kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.


В ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
Упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Цель:
- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:
- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч. 1 (автор А.В. Полякова), разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?
Дети: Узнаем что-то новое.
Учитель: Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

ІІ. Актуализация знаний.

Дети в тетрадях подписывают число.
На доске записано предложение.
В городке стоит грустная зима.

1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?
Дети: Это предложение.
- По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.
- Распространенное.
Учитель: Какие задания можете предложить к этому предложению?
Дети: Разобрать по членам предложения.
- Определить части речи.
- Поставить в словах ударения.
- Разделить слова на слоги и т.д.
Учитель: Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков!

2. Учитель: А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?
Дети: Гласная я в слове грустная.
Учитель: Запишите данную строчную букву в соединении с любыми другими буквами так, чтобы получилось верхнее соединение, среднее и нижнее.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель: Какие получились соединения? (проверка, дети называют соединения).

3. Учитель: Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.
Проверка.
Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?
- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).
Дети: Написание безударных гласных в корне слова.
- Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.
- Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

ІІІ. Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Дети: О безударных гласных.
- О непроизносимых согласных.
- Об однокоренных словах.
- О написании парных согласных.
Учитель: Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем?
Дети: Мы умеем проверять безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные.
Учитель: А что можем еще исследовать по этой проблеме? (При затруднении задать вопросы: есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?).
Учитель: Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?
Дети: Нельзя, потому что это разные правила.
- А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.
- Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.
Учитель: Попробуем сформулировать цель урока.
Дети: Создать правило для однокоренных слов.
- Я хочу дополнить. Правило для безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.
- Для проверки букв в корне слова.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.

ІV. Поиск решения.

На доске записаны слова.
Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

Учитель: Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Проверка.

рыбка                        солнце                      лесник
сказка                       звездный                 тянули
зуб                              вестник                    грибник

Учитель: Почему именно так распределил слова в группы?
Ученик: Я распределил слова по орфограммам. В первый столбик записал слова с парной согласной в корне слова, во второй – слова с непроизносимой согласной в корне слова, а в третий – слова с безударной гласной в корне слова.
Ученица: А я по-другому распределила слова. У меня в первом столбике существительные, во втором – прилагательное, а в третьем – глагол.
Дети обсуждают различные варианты и приходят к выводу, что первый вариант более удачный.
Учитель: Молодцы. Вы нашли разные варианты классификации. Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке?
Дети: Я думаю что вариант, в котором мы делили по орфограммам, потому что мы должны придумать общее правило для всех слов.
Учитель: Умница. Вспомним цель урока.
Дети: Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной в корне слова, с непроизносимой согласной в корне слова и с парной согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно.
Учитель: Кто согласен с такой точкой зрения? (весь класс). И я тоже так считаю.
- Вернемся к словам первого столбика. Что их объединяет?
Дети: Парная согласная в корне слова.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
- Какое слово может быть лишним?
Дети: Зуб, оно мужского рода, а остальные слова женского рода.
Учитель: Что объединяет слова второго столбика?
Дети: Во всех словах в корне слова непроизносимая согласная.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
- Какое слово может быть лишним?
Дети: Я думаю что звездный, потому что это прилагательное, а остальные слова имена существительные.
Учитель: Что объединяет слова третьего столбика?
Дети: Во всех словах в корне слова безударная гласная.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
- Какое слово может быть лишним?
Дети: Тянули, это глагол, а остальные слова имена существительные.
Учитель: Какое правило помогло проверить слова первого столбика? (ответы детей).
Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором после согласного стоял бы гласный звук.

Учитель: Какое правило помогло проверить слова второго столбика? (ответы детей).

Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот звук произносится

Учитель: Какое правило помогло проверить слова третьего столбика? (ответы детей).

Подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Учитель: Сравните три правила. Что интересное заметили?
Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.
- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.
Учитель: Вспомним цель нашего исследования.
Дети: создать общее правило для трех случаев.
Учитель: Кто попробует сформулировать общее правило для трех случаев? 
Дети: - Нужно придумать однокоренные слова.
- Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать однокоренные проверочные слова.
Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную, парную согласную и непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово.

V. Физкультминутка.

VІ. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения 246 из учебника самостоятельно с предварительным разбором.
Учитель: Прочитаем задание.
- Что нужно сделать? (ответы детей).
- Кому нужна помощь?
Самостоятельная работа.
Проверка.
Учитель: Какие орфограммы в корне проверяются одним способом? (ответы детей).

VІІ. Закрепление.
Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.

Исправь ошибки в тексте.
На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.
Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.
обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________
пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________
п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________
ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________
выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________


Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.
существительные прилагательные глаголы
грусть _____________ ____________
зелень _____________ ____________
синева _____________ ____________
веселье _____________ ____________
мороз _____________ _____________
звонок _____________ _____________

Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.

VІІІ. Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итог урока.
- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? (ответы детей)
- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? (ответы детей)
- Какие трудности возникли? (ответы детей)
- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? (ответы детей)

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

ІХ. Домашнее задание.

Упражнение 250, поделиться с родителями новым открытием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коренцова Тамара Николаевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256493

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства