Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы, учить пользоваться словарем, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о признаках глагола»
Тема. «Обобщение знаний о признаках глагола как части речи».
Цели урока. Учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы, учить пользоваться словарем, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка», картина «Зима».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка задач урока.
1) Учитель. Нас пригласили в страну Глаголию. А вот и наши кораблики – облачка, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию.
«рис.1».
У. Но что это за необычные сочетания букв на облачках?
Дети отвечают.
У. По каким признакам мы различаем глаголы среди других частей речи?
Д. Глаголы отвечают на вопросы что делает? что сделают? что делал? и т.д. иобозначают действия предметов.
2) Проверка домашнего задания.
(Ученик пишет на доске отрывок из стихотворения А.С.Пушкина по памяти).
I
Буря мглою небо кроет;
Вихри снежные крутя;
I
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя….
(А.С.Пушкин).
Класс работает с учителем.
III. Закрепление.
1) Задание на развитие интеллекта.
У. Прочитайте. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.
Д. дружба – лишнее слово, т.к. это имя существительное, а остальные глаголы;
кажется – лишнее слово, т.к. возвратный глагол, а остальные невозвратные;
смотрят – лишнее слово, т.к. глагол множественного числа, а остальные единственного;
разрушаешь – лишнее слово, т.к. глагол настоящего времени, а остальные будущего времени;
накормишь – лишнее слово, т.к. глагол II спряжения, а остальные I спряжения;
покинешь – лишнее слово, т.к. в нём приставка с гласной о, а в остальных словах с гласной а;
занесёшь – лишнее слово, т.к. имеет безударную гласную в корне.
2) Проверка письма по памяти.
У. С чем сравнивает А.С.Пушкин бурю?
Как вы понимаете значение слова буря?
А теперь найдите значение слова буря в «Толковом словарике» Неусыповой Н.М.
Д. Несчастье с сильным разрушительным ветром, часто со снегом.
У. Назовите синонимы слова буря.
Д. Буран.
3) Работа с отрывком из рассказа С.Аксакова «Буран».
У. Прочитайте II абзац.
Д. …Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось.
У. Что здесь описывается?
Какую часть речи использовал автор, чтобы показать неимоверную силу бурана?
У. Прочитайте. Сколько глаголов использовал автор?
Д. 11 глаголов.
У. Что можете сказать об этих глаголах?
Д. Это глаголы прошедшего времени.
4) Работа в группах.
I, II группы ставят глаголы во 2л. ед.ч. (по 5гл.)
III, IV группы ставят глаголы в 3л. ед.ч.
У каждой группы заготовленный лист с глаголами, дети пишут фломастером.
Iгр. 2л. ед.ч.
IIгр. 2л. ед.ч.
слепил -
занимал –
ревел –
свистел –
выл -
стонал –
бил –
трепал –
вертел –
обвивался -
IIIгр. 3л. ед.ч.
IVгр. 3л. ед.ч.
слепил –
занимал –
ревел –
свистел –
выл -
стонал –
бил –
трепал –
вертел –
обвивался -
5) Проверка.
Каждая группа выходит к доске, читает по одному глаолу и доказывает написание окончания глагола
I
Д. обвивался – обвиваешься – ставлю в н.ф. – обвивать, оканчивается на ать, значит глагол I спр., пиши е и т.д.
6) Физминутка.
7) Самостоятельная работа.
а) На плакате («рис. 2»).
У. Спишите отрывок из стихотворения С.Есенина. Вставьте пропущенные окончания. Произведите морфологический и синтаксические разборы.
(2 ученика работают на индивидуальных досках).
Скачет – глагол, н.ф. скакать, несов. вида, I спр., в ед.ч., в наст.вр., в 3-м лице.
прил. сущ.
Бесконечнаядорога
гл. сущ. нар.
Убегаетлентой вдаль
б) Проверка.
IV. Творческая работа («рис. 3»).
У. Теперь мы идём в парк страны Глаголии. Здесь зима. Составьте несколько предложений о том, что увидели в парке и запишите. Глаголы употребите с целью своего высказывания.
Приметы зимы.
Затянула зима небо серыми тучами и давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели луга и пригорки. Ходишь в больших мягких валенках, ступаешь тихо, неслышно. Обрядила зима и деревья. Любуешься на зимнюю картину леса.
(Дежина Даша)
Парк страны Глаголии.
Когда зайдёшь в парк, то кажется, что попал в зимнюю сказку. Деревья поменяли свои зелёные одежды на белые шубы. И ели не отстают. Они надели белые шапки. А если тихо подойдёшь к дереву, то можно увидеть зайца.
(Воронов Денис)
V. Итог урока.
У. Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
А вот и наши кораблики-облачка, которые возвратят нас из страны Глаголии. Разгадайте секрет облачков.
«рис.4».
Д. Глагол в предложении выполняет роль сказуемого и согласуется с подлежащим.