Урок русского языка в 3 классе Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Урок русского языка в 3 классе Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.
В ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
Упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».»
Урок русского языка в 3 классе
Тема:«Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Цель: - создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.
Задачи: - в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова; - упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации; - развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).
Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч. 1 (автор А.В. Полякова), разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете? Дети: Узнаем что-то новое. Учитель: Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
ІІ. Актуализация знаний.
Дети в тетрадях подписывают число. На доске записано предложение. В городке стоит грустная зима.
1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать? Дети: Это предложение. - По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. - Распространенное. Учитель: Какие задания можете предложить к этому предложению? Дети: Разобрать по членам предложения. - Определить части речи. - Поставить в словах ударения. - Разделить слова на слоги и т.д. Учитель: Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков!
2. Учитель: А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится? Дети: Гласная я в слове грустная. Учитель: Запишите данную строчную букву в соединении с любыми другими буквами так, чтобы получилось верхнее соединение, среднее и нижнее. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель: Какие получились соединения? (проверка, дети называют соединения).
3. Учитель: Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень. Проверка. Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы? - Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?). Дети: Написание безударных гласных в корне слова. - Написание слов с сомнительной согласной в корне слова. - Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.
ІІІ. Постановка проблемы.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Дети: О безударных гласных. - О непроизносимых согласных. - Об однокоренных словах. - О написании парных согласных. Учитель: Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем? Дети: Мы умеем проверять безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные. Учитель: А что можем еще исследовать по этой проблеме? (При затруднении задать вопросы: есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?). Учитель: Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев? Дети: Нельзя, потому что это разные правила. - А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова. - Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно. Учитель: Попробуем сформулировать цель урока. Дети: Создать правило для однокоренных слов. - Я хочу дополнить. Правило для безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных. - Для проверки букв в корне слова. Учитель: Молодцы! Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.
Учитель: Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски). Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка.
рыбка солнце лесник сказка звездный тянули зуб вестник грибник
Учитель: Почему именно так распределил слова в группы? Ученик: Я распределил слова по орфограммам. В первый столбик записал слова с парной согласной в корне слова, во второй – слова с непроизносимой согласной в корне слова, а в третий – слова с безударной гласной в корне слова. Ученица: А я по-другому распределила слова. У меня в первом столбике существительные, во втором – прилагательное, а в третьем – глагол. Дети обсуждают различные варианты и приходят к выводу, что первый вариант более удачный. Учитель: Молодцы. Вы нашли разные варианты классификации. Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке? Дети: Я думаю что вариант, в котором мы делили по орфограммам, потому что мы должны придумать общее правило для всех слов. Учитель: Умница. Вспомним цель урока. Дети: Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной в корне слова, с непроизносимой согласной в корне слова и с парной согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно. Учитель: Кто согласен с такой точкой зрения? (весь класс). И я тоже так считаю. - Вернемся к словам первого столбика. Что их объединяет? Дети: Парная согласная в корне слова. Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова. - Какое слово может быть лишним? Дети: Зуб, оно мужского рода, а остальные слова женского рода. Учитель: Что объединяет слова второго столбика? Дети: Во всех словах в корне слова непроизносимая согласная. Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова. - Какое слово может быть лишним? Дети: Я думаю что звездный, потому что это прилагательное, а остальные слова имена существительные. Учитель: Что объединяет слова третьего столбика? Дети: Во всех словах в корне слова безударная гласная. Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова. - Какое слово может быть лишним? Дети: Тянули, это глагол, а остальные слова имена существительные. Учитель: Какое правило помогло проверить слова первого столбика? (ответы детей). Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором после согласного стоял бы гласный звук.
Учитель: Какое правило помогло проверить слова второго столбика? (ответы детей).
Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот звук произносится
Учитель: Какое правило помогло проверить слова третьего столбика? (ответы детей).
Подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Учитель: Сравните три правила. Что интересное заметили? Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово. - Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов. Учитель: Вспомним цель нашего исследования. Дети: создать общее правило для трех случаев. Учитель: Кто попробует сформулировать общее правило для трех случаев? Дети: - Нужно придумать однокоренные слова. - Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать однокоренные проверочные слова. Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова.
Чтобы проверить безударную гласную, парную согласную и непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово.
V. Физкультминутка.
VІ. Первичное закрепление. Выполнение упражнения 246 из учебника самостоятельно с предварительным разбором. Учитель: Прочитаем задание. - Что нужно сделать? (ответы детей). - Кому нужна помощь? Самостоятельная работа. Проверка. Учитель: Какие орфограммы в корне проверяются одним способом? (ответы детей).
VІІ. Закрепление. Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.
Исправь ошибки в тексте. На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово. обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________ пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________ п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________ ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________ выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________
Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.
VІІІ. Рефлексия.
Учитель: Давайте подведем итог урока. - Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? (ответы детей) - Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? (ответы детей) - Какие трудности возникли? (ответы детей) - Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? (ответы детей)
Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.
ІХ. Домашнее задание.
Упражнение 250, поделиться с родителями новым открытием.