Тема. Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.
Цели и задачи урока:
- закрепить знания учащихся о правописании парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова;
- развивать умение распознавать и проверять написание слов с парной согласной на конце слова, с безударной гласной;
- расширять круг знаний учащихся по данной теме;
- закрепить умение разбирать предложения по членам;
- развивать навыки грамотного письма;
- формировать умение работать самостоятельно и коллективно;
- развивать речь учащихся, внимание, умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.
Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, работы в парах и группах, карта путешествия.
Ход
I. Духовно - эстетический.
1.–Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец нашим гостям.
2.- Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие в страну Знаний, полное опасностей и неожиданностей. Представьте, что наш класс – красивый корабль (см рис.)с белыми парусами, а вы – юнги на этом корабле. А я – ваш капитан. Во время этого путешествия мы с вами вспомним орфограммы, изученные на предыдущих уроках. А какие вы мне сами напомните. Хотите попробовать? Поднять паруса! Полный вперед!
3.– Отчалим мы прямо из дома.
Проверка домашнего задания: с.30 упр.3. Прочитайте звуко-буквенный разбор слова зимой
4. Игра «Учитель – ученик».
Повернитесь друг к другу и проговорите домашнее правило с.22. Как проверить парный согласный на конце слова?
II. Установочно – мотивационный.
1.Минутка чистописания.
-А направимся мы в порт Чистописания.
Посмотрите на буквы, записанные на доске и скажите, какие из них написаны верно?
Правильно, это заглавная буква К и строчная буква к.Запишите их один раз, соединяя буквы друг с другом.
А теперь посмотрите на слова, записанные ниже. Давайте вставим пропущенные буквы в словах и эти буквы добавим в минутку каллиграфии.
Слова: п…ля, д…ла, п…так, кр…чать, р…бота
Кк ко ке кя ки ка
Какая орфограмма встретилась вам в этих словах? как ее проверить?
Прочитайте предложение. Спишите его, исправив ошибки.
Вада в марях саленая.(поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверте выполненную работу)-взаимопроверка
2.Залив Словарных слов.
Словарная работа (с опорой на этимологию слова).
-Продолжаем путешествие. Там за горой спрятано словарное слово.
- Чтобы узнать наше новое словарное слово, вам добавить гласные звуки к имеющимся согласным. КРБЛЬ .Правильно, это слово КОРАБЛЬ, обратите внимание на вторую букву в нем. Проговорите его хором, вполголоса.
Значение слова корабль:
1) Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса.
2) Многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.
3) Летательный аппарат большой мощности.(См. сказку в театре «Летучий корабль»).
(Учитель записывает слово на доске, а дети в индивидуальные словарики, выделяют букву О).
Примечание: на уроке демонстрируется игрушечный корабль, сделанный из коры дерева.
- Как вы думаете, почему морское судно назвали словом корабль?
От какого слова образовано данное?
(Дети высказывают свои предложения. Затем объясняет учитель.)
- Исконно – русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА, КОРОБ, КОРЫТО.
- Что у них общего?
И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблем, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.
Ударение: кора?бль (произнесите слово 3 раза и запишите по памяти)
Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?
Всеобщими усилиями найдены слова – подсказки: корка, корочка.
- В древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имели единый исторический корень – кор -.
Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль – все слово – корень.
- Как можно назвать маленький корабль?
Дети: - Кораблик.
- Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля?
Дети: - Корабельные.
- Как называют людей, которые строят корабли?
Дети: - Корабелы, кораблестроители.
3.«Мозговой штурм» (Составить слова)
Корабль: кора, бар, бал, боль, рок, рак, раб, корь, кол, краб. бок, брак, бак, кобра, блок, бокал. лоб, колба.роль, бор
III. Содержательно – поисковый.
Повторение пройденного.
- А сейчас мы приближаемся к бухте Повторения.
1. На карточках записаны слова в два столбика. Задание следующее: списать слова в 2 столбика, вставляя пропущенные буквы парных согласных на конце слов. Проверочные слова подбираете устно. Орфограмму подчеркнуть.
КОРО…(Б/п) КУЛА…(К/Г)
КО…(Ж/Ш)КА КРАСИ…(В/Ф)
КО….(З/С)ЬБА КЛА…(Д/Т)
Проверка. (По очереди дети читают слова, называют пропущенную букву, доказывают. А класс слушает ответы ребят и сигнализируют сигнальными карточками: красный цвет – неверно, зеленый- верно).
Обобщение: Как проверить парные согласные на конце слова?
2. А наш корабль причалил к острову Физминутки
3. Направляемся к Проливу пословиц. Но здесь пираты. А пропустят они нас только тогда, когда мы назовем ширину пролива. Его ширина составляет столько км, сколько слов в пословицах и поговорках с сочетаниями чк-чн.
Скорей сосчитаем, ребята! (на партах карточка №1)
В одиночку не одолеешь и кочку. Два и в поле воюют, а один и на печке горюет. Поручили дело – выполняй его точно и умело.
- Прочитайте пословицы.
- Объясните их смысл.
- Какие из пословиц подходят к теме нашего урока. Докажите. А какая помогает развивать чувство коллективизма?
- Сколько же слов с сочетаниями чк-чн вы увидели? Значит, какова ширина пролива? (4 км)
- Как же нужно писать сочетания чк-чн?
- Спишите последнее предложение.
- Все ли слова можно перенести? Как перенесли слово умело?
- Спасибо пиратам за интересное задание.
. -Заняли места в своих каютах. Наше путешествие продолжается дальше. Мы свободно плаваем в море сочетаний –ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
1.- Ребята сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и отгадки будем записывать в тетрадь
1.Стоят старики над водой
Качают бородой (камыши)
2.Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу:
Когда спать
Когда встать (часы)
3.В огороде есть трава,
Очень кислая она.
Всяк пригодится-
В щи она годится (щаве?ль)
4.Не шит, не кроен-
На ниточке сборен (чулок)
5.В речке хвостиком виляет
Зубами рыбешек, пугает (щука)
6. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
-К нам на мачту сел чиж
2.Задание на развитие речи.
Из данных слов составить и записать предложения, выделить орфограммы. (слова распечатаны отдельно на листиках)
Весёлый, душистый, сторожит, чижик, ландыш.
( Весёлый чижик сторожит душистые ландыши).
Подчеркните в предложении главные члены.
3.Подведение итогов. Как видите, наши знания – надежное спасательное средство. Вот мы и дома. Наше путешествие сегодня подошло к концу. Скажите, чем мы занимались? Где мы побывали с вами во время путешествия?
Домашнее задание-
II. Духовно –эстетический(завершающий).
Кому понравился сегодняшний урок, кому было интересно на уроке, кто чувствует, что хорошо поработал. Если вам понравился урок, возьмите и прикрепите к мачте красный шарик.
Если не очень, то синий шарик.
Если не понравился, то жёлтый шарик.