Оборудование: компьютер, видеопроектор, магнитные доски у учащихся.
Обеспечение: учебник «Русский язык», 3 класс часть 1. Автор Т.Г.Рамзаева, карточки с самостоятельной работой, разрезные карточки с пословицами, фотогазета «С Днем защитника Отечества!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, магнитные доски у учащихся.
Обеспечение: учебник «Русский язык», 3 класс часть 1. Автор Т.Г.Рамзаева, карточки с самостоятельной работой, разрезные карточки с пословицами, фотогазета «С Днем защитника Отечества!»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Как называется наша страна?
- Кто охраняет границы нашей Родины?
- Каково основное назначение армии?
- Кто из мальчиков мечтает стать офицером?
II. Проверка домашнего задания. (выборочно)
Ответ на вопрос «Что дала папе служба в армии?»
III. Актуализация знаний.
(Учитель обращает внимание на фотогазету с портретами пап - солдат, читает стихи.)
Он, ребята, в должности высокой:
Русский воин, рядовой солдат.
На него с надеждою глубокой
Все народы пристально глядят.
Ученик 1: Наша Армия родная
И отважна и сильна!
Никому не угрожая,
Охраняет мир она!
Ученик 2: Несокрушимая и легендарная,
В боях познавшая радость побед,
Тебе, любимая, родная Армия,
Мы посвящаем урок наш – привет!
Учитель: Я хочу вам рассказать одну историю.
«В одном взводе шло обсуждение заметки из газеты о том, как рядовой Иванов спас тонущую девочку. Командир спрашивает:
- А какими качествами должен был обладать рядовой Иванов, спасший девочку?
- Мужеством,- отвечает один солдат.
- Решительностью,- отвечает другой.
- Выносливостью,- говорит третий.
- Смелостью,- говорит четвертый.
- Правильно, молодцы,- хвалит командир. И вдруг один солдат говорит:
-По – моему, рядовой Иванов должен был еще уметь плавать.
Ребята! От каждого из вас в будущем зависит, какой быть нашей армии. А чтобы быть настоящим солдатом, надо учиться и уметь делать все.
- Как вы думаете, людям, которые защищают нашу Родину, нужно хорошо знать русский язык? (Ответы детей)
- Послушайте, как о нашем русском языке сказал Н.Бойко в своём стихотворении:
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов.
Суворов одобрял солдат
На русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
Менделеев дал закон
На русском языке!
«Долой царя!» - народ сказал
На русском языке!
- Итак, запишем дату. «За дело, друзья, открываем тетрадь…»
Постановка темы урока.
Учитель: Ребята, все задания сегодня мы посвящаем бывшим, настоящим и будущим защитникам нашей Родины. Сегодня мы проводим урок – смотр знаний по правилам, которые помогают писать корень в словах.
IV. Работа по теме урока.
1) Минутка чистописания.
( На доске написаны 4 слова: праз..ник, вр..ги, г..рой, сапо.. .)
- Какие буквы пропущены в словах? Докажите.
- Чем похожи эти слова? (Двусложные, пропущена буква в корне слова)
- Какое слово лишнее? (Герой, т.к. нельзя подобрать проверочное слово, враги – мн.число, сапог – две орфограммы).
Составьте цепочку из пропущенных букв. (даег, гдае, егда, аегд и т.д.)
Установите закономерность и продолжите написание цепочек самостоятельно (безотрывное письмо).
2) Словарная работа. (Индивидуальная работа на магнитных досках)
(На доске написаны слова: с..годня, ф..враль, н..род, р..кета, п..беда, Р..дина, с..лдат.)
- Какая буква пишется в словах – показать на доске. (Учитель указывает на слово, дети пишут на магнитной доске букву.)
- Устно составьте предложения с использованием отдельных словарных слов.
(Дети составляют предложения.)
Напишите предложение (под диктовку) и подчеркните главные члены предложения. (Ученик на доске, остальные в тетрадях)
В феврале народпразднует День защитника Отечества.
- Какие три правила учат писать буквы в корне слова? (Правописание безударных гласных в корне слова, правописание глухих и звонких согласных, правописание непроизносимых согласных.) (Дети озвучивают правила проверки)
Что общего между ними? (Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать однокоренное.)
- Определите орфограммы в словах, вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочные слова. (Слова записаны на доске)
(Дети работают с магнитными досками, объясняя способ подбора проверочного слова)
стр..на
кре..кий
лес..ница
заря..ка
ярос..ный
гол..с
Тестовая проверка (Работа индивидуальная с магнитными досками)
1. Всеслова с безударной гласной в корне можно проверить? (нет, есть словарные слова, которые нужно запомнить)
2. Слово СОЛДАТ требует проверки? (нет, его нужно запомнить).
3. Слова с парными согласными можно проверить двумя способами? (да)
4. Слова с непроизносимой согласной проверяются одним способом? (да)
5. В слове САПОГ одна орфограмма? (нет, две – безударная гласная и парная согласная)
6. Слово ЧУВСТВО требует проверки? (нет, оно словарное)
7. К слову ЗВЁЗДНЫЙ можно подобрать проверочное слово ЗВЁЗДНАЯ? (нет, звезда)
8. Слово ТАНКИСТ требует проверки? (Да – безударная гласная в корне)
9. Слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами? (Да)
10. В слове ОПАСНЫЙ нужно писать непроизносимую Т (Нет, проверочное слово – опасен)
Списывание с орфографическим заданием.
Учебник «Русский язык», 3 класс часть 1. Автор Т.Г.Рамзаева
с.127, Упражнение № 299.
Прочитать текст, списать первое предложение, подчеркнуть буквы, написание которых нужно проверять. (Ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Чудеса героизма проявили наши доблестные воины в годы войны с фашистами.
ФИЗМИНУТКА – под песню «Ты не бойся , мама!»
Работа с пословицами. (Парная работа)
- Учитель: Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. У вас на столах лежат наборы с разрезанными пословицами. Ваша задача – соединить начало и конец пословицы правильно. Работаете парами – начало пословицы у одного ученика, конец – у другого.
Родина краше солнца,
дороже золота.
Родина – мать,
умей за неё постоять.
Любовь к Родине
сильнее смерти.
Для Родины своей
ни сил, ни жизни не жалей.
Тот герой,
кто за Родину горой.
( По окончании работы дети зачитывают пословицы и записывают в тетрадь одну, которая понравилась больше всех). Подчеркнуть буквы на изученные правила написания корня. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Самостоятельная работа на карточках –(Представлена в трёх уровнях сложности.)
Задание: 1 уровень – вставить в 15 слов пропущенную букву, распределить слова по орфограммам.
- Какие три правила учат писать буквы в корне слова?
- Что общего между ними? (Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать однокоренное.)
- Что вам понравилось сегодня на уроке и вы бы хотели рассказать дома своим родителям?
VI. Домашнее задание: (по выбору)
1 – Подобрать пословицы о солдатах, о службе в армии (написать в тетради).
2 – Написать в тетради ответ на вопрос «Какими качествами, по-вашему, должен обладать защитник Отечества?»
Учитель: Народ всегда с уважением, гордостью и любовью относился к армии. Предлагаю вам посмотреть клип на песню «Моя армия» (Муз. Э Ханок, сл. И.Резник) в исполнении группы «Непоседы». - Спасибо за урок!