kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка . Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цели и задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова;
  • развивать умение распознавать и проверять написание слов с парной согласной на конце слова, с безударной гласной;
  • расширять круг знаний учащихся по данной теме;
  • закрепить умение разбирать предложения по членам;
  • развивать навыки грамотного письма;
  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно;
  • развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, работы в парах и группах, карта путешествия.

Ход

I. Духовно - эстетический.

1.–Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец нашим гостям.

2.- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие в страну Знаний, полное опасностей и неожиданностей. Представьте, что наш класс – красивый корабль (см рис.)с белыми парусами, а вы – юнги на этом корабле. А  я – ваш капитан. Во время этого путешествия мы с вами вспомним орфограммы, изученные на предыдущих уроках. А какие вы мне сами напомните. Хотите попробовать? Поднять паруса!  Полный вперед!

3.– Отчалим мы прямо из дома.

Проверка домашнего задания: с.30 упр.3. Прочитайте звуко-буквенный разбор слова зимой

 4. Игра «Учитель – ученик».

Повернитесь друг к другу и проговорите домашнее правило с.22. Как проверить парный  согласный на конце слова?

II. Установочно – мотивационный.

 1.Минутка чистописания.

-А направимся мы в порт Чистописания.

Посмотрите на буквы, записанные на доске и скажите, какие из них написаны верно?

Правильно, это заглавная буква К и строчная буква к.Запишите их один раз, соединяя буквы друг с другом.

А теперь посмотрите на слова, записанные ниже. Давайте вставим пропущенные буквы в словах и эти буквы добавим в минутку каллиграфии.

Слова: п…ля, д…ла, п…так, кр…чать, р…бота

Кк   ко   ке    кя    ки  ка

Какая орфограмма встретилась вам в этих словах? как ее проверить?

Прочитайте предложение. Спишите его, исправив ошибки.

Вада в марях саленая.(поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверте  выполненную работу)-взаимопроверка

2.Залив Словарных слов.

Словарная работа (с опорой на этимологию слова).

-Продолжаем путешествие. Там за горой спрятано словарное слово.

- Чтобы узнать наше новое словарное слово, вам добавить гласные звуки к имеющимся согласным. КРБЛЬ .Правильно, это слово КОРАБЛЬ, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.

Значение слова корабль:

1) Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса.

2) Многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

3) Летательный аппарат большой мощности.(См. сказку в театре «Летучий корабль»).

(Учитель записывает слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).

Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.

 - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?

От какого слова образовано данное?

(Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.)

 - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.

- Что у них общего?

И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Ударение: кора?бль (произнесите слово 3 раза и запишите по памяти)

Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?

Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.

 - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -.

Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.

 - Как можно назвать маленький корабль?

Дети: - Кораблик.

 - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?

Дети: - Корабельные.

 - Как называют людей, которые строят корабли?

Дети: - Корабелы, кораблестроители.

3.«Мозговой штурм» (Составить слова)

Корабль: кора, бар, бал, боль, рок, рак, раб, корь, кол, краб. бок, брак, бак, кобра, блок, бокал. лоб, колба.роль, бор

III. Содержательно – поисковый.

Повторение пройденного. 

- А сейчас мы приближаемся к бухте Повторения.

  1. На карточках записаны слова в два столбика. Задание следующее: списать слова в 2 столбика, вставляя пропущенные буквы парных согласных на конце слов. Проверочные слова подбираете устно. Орфограмму подчеркнуть.

КОРО…(Б/п)           КУЛА…(К/Г)

КО…(Ж/Ш)КА         КРАСИ…(В/Ф)

КО….(З/С)ЬБА         КЛА…(Д/Т)

Проверка. (По очереди дети читают слова, называют пропущенную букву, доказывают. А класс  слушает ответы ребят и сигнализируют  сигнальными карточками: красный цвет – неверно, зеленый- верно).

Обобщение: Как проверить парные согласные на конце слова?

2. А наш корабль причалил к острову Физминутки

3. Направляемся к Проливу пословиц. Но здесь пираты. А пропустят они нас только тогда, когда мы назовем ширину пролива. Его ширина составляет столько км, сколько слов в пословицах и поговорках  с сочетаниями чк-чн.

