова с чередующимися Е-И в корне.
1) Синим утром удивлён, зацветает в поле лён. (Рыленков)
2) Загоралась над степью заря, на траве засверкала роса. (Суриков)
3) Чародейкою зимою околдован, лес стоит – и под снежной бахро-
мою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит. (Тютчев)
4) Нас было много на челне, иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёсла. (Пушкин)
5) Лесом, частым и дремучим, по тропинкам и по мхам ехал всадник, пробираясь к светлым невским берегам. (Майков)
6) По нивам, по лугам, уставленным стогами, задумчиво брожу в прохладной полутьме, и песнь сама собой слагается в уме. (Некрасов)
7) Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень. (Дрожжин)
8) В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева)
9) Стыдливая мимоза складывает свои листья, если к ним прикос-
нуться. (Свирин)
10) Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прика-
саясь мордочкой до кушанья. (Тургенев)
11) Лучи полдневного солнца прижигают грибные шляпки. (Аксаков)
12) По-над речкой расстилается туман, росы чистые упали на траву. (Народная песня)
13) Сердце не скатерть: перед каждым не расстелешь. (Пословица)
III Рефлексия. В этом году мы завершаем изучение корней с чередующимися гласными. Поэтому сделайте вывод о том, что чередующиеся гласные – это особые гласные.
Вывод. Они особые, потому что их нельзя путать с проверяемыми гласными. Чтобы правильно написать слово с чередующейся гласной, надо определить, от чего зависит выбор гласной, вспомнить правило и применить его к конкретному случаю.
IV Домашнее задание. Составьте свои уравнения по типу задания 3.