Скорей сосчитаем, ребята!     (на партах карточка №1)

В одиночку не одолеешь и кочку.  Два и в поле воюют, а один и на печке горюет.  Поручили дело – выполняй его точно и умело. 

- Прочитайте пословицы. 

- Объясните их смысл.

- Какие из пословиц подходят к теме нашего урока. Докажите. А какая помогает развивать чувство коллективизма?

- Сколько же слов с сочетаниями чк-чн  вы увидели? Значит, какова ширина пролива? (4 км)

- Как же нужно писать сочетания чк-чн? 

- Спишите  последнее предложение.

- Все ли слова можно перенести? Как перенесли слово умело?

- Спасибо пиратам за интересное задание.

. -Заняли места в своих каютах. Наше путешествие продолжается дальше. Мы свободно плаваем в море сочетаний –ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1.- Ребята сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и отгадки будем записывать в тетрадь

1.Стоят старики над водой

Качают бородой (камыши)

2.Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу:

Когда спать

Когда встать (часы)

3.В огороде есть трава,

Очень кислая она.

Всяк пригодится-

В щи она годится (щаве?ль)

4.Не шит, не кроен-

На ниточке сборен (чулок)

5.В речке хвостиком виляет

Зубами рыбешек, пугает (щука)

6. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)

-К нам на мачту сел чиж

2.Задание на развитие речи.

Из данных слов составить и записать предложения, выделить орфограммы. (слова распечатаны отдельно на листиках)

Весёлый, душистый, сторожит, чижик, ландыш.

( Весёлый чижик сторожит душистые ландыши).

Подчеркните в предложении главные члены.

3.Подведение итогов. Как видите, наши знания – надежное спасательное средство. Вот мы и дома. Наше путешествие сегодня подошло к концу. Скажите, чем мы занимались? Где мы побывали с вами во время путешествия?

Домашнее задание-

II. Духовно –эстетический(завершающий).

Кому  понравился  сегодняшний  урок,  кому  было  интересно  на  уроке,  кто  чувствует,  что  хорошо  поработал. Если  вам понравился урок, возьмите  и  прикрепите  к  мачте  красный  шарик.

Если  не очень, то  синий  шарик.

Если  не понравился, то   жёлтый  шарик.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка . Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. 2 класс»

6


Урок русского языка во 2 классе

Тема. Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цели и задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова;

  • развивать умение распознавать и проверять написание слов с парной согласной на конце слова, с безударной гласной;

  • расширять круг знаний учащихся по данной теме;

  • закрепить умение разбирать предложения по членам;

  • развивать навыки грамотного письма;

  • формировать умение работать самостоятельно и коллективно;

  • развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, работы в парах и группах, карта путешествия.

Ход

I. Духовно - эстетический.

1.–Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец нашим гостям.

2.- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие в страну Знаний, полное опасностей и неожиданностей. Представьте, что наш класс – красивый корабль (см рис.)с белыми парусами, а вы – юнги на этом корабле. А  я – ваш капитан. Во время этого путешествия мы с вами вспомним орфограммы , изученные на предыдущих уроках. А какие вы мне сами напомните. Хотите попробовать? Поднять паруса!  Полный вперед!

3.– Отчалим мы прямо из дома.

Проверка домашнего задания: с.30 упр.3. Прочитайте звуко-буквенный разбор слова зимой

4. Игра «Учитель – ученик».

Повернитесь друг к другу и проговорите домашнее правило с.22. Как проверить парный согласный на конце слова?

II. Установочно – мотивационный.

1.Минутка чистописания.

-А направимся мы в порт Чистописания.

Посмотрите на буквы, записанные на доске и скажите, какие из них написаны верно?

Правильно, это заглавная буква К и строчная буква к.Запишите их один раз , соединяя буквы друг с другом.

А теперь посмотрите на слова, записанные ниже. Давайте вставим пропущенные буквы в словах и эти буквы добавим в минутку каллиграфии.

Слова: п…ля, д…ла, п…так, кр…чать, р…бота

Кк ко ке кя ки ка

Какая орфограмма встретилась вам в этих словах? как ее проверить?

Прочитайте предложение. Спишите его, исправив ошибки.

Вада в марях саленая.(поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверте выполненную работу)-взаимопроверка

2.Залив Словарных слов.

Словарная работа (с опорой на этимологию слова).

-Продолжаем путешествие. Там за горой спрятано словарное слово.

- Чтобы узнать наше новое словарное слово, вам добавить гласные звуки к имеющимся согласным. КРБЛЬ .Правильно, это слово КОРАБЛЬ, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.

Значение слова корабль:

1) Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса.

2) Многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

3) Летательный аппарат большой мощности.(См. сказку в театре «Летучий корабль»).

(Учитель записывает слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).

Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.

 - Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?

От какого слова образовано данное?

(Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.)

 - Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.

- Что у них общего?

И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Ударение: кора́бль (произнесите слово 3 раза и запишите по памяти)

Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?

Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.

 - В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -.

Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.

 - Как можно назвать маленький корабль?

Дети: - Кораблик.

 - Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?

Дети: - Корабельные.

 - Как называют людей, которые строят корабли?

Дети: - Корабелы, кораблестроители.

3.«Мозговой штурм» (Составить слова)

Корабль: кора, бар, бал, боль, рок, рак, раб, корь, кол, краб. бок, брак, бак, кобра, блок, бокал. лоб, колба .роль, бор

III. Содержательно – поисковый.

Повторение пройденного. 

- А сейчас мы приближаемся к бухте Повторения.

1. На карточках записаны слова в два столбика. Задание следующее: списать слова в 2 столбика, вставляя пропущенные буквы парных согласных на конце слов. Проверочные слова подбираете устно. Орфограмму подчеркнуть.

КОРО…(Б/п) КУЛА…(К/Г)

КО…(Ж/Ш)КА КРАСИ…(В/Ф)

КО….(З/С)ЬБА КЛА…(Д/Т)

Проверка. (По очереди дети читают слова, называют пропущенную букву, доказывают. А класс  слушает ответы ребят и сигнализируют  сигнальными карточками: красный цвет – неверно, зеленый- верно).

Обобщение: Как проверить парные согласные на конце слова?

2. А наш корабль причалил к острову Физминутки

3. Направляемся к Проливу пословиц. Но здесь пираты. А пропустят они нас только тогда, когда мы назовем ширину пролива. Его ширина составляет столько км, сколько слов в пословицах и поговорках с сочетаниями чк-чн.

Скорей сосчитаем, ребята! (на партах карточка №1)

В одиночку не одолеешь и кочку. Два и в поле воюют, а один и на печке горюет. Поручили дело – выполняй его точно и умело.

- Прочитайте пословицы.

- Объясните их смысл.

- Какие из пословиц подходят к теме нашего урока. Докажите. А какая помогает развивать чувство коллективизма?

- Сколько же слов с сочетаниями чк-чн вы увидели? Значит, какова ширина пролива? (4 км)

- Как же нужно писать сочетания чк-чн?

- Спишите последнее предложение.

- Все ли слова можно перенести? Как перенесли слово умело?

- Спасибо пиратам за интересное задание.

. -Заняли места в своих каютах. Наше путешествие продолжается дальше. Мы свободно плаваем в море сочетаний –ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1.- Ребята сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и отгадки будем записывать в тетрадь

1.Стоят старики над водой

Качают бородой (камыши)

2.Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу:

Когда спать

Когда встать (часы)

3.В огороде есть трава,

Очень кислая она.

Всяк пригодится-

В щи она годится (щаве́ль)

4.Не шит, не кроен-

На ниточке сборен (чулок)

5.В речке хвостиком виляет

Зубами рыбешек, пугает (щука)

6. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)

-К нам на мачту сел чиж

2.Задание на развитие речи.

Из данных слов составить и записать предложения, выделить орфограммы. (слова распечатаны отдельно на листиках)

Весёлый, душистый, сторожит, чижик, ландыш.

( Весёлый чижик сторожит душистые ландыши).

Подчеркните в предложении главные члены.

3.Подведение итогов. Как видите, наши знания – надежное спасательное средство. Вот мы и дома. Наше путешествие сегодня подошло к концу. Скажите, чем мы занимались? Где мы побывали с вами во время путешествия?

Домашнее задание-

II. Духовно –эстетический(завершающий).

Кому понравился сегодняшний урок, кому было интересно на уроке, кто чувствует, что хорошо поработал. Если вам понравился урок, возьмите и прикрепите к мачте красный шарик.

Если не очень, то синий шарик.

Если не понравился, то жёлтый шарик.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белецкая Виктория Васильевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства